https://na.ria.ru/20200803/1575217346.html
Ректор БФУ: аудиторий, в привычном понимании, больше не будет
Ректор БФУ: аудиторий, в привычном понимании, больше не будет - Навигатор абитуриента РИА Новости, 15.09.2020
Ректор БФУ: аудиторий, в привычном понимании, больше не будет
Как в будущем изменится образовательная среда? Как распределятся роли вузов на мировой арене? Где ждать научного прорыва? Об этом и многом другом в интервью РИА Навигатор абитуриента РИА Новости, 15.09.2020
2020-08-03T09:00
2020-08-03T09:00
2020-09-15T16:02
общество
образование - общество
балтийский федеральный университет
навигатор абитуриента
про профобразование. эксклюзивно
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156219/58/1562195896_0:150:3048:1865_1920x0_80_0_0_4cdb6aa9406147f7f1ab0620db73d96f.jpg
Как в будущем изменится образовательная среда? Как распределятся роли вузов на мировой арене? Где ждать научного прорыва? Об этом и многом другом в интервью РИА Новости рассказал ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Александр Федоров.— В БФУ стартует инфраструктурный проект "Ядро-100". По сути, это новая программа развития университета. Как вы уже анонсировали, речь идет о "новом дизайне образовательной среды". Поясните, что стоит за модными словами?— Это не модные слова, а каркас той глобальной повестки, которая будет стоять перед национальной системой образования ближайшие пять лет. "Новый дизайн образовательной среды" – комплексное решение. В него входит и цифровизация, и изменение контента, и организация персонифицированных образовательных траекторий для студентов, и новое разделение труда профессорско-преподавательского состава.Идея проекта состоит из трех частей. Первая часть связана с местом, пространством и временем, в котором находятся студенты и преподаватели. Аудиторий, в привычном понимании этого слова, больше не будет. Вместо них появятся многофункциональные пространства, которые в конкретное время будут иметь определенное предназначение (потоковые, проектные, высокотехнологичные аудитории, open spaces). Их главный принцип – мобильность.Вторая часть – это цифровая поддержка: на все аудитории университета накладывается виртуальная среда, связанная с ведущими образовательными платформами, откуда в режиме реального времени можно черпать открытые образовательные курсы. Это дает возможность студенту обучаться как офлайн, так и онлайн, за исключением практических занятий и проектной деятельности, где совершенно необходимо очное присутствие.Третья часть предполагает радикальное изменение отношений преподавателя и студента: мы вводим формат смешанного класса, "перевернутого" занятия и интегральной образовательной среды. На такие занятия студент приходит уже подготовленным. Его цель – не транслировать знания, а обсуждать проблемы, которые поставил перед ним преподаватель.— Вы не опасаетесь, что из-за цифровизации и новых форматов аудитории в университете потеряют некую академическую теплоту?— Напротив, она туда вернется, более того, теплота станет тем, из чего выжигают пламя и создают инновации. Возвращение академического жара в аудитории происходит именно тогда, когда здесь хочется присутствовать. Здесь нет привычных парт и жестко структурированного пространства, а есть среда, заставляющая мыслить и меняться.Если же к этому добавить системное интернет-сопровождение, то, я уверен, сама среда будет пробуждать у студентов и преподавателей новые академические аппетиты.— Согласитесь, что любые разговоры о мультимедиа и цифровизации в контексте высшего образования сейчас наводят на мысли о постепенном внедрении повсеместного дистанционного обучения. Как вы сами относитесь к "удаленке" вне карантина?— Я не являюсь сторонником дистанционной формы как основной. Более того, я не считаю "удаленку" формой образования. Это всего лишь один из способов донесения информации, и придуман он не вчера и не из-за карантина.Тотальный дистант был применен в Австралии в конце 70-х годов, когда удаленность сельских школ от мегаполисов породила резкое падение качества образования и необходимость внедрить через доступные средства телекоммуникации (это был обычный телевизор) образовательное вещание на все австралийские школы.Уже тогда это повлекло за собой определенные проблемы, и они никуда не делись. Коммуникативная среда является не просто способом социализации, а основой для инновационной деятельности. Когда люди общаются, создают совместный проект, между ними устанавливается особый тип связи, который не может возникнуть дистанционно.Дистанционное обучение, безусловно, будет развиваться. Я убежден, что оно не станет тотальным, но найдет свое место и войдет в университетскую триаду, которую мы увидим лет через 10-15 в рамках всего мирового университетского сообщества.— Что за триада?— В мире будут три категории вузов. Первая категория: вузы, которые производят контент, их будет не очень много, и там сосредоточатся лучшие преподаватели. Эти вузы будут производить хорошие массовые онлайн-курсы для всеобщего пользования.Вторая категория: "вузы-коворкинги", предоставляющие студентам пространства для проектной деятельности и совместной социализации.Третья категория: вузы, которые всегда работали офлайн в двух третях своей деятельности – это медицинские и педагогические образовательные организации и вузы, обеспечивающие безопасность страны.