https://na.ria.ru/20200709/1574061044.html
Цифровая гуманитаристика: как историку и филологу понять программиста
Цифровая гуманитаристика: как историку и филологу понять программиста - Навигатор абитуриента РИА Новости, 09.07.2020
Цифровая гуманитаристика: как историку и филологу понять программиста
Цифровые навыки в современном мире – это больше, чем просто умение пользоваться интернетом, они нужны специалисту в любой области. Зачем вникать в технические... Навигатор абитуриента РИА Новости, 09.07.2020
2020-07-09T09:00
2020-07-09T09:00
2020-07-09T09:00
общество
балтийский федеральный университет
навигатор абитуриента
калининград
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/rsport/113117/96/1131179623_0:160:3076:1890_1920x0_80_0_0_1989926bd2cb7898e211fc0f8ab0299b.jpg
Цифровые навыки в современном мире – это больше, чем просто умение пользоваться интернетом, они нужны специалисту в любой области. Зачем вникать в технические особенности представителям гуманитарных профессий, корреспонденту “Социального навигатора” рассказала кандидат исторических наук, куратор магистерской программы “Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях” Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ им. Канта) Елена Баранова.– Что такое цифровая гуманитаристика?– На данный момент цифровая гуманитаристика воспринимается не как отдельное научное направление, а как ряд цифровых методов, которыми пользуются гуманитарии в своей научной деятельности. Это 3D-моделирование, компьютеризированный контент-анализ, базы данных, геоинформационные системы и другие. И если еще пару лет назад, когда мы делали первый набор в магистратуру, это было нечто новое, то уже сейчас применение этих методов если и не стало стандартным, то получило достаточно широкое распространение в высшем образовании.– Какие цифровые методы, помогающие науке, изучают и осваивают ваши студенты?– Студенты проходят курс геоинформационных систем, на котором учатся создавать электронные карты и привязывать к ним базы данных. Большой интерес вызывает 3D-моделирование. Это направление особенно популярно среди историков. Например, сейчас они трудятся над созданием виртуального дома Канта начала 18 века. Кроме того, студенты отмечают курс по интернет-эвристике от Андрея Володина из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова). И, конечно же, основы программирования и создания интернет-ресурсов, изучение графических редакторов.– Какие цели у цифровой гуманитаристики? Зачем ее изучать?– Сейчас даже не возникает такого вопроса. Все научные направления используют цифровые методы.Каждое научное направление использует методы Digital Humanities. Историки широко используют их в сохранении историко-культурного наследия, филологи – в корпусной лингвистике. Так как и то и другое направление в первую очередь работает с текстовым источником, их оцифровка – также одна из немаловажных задач.– Какие конкурентные преимущества у ваших выпускников на рынке труда? Какие в целом перспективы у студентов?– Мы стремимся к тому, чтобы наш выпускник знал обо всем цифровом разнообразии, которое можно применить в гуманитарной науке. Одна из наших целей – это выпуск специалиста, который может работать и в школе, и в музее, и в архиве, и в общественных организациях. Он может внедрять информационные технологии в работу своей организации, сам сделать минимальный цифровой ресурс или составить грамотное техническое задание для программиста, что сейчас очень важно. Мы устраняем пропасть между техническим и гуманитарным.Одна из целей магистратуры – создать грамотного цифрового учителя, потому что сегодня в школах есть такой запрос. Им требуются педагоги, которые умеют грамотно работать с детьми и цифровыми ресурсами.Кроме того, нашими студентами стали уже действующие педагоги, журналисты и инженеры. Многим необходимо освоить цифровые навыки и методы для своей работы, и мы даем этот базис.– Есть ли партнеры у программы?– В прошлом году к нам подключилась компания Microsoft. С помощью ресурсов партнера мы планируем разработать учебный модуль "DigitalHumanities". Кроме того, совсем недавно несколько преподавателей нашей магистратуры прошли курсы повышения квалификации в Мicrosoft Teams (платформа для совместной работы – прим. ред.).Кроме того, магистратура сетевая и была разработана специалистами сразу пяти вузов: Белорусского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермского государственного национального исследовательского университета и БФУ им. Канта.– Какие уникальные возможности магистратура дает студентам?– Во-первых, очень много времени у студентов будет занимать практика. Наша магистратура – практикоориентированная. Мы очень приветствуем создание собственных проектов и помогаем в поиске грантов. Нас активно поддерживает благотворительный фонд Владимира Потанина. Во-вторых, магистратура дает возможность заниматься "настоящей" наукой и представлять результаты исследования на конференциях в России и за рубежом. Так почти все наши магистранты за два года обучения смогли посетить ряд научных мероприятий в городах России и Польши.– Какие интересные и значимые проекты студентов вы можете отметить?– Одна из самых больших наших задач на ближайшие пять лет – создать базу данных переселенцев в Калининградскую область в послевоенное время. Источником послужили эшелонные списки, содержащие сведения о приехавших из регионов России и Белоруссии. Ученым она позволит составить социальный портрет переселенца. Для других людей это тоже важный ресурс. С его помощью можно будет найти своих родственников. Именно с запуском магистратуры эта задача стала выполнимой.
