Рейтинг@Mail.ru
Ректор БФУ: аудиторий, в привычном понимании, больше не будет - Навигатор абитуриента РИА Новости, 15.09.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Ректор БФУ: аудиторий, в привычном понимании, больше не будет

© Фото : пресс-служба БФУРектор Балтийского федерального университета (БФУ) имени Иммануила Канта Александр Федоров
Ректор Балтийского федерального университета (БФУ) имени Иммануила Канта Александр Федоров
Ректор Балтийского федерального университета (БФУ) имени Иммануила Канта Александр Федоров
Как в будущем изменится образовательная среда? Как распределятся роли вузов на мировой арене? Где ждать научного прорыва? Об этом и многом другом в интервью РИА Новости рассказал ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Александр Федоров.
В БФУ стартует инфраструктурный проект "Ядро-100". По сути, это новая программа развития университета. Как вы уже анонсировали, речь идет о "новом дизайне образовательной среды". Поясните, что стоит за модными словами?
— Это не модные слова, а каркас той глобальной повестки, которая будет стоять перед национальной системой образования ближайшие пять лет. "Новый дизайн образовательной среды" – комплексное решение. В него входит и цифровизация, и изменение контента, и организация персонифицированных образовательных траекторий для студентов, и новое разделение труда профессорско-преподавательского состава.
Идея проекта состоит из трех частей. Первая часть связана с местом, пространством и временем, в котором находятся студенты и преподаватели. Аудиторий, в привычном понимании этого слова, больше не будет. Вместо них появятся многофункциональные пространства, которые в конкретное время будут иметь определенное предназначение (потоковые, проектные, высокотехнологичные аудитории, open spaces). Их главный принцип – мобильность.
Вторая часть – это цифровая поддержка: на все аудитории университета накладывается виртуальная среда, связанная с ведущими образовательными платформами, откуда в режиме реального времени можно черпать открытые образовательные курсы. Это дает возможность студенту обучаться как офлайн, так и онлайн, за исключением практических занятий и проектной деятельности, где совершенно необходимо очное присутствие.
Третья часть предполагает радикальное изменение отношений преподавателя и студента: мы вводим формат смешанного класса, "перевернутого" занятия и интегральной образовательной среды. На такие занятия студент приходит уже подготовленным. Его цель – не транслировать знания, а обсуждать проблемы, которые поставил перед ним преподаватель.
— Вы не опасаетесь, что из-за цифровизации и новых форматов аудитории в университете потеряют некую академическую теплоту?
— Напротив, она туда вернется, более того, теплота станет тем, из чего выжигают пламя и создают инновации. Возвращение академического жара в аудитории происходит именно тогда, когда здесь хочется присутствовать. Здесь нет привычных парт и жестко структурированного пространства, а есть среда, заставляющая мыслить и меняться.
Если же к этому добавить системное интернет-сопровождение, то, я уверен, сама среда будет пробуждать у студентов и преподавателей новые академические аппетиты.
Доктор педагогических наук профессор БФУ им. Канта Бударина Анна Олеговна
"Люди стали часто менять профессии": эксперт о новой философии образования
— Согласитесь, что любые разговоры о мультимедиа и цифровизации в контексте высшего образования сейчас наводят на мысли о постепенном внедрении повсеместного дистанционного обучения. Как вы сами относитесь к "удаленке" вне карантина?
— Я не являюсь сторонником дистанционной формы как основной. Более того, я не считаю "удаленку" формой образования. Это всего лишь один из способов донесения информации, и придуман он не вчера и не из-за карантина.
Тотальный дистант был применен в Австралии в конце 70-х годов, когда удаленность сельских школ от мегаполисов породила резкое падение качества образования и необходимость внедрить через доступные средства телекоммуникации (это был обычный телевизор) образовательное вещание на все австралийские школы.
Уже тогда это повлекло за собой определенные проблемы, и они никуда не делись. Коммуникативная среда является не просто способом социализации, а основой для инновационной деятельности. Когда люди общаются, создают совместный проект, между ними устанавливается особый тип связи, который не может возникнуть дистанционно.
