Навигатор абитуриента

С любовью к делу: как работают специалисты в инклюзивной сфере

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 2 авг — РИА Новости. На сегодняшний день число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России выросло, заявила Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова. Минпросвещения РФ обозначило одним из ключевых направлений своей работы — повышение доступности инклюзивного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью. По их словам, основной проблемой в этой области является дефицит кадров. Кто учится и работает в инклюзивной сфере? Как стать хорошим специалистом? Об этом корреспонденту "Социального навигатора" рассказали выпускники Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

Помочь себе и обществу

В 2012 году Юлия Полукарова закончила вуз по специальности "Инженер-механик машин и аппаратов пищевого производства" и недолго работала по профессии — до рождения ребенка, который изменил ее жизнь. У Юлии родился сын с особенностями психического развития — расстройством аутистического спектра (РАС).
"С появлением ребенка я поняла, что нужно двигаться в другом направлении. Мне хотелось понять, как работать с сыном, а также помогать другим людям, оказавшимся в такой ситуации, потому что у многих родителей это вызывает стресс, некоторые впадают в депрессию. В семье начинают происходить жуткие вещи. Поэтому я приняла решение о поступлении на магистерскую программу "Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей", — рассказала выпускница факультета "Клиническая и специальная психология" МГППУ.
Сейчас Юлия работает психологом в грантовом проекте мэра Москвы "Смогли мы, сможешь и ты" на базе инклюзивного центра "Вместе весело шагать".
Психология успеха: образованию нужны специалисты с особыми умениями
"В проект меня пригласила одногруппница — Евгения Василькова. Мы работаем с детьми с различными нарушениями и их родителями: знакомим их между собой, развиваем коммуникативные навыки в группах, проводим экскурсии и мастер-классы на раннюю профориентацию", — прокомментировала Юлия.
Во время обучения в магистратуре студенты ездили на практику в различные центры и школы для детей с интеллектуальными нарушениями. Как отметила Юлия, они учились определять, диагностировать, корректировать различные нарушения и обменивались опытом со специалистами-практиками.
"К нам в центр приходят много детей со страхами и тревожностью. Самый лучший способ помочь таким детям — это сказкотерапия. Мы сочиняем сказку про каждого ребенка, изменяем ее и прорабатываем страхи. Еще важнейший предмет, который мы изучали в вузе, — нейропсихологическая коррекция. Когда ты через движение пытаешься корректировать поведение ребенка, чтобы он учился, например, ждать или наоборот быстрее реагировать на какой-то процесс", — объяснила Юлия.
Полученные в университете знания Юлия в первую очередь использовала на практике со своим ребенком.
«

"Наверное, больше мотивации нет ни у кого, кроме родителя, у которого такой ребенок. Я стала более спокойной, лучше понимать себя и анализировать свое поведение по отношению к сыну. Да, мой ребенок не такой как все, но сейчас есть и огромное количество детей как он", — поделилась выпускница.

По словам Юлии, детей с особенностями психического развития с каждым годом становится больше, поэтому необходимо не только их учить адаптироваться и социализироваться в общество, но и общество учить привыкать к таким людям.
"Я бы посоветовала ребятам, которые идут в такую сферу — ничего не бояться. Ну и, наверное, этот выбор профессии зависит еще от любви. Если у тебя действительно к детям чистое проявление любви: ты с ними хочешь играть, заниматься, тебе интересно с ними несмотря ни на что, то нужно идти в эту профессию", — порекомендовала она.