Каждый университет в этой композиции найдет свое место. Не исключено, что роли иногда будут меняться. — На какие специальности в ближайшие годы в БФУ будет сделан основной упор?— 1 октября мы запускаем новую стратегию. Уже утверждена идеологическая часть и составлен пул флагманских программ. БФУ – федеральный университет, который по ряду направлений в нашем регионе на сто процентов обеспечивает подготовку высокоуровневых специалистов. Это налагает на нас определенные обязательства. Мы не можем стать моновузом, сосредоточившись на одной проблематике, как например ИТМО.Но у нас есть четыре укрупненных направления, которые превратятся в мегафакультеты: это комплексы образовательных программ, связанных с человеком и обществом, IT и искусственным интеллектом, природой тела (весь комплекс биоинженерии, биомедицины и биотехнологии) и прикладное машиностроение.— Пандемия внесла свои коррективы в медицинские программы вуза?— Как и все медицинские вузы страны, мы были вынуждены перенести аккредитацию врачей на следующий год. Что касается контента, то у нас появились специальные программы по иммунологии. Мы их активно внедряем в линейный процесс обучения, усиливая блок, связанный с образованием в области борьбы с инфекциями.Кроме того, по заказу региона мы создали специальную программу по профилактике и работе с больными COVID-19. Через нее прошло уже больше двух тысяч человек.Иммунология всегда была важным направлением для БФУ, и мы собираемся его наращивать в партнерстве с коллегами из Китая (Аньхойский медицинский университет) и Германии. — Где, на ваш взгляд, ожидаются прорывные научные открытия?— Первая тематика, без которой сейчас не может адекватно развиваться ни один университет мира, и которая будет занимать умы исследователей 30 следующих лет – когнитивистика и нейрокогнитивистика в ее трансдисциплинарном измерении. Исследования "мозг – сознание – мышление" будут мейнстримом наших научных интересов и иметь практическое значение для всех сфер деятельности человека. Для БФУ это будет флагманский проект, который вслед за собой породит целый ряд образовательных программ: нейрообразование, нейробиологию и нейрофилософию. Кстати, последнюю программу мы будем делать совместно с философским факультетом МГУ.Важнейшими для нас становятся ряд направлений, связанных с федеральным проектом по созданию инновационных научно-технологических центров. Проект формируется по распоряжению президента РФ, и в БФУ он стартует в 2021 году. Главные темы – здоровьесбережение, пищевые технологии, чистая энергия и инжиниринговая работа, связанная с диверсификацией источников энергии. У БФУ в этом проекте появятся 34 новых партнера, которые мощным ядром к 2024 году создадут в Калининграде уникальную кооперативную ситуацию.
https://sn.ria.ru/20190429/1553092116.html
https://na.ria.ru/20191210/1562165236.html
https://na.ria.ru/20200709/1574061044.html
https://na.ria.ru/20200720/1574280652.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156219/58/1562195896_319:0:3048:2047_1920x0_80_0_0_224c2d7ff9584ac1a287a3c189e45e71.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, образование - общество, балтийский федеральный университет, навигатор абитуриента, про профобразование. эксклюзивно
Общество, Образование - Общество, Балтийский федеральный университет, Навигатор абитуриента, Про профобразование. Эксклюзивно
Как в будущем изменится образовательная среда? Как распределятся роли вузов на мировой арене? Где ждать научного прорыва? Об этом и многом другом в интервью РИА Новости рассказал ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Александр Федоров.
— В БФУ стартует инфраструктурный проект "Ядро-100". По сути, это новая программа развития университета. Как вы уже анонсировали, речь идет о "новом дизайне образовательной среды". Поясните, что стоит за модными словами?
— Это не модные слова, а каркас той глобальной повестки, которая будет стоять перед национальной системой образования ближайшие пять лет. "Новый дизайн образовательной среды" – комплексное решение. В него входит и цифровизация, и изменение контента, и организация персонифицированных образовательных траекторий для студентов, и новое разделение труда профессорско-преподавательского состава.
Идея проекта состоит из трех частей. Первая часть связана с местом, пространством и временем, в котором находятся студенты и преподаватели. Аудиторий, в привычном понимании этого слова, больше не будет. Вместо них появятся многофункциональные пространства, которые в конкретное время будут иметь определенное предназначение (потоковые, проектные, высокотехнологичные аудитории, open spaces). Их главный принцип – мобильность.
Вторая часть – это цифровая поддержка: на все аудитории университета накладывается виртуальная среда, связанная с ведущими образовательными платформами, откуда в режиме реального времени можно черпать открытые образовательные курсы. Это дает возможность студенту обучаться как офлайн, так и онлайн, за исключением практических занятий и проектной деятельности, где совершенно необходимо очное присутствие.
Третья часть предполагает радикальное изменение отношений преподавателя и студента: мы вводим формат смешанного класса, "перевернутого" занятия и интегральной образовательной среды. На такие занятия студент приходит уже подготовленным. Его цель – не транслировать знания, а обсуждать проблемы, которые поставил перед ним преподаватель.