Дистанционное обучение, безусловно, будет развиваться. Я убежден, что оно не станет тотальным, но найдет свое место и войдет в университетскую триаду, которую мы увидим лет через 10-15 в рамках всего мирового университетского сообщества.
Ректор Балтийского федерального университета (БФУ) имени Иммануила Канта Александр Федоров
Путь на Запад лежит через Восток: БФУ вступает в новый период развития
— Что за триада?
— В мире будут три категории вузов. Первая категория: вузы, которые производят контент, их будет не очень много, и там сосредоточатся лучшие преподаватели. Эти вузы будут производить хорошие массовые онлайн-курсы для всеобщего пользования.
Вторая категория: "вузы-коворкинги", предоставляющие студентам пространства для проектной деятельности и совместной социализации.
Третья категория: вузы, которые всегда работали офлайн в двух третях своей деятельности – это медицинские и педагогические образовательные организации и вузы, обеспечивающие безопасность страны.
Каждый университет в этой композиции найдет свое место. Не исключено, что роли иногда будут меняться.
— На какие специальности в ближайшие годы в БФУ будет сделан основной упор?
— 1 октября мы запускаем новую стратегию. Уже утверждена идеологическая часть и составлен пул флагманских программ. БФУ – федеральный университет, который по ряду направлений в нашем регионе на сто процентов обеспечивает подготовку высокоуровневых специалистов. Это налагает на нас определенные обязательства. Мы не можем стать моновузом, сосредоточившись на одной проблематике, как например ИТМО.
Но у нас есть четыре укрупненных направления, которые превратятся в мегафакультеты: это комплексы образовательных программ, связанных с человеком и обществом, IT и искусственным интеллектом, природой тела (весь комплекс биоинженерии, биомедицины и биотехнологии) и прикладное машиностроение.
Программирование
Цифровая гуманитаристика: как историку и филологу понять программиста
— Пандемия внесла свои коррективы в медицинские программы вуза?
— Как и все медицинские вузы страны, мы были вынуждены перенести аккредитацию врачей на следующий год. Что касается контента, то у нас появились специальные программы по иммунологии. Мы их активно внедряем в линейный процесс обучения, усиливая блок, связанный с образованием в области борьбы с инфекциями.
Кроме того, по заказу региона мы создали специальную программу по профилактике и работе с больными COVID-19. Через нее прошло уже больше двух тысяч человек.
Иммунология всегда была важным направлением для БФУ, и мы собираемся его наращивать в партнерстве с коллегами из Китая (Аньхойский медицинский университет) и Германии.
— Где, на ваш взгляд, ожидаются прорывные научные открытия?
— Первая тематика, без которой сейчас не может адекватно развиваться ни один университет мира, и которая будет занимать умы исследователей 30 следующих лет – когнитивистика и нейрокогнитивистика в ее трансдисциплинарном измерении. Исследования "мозг – сознание – мышление" будут мейнстримом наших научных интересов и иметь практическое значение для всех сфер деятельности человека. Для БФУ это будет флагманский проект, который вслед за собой породит целый ряд образовательных программ: нейрообразование, нейробиологию и нейрофилософию. Кстати, последнюю программу мы будем делать совместно с философским факультетом МГУ.
Важнейшими для нас становятся ряд направлений, связанных с федеральным проектом по созданию инновационных научно-технологических центров. Проект формируется по распоряжению президента РФ, и в БФУ он стартует в 2021 году. Главные темы – здоровьесбережение, пищевые технологии, чистая энергия и инжиниринговая работа, связанная с диверсификацией источников энергии. У БФУ в этом проекте появятся 34 новых партнера, которые мощным ядром к 2024 году создадут в Калининграде уникальную кооперативную ситуацию.
Студентка 1 курса магистратуры БФУ Анна Моторжина в биологическом отделении лаборатории
Наука в тренде: почему молодые люди уезжают учиться в Калининград
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала