Навигатор абитуриента

Поблажки и кодекс чести: экзамены в Оксфорде во время пандемии

Читать на сайте Ria.ru
ЛОНДОН, 23 апр — РИА Новости, Мария Табак. Эпидемия коронавируса вынудила Оксфордский университет пойти на беспрецедентные меры. О методах дистанционного преподавания, о том, высвобождает ли карантин больше времени для исследовательской работы, а также о том, что будет в этом году с экзаменами, корреспонденту РИА Новости рассказал профессор теоретической физики Оксфордского университета Александр Щекочихин.
ОКСФОРД ОНЛАЙН
"Конечно, когда читаешь лекцию или проводишь семинар, важно, что ты смотришь на людей, которые тебя слушают. Иногда что-то говоришь, а у человека на лице появляется сомнение – и ты можешь сразу уточнить, в чем дело. По лицам, по поведению людей ты понимаешь, есть у тебя сейчас связь с аудиторией или нет. Иногда ты пускаешься в объяснения, которые никому не понятны, и у людей стекленеют глаза – значит, ты потерял с ними связь. Через компьютер есть ощущение, что ты говоришь в пустоту", – признался Щекочихин.
Кроме того, отметил он, для науки важно и неформальное общение людей. "Например, бывает, что после семинара все его участники идут пить кофе, есть какое-то человеческое общение, спонтанное, которое трудно классифицировать. Трудно ведь ответить на вопрос: а какая польза от того, что вы кофе пили после этого семинара? А она есть", – убежден ученый.
Чем младше курс, тем ниже дисциплина. Дневник преподавателя: неделя пятая
Тем не менее, нынешние реалии вынуждают преподавателей перестраиваться полностью на онлайн-обучение, тем более что большинство оксфордских студентов еще месяц назад разъехались по всему миру.
«

"Насчет лекций у нас план такой: лекции для больших аудиторий мы планируем записывать заранее, а студентам дадим записи. Так что многие лекции не будут живьем, потому что существует масса проблем: неясно, есть ли у всех студентов там, где они находятся, такой доступ к интернету, который позволит смотреть в прямом эфире. Потом у них может не быть места, в котором они могли бы в нужное время сидеть и смотреть эту лекцию. Они могут быть в другом часовом поясе, у нас же полно международных студентов", – пояснил он.

Для семинаров и научных консультаций будет использоваться Teams или Zoom, рассказал Щекочихин.
"Zoom позволяет показывать презентации, эмулировать доску, то есть мы будем пытаться выполнять всю программу так, как и раньше", – сказал он.
ЭКЗАМЕНЫ: ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Гораздо сложнее, чем с преподаванием, дело обстоит с экзаменами.
"В Оксфорде большая часть результатов того, что ты делаешь, определяется именно экзаменами. То есть не твоей работой в течение года, курсовыми, контрольными, домашними заданиями, а именно экзаменами в конце года, в июне. Эти экзамены происходят в весьма жестком схореографированном режиме, когда студенты в мантиях приходят в экзаменационный зал, там садятся, пишут экзамен, сдают, уходят. Очевидно, что ничего из этого произойти в этом году не может", – указал Щекочихин.
В связи с этим было принято решение перенести экзамены на осень, но не все.
В центре внимания – студент. Дневник ректората
"Большинство экзаменов, которые не являются дипломными, пройдут в обычном режиме, но осенью. Определенное количество промежуточных экзаменов отменены вообще – это те, результаты которых не входят в окончательные результаты по итогам всего курса обучения. Я не знаю, отменили ли такие экзамены на всех факультетах, у нас – да. Колледжи, наверное, устроят неформальную версию этих экзаменов", – рассказал Щекочихин, возглавляющий одну из оксфордских экзаменационных комиссий.
Дипломные экзамены решено провести в срок, но в онлайн-режиме, в несколько урезанном формате и со всякими поблажками в вычислении оценок, чтобы студенты сдали не хуже, чем в обычной ситуации.
«

"Это будет выглядеть так: у студентов будет веб-портал, где будет в какой-то конкретный день вывешена экзаменационная работа. У студента будет 24 часа, в течение которых он должен скачать работу. Делать он ее должен в течение того времени, которое будет отведено на эту работу, потом отсканировать результаты и загрузить все обратно. Моменты скачивания и загрузки будут фиксироваться: ты не можешь писать эту работу все 24 часа", – отметил профессор.