— Вы не опасаетесь, что из-за цифровизации и новых форматов аудитории в университете потеряют некую академическую теплоту?
— Напротив, она туда вернется, более того, теплота станет тем, из чего выжигают пламя и создают инновации. Возвращение академического жара в аудитории происходит именно тогда, когда здесь хочется присутствовать. Здесь нет привычных парт и жестко структурированного пространства, а есть среда, заставляющая мыслить и меняться.
Если же к этому добавить системное интернет-сопровождение, то, я уверен, сама среда будет пробуждать у студентов и преподавателей новые академические аппетиты.
— Согласитесь, что любые разговоры о мультимедиа и цифровизации в контексте высшего образования сейчас наводят на мысли о постепенном внедрении повсеместного дистанционного обучения. Как вы сами относитесь к "удаленке" вне карантина?
— Я не являюсь сторонником дистанционной формы как основной. Более того, я не считаю "удаленку" формой образования. Это всего лишь один из способов донесения информации, и придуман он не вчера и не из-за карантина.
Тотальный дистант был применен в Австралии в конце 70-х годов, когда удаленность сельских школ от мегаполисов породила резкое падение качества образования и необходимость внедрить через доступные средства телекоммуникации (это был обычный телевизор) образовательное вещание на все австралийские школы.
Уже тогда это повлекло за собой определенные проблемы, и они никуда не делись. Коммуникативная среда является не просто способом социализации, а основой для инновационной деятельности. Когда люди общаются, создают совместный проект, между ними устанавливается особый тип связи, который не может возникнуть дистанционно.
Дистанционное обучение, безусловно, будет развиваться. Я убежден, что оно не станет тотальным, но найдет свое место и войдет в университетскую триаду, которую мы увидим лет через 10-15 в рамках всего мирового университетского сообщества.
— В мире будут три категории вузов. Первая категория: вузы, которые производят контент, их будет не очень много, и там сосредоточатся лучшие преподаватели. Эти вузы будут производить хорошие массовые онлайн-курсы для всеобщего пользования.
Вторая категория: "вузы-коворкинги", предоставляющие студентам пространства для проектной деятельности и совместной социализации.
Третья категория: вузы, которые всегда работали офлайн в двух третях своей деятельности – это медицинские и педагогические образовательные организации и вузы, обеспечивающие безопасность страны.
Каждый университет в этой композиции найдет свое место. Не исключено, что роли иногда будут меняться.
— На какие специальности в ближайшие годы в БФУ будет сделан основной упор?
— 1 октября мы запускаем новую стратегию. Уже утверждена идеологическая часть и составлен пул флагманских программ. БФУ – федеральный университет, который по ряду направлений в нашем регионе на сто процентов обеспечивает подготовку высокоуровневых специалистов. Это налагает на нас определенные обязательства. Мы не можем стать моновузом, сосредоточившись на одной проблематике, как например ИТМО.
Но у нас есть четыре укрупненных направления, которые превратятся в мегафакультеты: это комплексы образовательных программ, связанных с человеком и обществом, IT и искусственным интеллектом, природой тела (весь комплекс биоинженерии, биомедицины и биотехнологии) и прикладное машиностроение.
— Пандемия внесла свои коррективы в медицинские программы вуза?
— Как и все медицинские вузы страны, мы были вынуждены перенести аккредитацию врачей на следующий год. Что касается контента, то у нас появились специальные программы по иммунологии. Мы их активно внедряем в линейный процесс обучения, усиливая блок, связанный с образованием в области борьбы с инфекциями.
Кроме того, по заказу региона мы создали специальную программу по профилактике и работе с больными COVID-19. Через нее прошло уже больше двух тысяч человек.
Иммунология всегда была важным направлением для БФУ, и мы собираемся его наращивать в партнерстве с коллегами из Китая (Аньхойский медицинский университет) и Германии.
— Где, на ваш взгляд, ожидаются прорывные научные открытия?
— Первая тематика, без которой сейчас не может адекватно развиваться ни один университет мира, и которая будет занимать умы исследователей 30 следующих лет – когнитивистика и нейрокогнитивистика в ее трансдисциплинарном измерении. Исследования "мозг – сознание – мышление" будут мейнстримом наших научных интересов и иметь практическое значение для всех сфер деятельности человека. Для БФУ это будет флагманский проект, который вслед за собой породит целый ряд образовательных программ: нейрообразование, нейробиологию и нейрофилософию. Кстати, последнюю программу мы будем делать совместно с философским факультетом МГУ.
Важнейшими для нас становятся ряд направлений, связанных с федеральным проектом по созданию инновационных научно-технологических центров. Проект формируется по распоряжению президента РФ, и в БФУ он стартует в 2021 году. Главные темы – здоровьесбережение, пищевые технологии, чистая энергия и инжиниринговая работа, связанная с диверсификацией источников энергии. У БФУ в этом проекте появятся 34 новых партнера, которые мощным ядром к 2024 году создадут в Калининграде уникальную кооперативную ситуацию.