https://na.ria.ru/20200630/1573620223.html
https://na.ria.ru/20200703/1573804101.html
калининград
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/rsport/113117/96/1131179623_173:0:2904:2048_1920x0_80_0_0_3ac6a2574bd276754d827cace8ec50b2.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, балтийский федеральный университет, навигатор абитуриента, калининград, россия
Общество, Балтийский федеральный университет, Навигатор абитуриента, Калининград, Россия
Цифровые навыки в современном мире – это больше, чем просто умение пользоваться интернетом, они нужны специалисту в любой области. Зачем вникать в технические особенности представителям гуманитарных профессий, корреспонденту “Социального навигатора” рассказала кандидат исторических наук, куратор магистерской программы “Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях” Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ им. Канта) Елена Баранова.
– Что такое цифровая гуманитаристика?
– На данный момент цифровая гуманитаристика воспринимается не как отдельное научное направление, а как ряд цифровых методов, которыми пользуются гуманитарии в своей научной деятельности. Это 3D-моделирование, компьютеризированный контент-анализ, базы данных, геоинформационные системы и другие. И если еще пару лет назад, когда мы делали первый набор в магистратуру, это было нечто новое, то уже сейчас применение этих методов если и не стало стандартным, то получило достаточно широкое распространение в высшем образовании.
– Какие цифровые методы, помогающие науке, изучают и осваивают ваши студенты?
– Студенты проходят курс геоинформационных систем, на котором учатся создавать электронные карты и привязывать к ним базы данных. Большой интерес вызывает 3D-моделирование. Это направление особенно популярно среди историков. Например, сейчас они трудятся над созданием виртуального дома Канта начала 18 века. Кроме того, студенты отмечают курс по интернет-эвристике от Андрея Володина из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова). И, конечно же, основы программирования и создания интернет-ресурсов, изучение графических редакторов.
– Какие цели у цифровой гуманитаристики? Зачем ее изучать?
– Сейчас даже не возникает такого вопроса. Все научные направления используют цифровые методы.
Каждое научное направление использует методы Digital Humanities. Историки широко используют их в сохранении историко-культурного наследия, филологи – в корпусной лингвистике. Так как и то и другое направление в первую очередь работает с текстовым источником, их оцифровка – также одна из немаловажных задач.
– Какие конкурентные преимущества у ваших выпускников на рынке труда? Какие в целом перспективы у студентов?
– Мы стремимся к тому, чтобы наш выпускник знал обо всем цифровом разнообразии, которое можно применить в гуманитарной науке. Одна из наших целей – это выпуск специалиста, который может работать и в школе, и в музее, и в архиве, и в общественных организациях. Он может внедрять информационные технологии в работу своей организации, сам сделать минимальный цифровой ресурс или составить грамотное техническое задание для программиста, что сейчас очень важно. Мы устраняем пропасть между техническим и гуманитарным.
Одна из целей магистратуры – создать грамотного цифрового учителя, потому что сегодня в школах есть такой запрос. Им требуются педагоги, которые умеют грамотно работать с детьми и цифровыми ресурсами.
Кроме того, нашими студентами стали уже действующие педагоги, журналисты и инженеры. Многим необходимо освоить цифровые навыки и методы для своей работы, и мы даем этот базис.
– Есть ли партнеры у программы?
– В прошлом году к нам подключилась компания Microsoft. С помощью ресурсов партнера мы планируем разработать учебный модуль "DigitalHumanities". Кроме того, совсем недавно несколько преподавателей нашей магистратуры прошли курсы повышения квалификации в Мicrosoft Teams (платформа для совместной работы – прим. ред.).
Кроме того, магистратура сетевая и была разработана специалистами сразу пяти вузов: Белорусского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермского государственного национального исследовательского университета и БФУ им. Канта.
– Какие уникальные возможности магистратура дает студентам?
– Во-первых, очень много времени у студентов будет занимать практика. Наша магистратура – практикоориентированная. Мы очень приветствуем создание собственных проектов и помогаем в поиске грантов. Нас активно поддерживает благотворительный фонд Владимира Потанина. Во-вторых, магистратура дает возможность заниматься "настоящей" наукой и представлять результаты исследования на конференциях в России и за рубежом. Так почти все наши магистранты за два года обучения смогли посетить ряд научных мероприятий в городах России и Польши.
– Какие интересные и значимые проекты студентов вы можете отметить?
– Одна из самых больших наших задач на ближайшие пять лет – создать базу данных переселенцев в Калининградскую область в послевоенное время. Источником послужили эшелонные списки, содержащие сведения о приехавших из регионов России и Белоруссии. Ученым она позволит составить социальный портрет переселенца. Для других людей это тоже важный ресурс. С его помощью можно будет найти своих родственников. Именно с запуском магистратуры эта задача стала выполнимой.