Кроме того, студенты должны будут подписать так называемый "кодекс чести", в котором они пообещают, что они не сообщат заранее своим приятелям, что в этой работе, что будут писать ее самостоятельно и так далее. "Я не знаю, сработало ли бы такое в России, но тут есть ощущение, что, наверное, даже если и будут какие-то нарушения кодекса, они не будут тотальными. Кроме того, поскольку результаты экзаменов часто определяются тем, насколько ты лучше или хуже, чем другие студенты в твоей группе, написал работу, не в интересах студента давать другому списывать", – пояснил он.
Минобрнауки: вузы вправе сами выбирать форму итоговой аттестации
Тогда как на обычных экзаменах в Оксфорде нельзя пользоваться никакими дополнительными материалами и литературой, на онлайн-экзаменах неизбежно это будет разрешено.
"В этом смысле экзамены могут стать легче. Будут ли они модифицированы, исходя из этого – это решение разных экзаменаторов, разных департаментов. Насколько я понимаю, многие не будут модифицированы", – рассказал Щекочихин.
Все решения касательно учебного и экзаменационного процесса принимаются сугубо на уровне университетов: государство вмешиваться не может, пояснил он.
"Также придумали механизм, позволяющий тем, кто по каким-то причинам не может сдавать экзамены, не сдавать их вовсе. Во время войны многие уходили на фронт, и университет им говорил, что мы не можем дать вам степень, потому что они бывают разные – первого разряда, второго разряда и так далее (аналоги российских "красного" и "синего" дипломов, но в Великобритании вариантов больше – ред.), но мы дадим вам просто документ об окончании университета, свидетельствующий, что вы здесь учились. У нас тоже что-то подобное будет для тех, кто не сможет сдавать экзамены. Ну теоретически можно представить студента, сидящего в деревянной хижине где-нибудь в лесу и не имеющего возможности писать экзамен, или заболевшего, или психологически травмированного и так далее", – отмептил Щекочихин.
Ректор: абитуриент не виноват в том, что случилась пандемия
Проблема российских вузов – с вступительными экзаменами – Оксфорд не затрагивает: все они прошли в декабре.
"Если бы эпидемия началась в декабре, был бы вообще кошмар", – отметил собеседник агентства.
КАРАНТИН: БЕСКОНЕЧНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УЧЕНЫХ
Казалось бы, карантин – хорошая возможность для решения дел, которые не успевал сделать раньше, а также для исследовательской работы. Но не все так просто, считает Щекочихин.
"Из-за того, что есть Zoom, Teams и прочее, возникло огромное количество всяких заседаний, встреч, причем теперь их организовать в некотором смысле проще, чем раньше. Раньше надо было людей собрать, чтобы все пришли в конкретное время, в конкретное место, а сейчас все сидят дома. Мы с коллегами шутим, что у наших администраторов началась полная лафа – можно бесконечно организовывать бесконечное количество заседаний. Потом исчезло время в пути – можно включиться из одного заседания сразу в следующее. И многие из нас ощущают это как огромную опасность: коронавирус-то закончится, а привычка останется", – рассмеялся профессор.
Наука в изоляции. Как коронавирус закрывает лаборатории во всем мире
Кроме того, по его словам, многим ученым карантин не только не дал новых возможностей, но и отобрал прежние.
"Многое зависит от наличия детей. Люди, сидящие дома с маленькими детьми, никакого лишнего времени не имеют, а напротив, имеют гораздо меньше времени. Раньше они детей отводили в школу или в сад, а сами шли на работу. Плюс все родители превратились в школьных учителей. Я знаю многих людей, у которых возможность работать оказалась почти полностью заблокирована", – пояснил Щекочихин.
Обсудить
Рекомендуем