Маленькие шаги — большие победы

Путь в инклюзию для Евгении Васильковой начался в 2018 году с работы в музее декоративно-прикладного искусства.
"К нам на экскурсии приходили дети с особенностями развития. В какой-то момент я поняла, что знаний катастрофически не хватает, поэтому решила поступать в магистратуру. Первое высшее образование у меня — специалитет по экономике. Но по профессии я работала совсем недолго. Очень быстро поняла, что хочу работать с детьми", — рассказала выпускница магистерской программы "Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей" факультета "Клиническая и специальная психология" МГППУ.
Как отметила Евгения, все полученные знания она сразу же применяла на практике в музее.
"Я считаю, что нам лекции читал звездный профессорский состав: Ирина Юрьевна Левченко, Виктория Валентиновна Ткачева, Татьяна Александровна Басилова, Анна Михайловна Щербакова и другие. Когда я писала свою выпускную работу, то ссылалась в основном на книги людей, которые у нас преподавали", — прокомментировала она.
Написание магистерской работы пришлось на период пандемии и всеобщей изоляции. В музее прекратилась полностью инклюзивная деятельность. Евгении предложили стать участником грантового проекта при поддержке мэра Москвы "Смогли мы, сможешь и ты" на базе инклюзивного центра "Вместе весело шагать".
"На кого учился, там и пригодился": как учеба влияет на судьбы людей
"Я временно приостановила деятельность в музее и ушла работать в инклюзивный центр. Мы с командой набрали детей и разработали программу по работе с детьми и родителями. И свою магистерскую диссертацию я писала как раз про работу с семьями — совместную продуктивную деятельность родителя и ребенка с нарушением развития. На основе методик нашего преподавателя — Виктории Валентиновны Ткачевой — я проводила исследование", — рассказала она.
На сегодняшний день Евгения продолжает работу в грантовом проекте на базе инклюзивного центра. Выпускница проводит занятия вместе с родителями и детьми с нарушениями психического развития по творческим направлениям: рисование, лепка, конструирование, аппликация и другие.
«

"Мне всегда было интересно работать с детьми. Я никогда не делила их на "нормальных" и "особенных". В человеке, прежде всего, надо видеть личность. Например, многие спрашивают, как я работаю с группой детей с РАС, потому что это очень сложно, когда их много. Они замкнуты, каждый хочет заниматься своим делом, могут перейти в агрессию… Но вдруг ты видишь, что он обратил на тебя внимание, включился в занятие и дал какой-то результат. Такие маленькие шажки для нас огромное достижение. И на моих глазах их происходит очень много", — поделилась она.

По словам Евгении, чтобы работать в инклюзивной сфере, необходимо обладать глубоким уровнем эмпатии, терпением и желанием "раскрыть" ребенка.

Не страшно, а интересно

Основательница мастерских "Простые вещи" и инклюзивного кафе "Огурцы" в Санкт-Петербурге — Мария Грекова — с детства мечтала стать психологом и помогать людям.
"Я с детства хотела быть психологом, но в какой-то момент мне стала больше интересна медицина и психиатрия. И в этом смысле специальная психология оказалась для меня компромиссом между медицинским образованием и базовым психологическим. До поступления в вуз я не пересекалась с людьми с особенностями. Но на первом же курсе у нас была практика, и стало понятно, что мне не страшно, не жалко никого, а просто очень интересно. Для меня это было движущей силой", — рассказала выпускница бакалаврской программы "Специальное (дефектологическое) образование" факультета "Клиническая и специальная психология" МГППУ.
По ее словам, во время обучения в вузе было много практики.
"Часто бывало так, что после практики я оставалась в учреждении волонтером. Также я находила себе на первом, втором, третьем курсе подработку в сопровождении детей с особенностями. В работе мне очень помогают три опорных дисциплины, которые мы изучали в вузе, — дефектология, психиатрия и генетика. При наборе сотрудников с ментальными особенностями на работу я провожу диагностику, которую использовала при исследовании в своей дипломной работе", — объяснила Мария.
"Заботливая школа": как помочь учащимся сохранить ментальное здоровье
Мастерские "Простые вещи" открылись в 2018 году. Здесь люди с особенностями развития психики и интеллекта работают и занимаются творчеством — графическим, швейным, керамическим, кулинарным, столярным — на равных с мастерами и волонтерами.
"Нам хотелось создать площадку для встреч, в которой нестрашно, безопасно и каждому найдется какое-то дело. Но вскоре стало понятно, что ребята, которые у нас занимаются, очень круто выполняют какие-то задачи, и это вполне может быть для них работой. Сейчас "Простые вещи" — это, в первую очередь, площадка для трудоустройства. Но мастерские — не очень популярное место для времяпровождения, поэтому у нас появилась идея создания кафе", — рассказала Мария.
В инклюзивном кафе "Огурцы" треть сотрудников — 60 человек — люди с ментальными особенностями.
"Сначала это (прим.ред. — создание инклюзивного кафе) казалось совсем невозможным, мало кто вообще в эту идею кроме нас верил. Мы обращались к разным рестораторам, экспертам, но было не очень понятно, как это сделать в России. В конце концов, оказалось, что нет никаких сложностей и что такое кафе работает, так же как и обычный ресторан. Главное организовать все качественно и хорошо. Сейчас "Огурцы" — это полноценное кафе, оно работает как бизнес и самоокупается", — поделилась она.
Профессии, зарплаты, вузы: навигатор абитуриента 2021
Обсудить