ЛОНДОН, 23 апр — РИА Новости, Мария Табак. Эпидемия коронавируса вынудила Оксфордский университет пойти на беспрецедентные меры. О методах дистанционного преподавания, о том, высвобождает ли карантин больше времени для исследовательской работы, а также о том, что будет в этом году с экзаменами, корреспонденту РИА Новости рассказал профессор теоретической физики Оксфордского университета Александр Щекочихин.
"Конечно, когда читаешь лекцию или проводишь семинар, важно, что ты смотришь на людей, которые тебя слушают. Иногда что-то говоришь, а у человека на лице появляется сомнение – и ты можешь сразу уточнить, в чем дело. По лицам, по поведению людей ты понимаешь, есть у тебя сейчас связь с аудиторией или нет. Иногда ты пускаешься в объяснения, которые никому не понятны, и у людей стекленеют глаза – значит, ты потерял с ними связь. Через компьютер есть ощущение, что ты говоришь в пустоту", – признался Щекочихин.
Кроме того, отметил он, для науки важно и неформальное общение людей. "Например, бывает, что после семинара все его участники идут пить кофе, есть какое-то человеческое общение, спонтанное, которое трудно классифицировать. Трудно ведь ответить на вопрос: а какая польза от того, что вы кофе пили после этого семинара? А она есть", – убежден ученый.
Чем младше курс, тем ниже дисциплина. Дневник преподавателя: неделя пятая Тем не менее, нынешние реалии вынуждают преподавателей перестраиваться полностью на онлайн-обучение, тем более что большинство оксфордских студентов еще месяц назад разъехались по всему миру.
«
"Насчет лекций у нас план такой: лекции для больших аудиторий мы планируем записывать заранее, а студентам дадим записи. Так что многие лекции не будут живьем, потому что существует масса проблем: неясно, есть ли у всех студентов там, где они находятся, такой доступ к интернету, который позволит смотреть в прямом эфире. Потом у них может не быть места, в котором они могли бы в нужное время сидеть и смотреть эту лекцию. Они могут быть в другом часовом поясе, у нас же полно международных студентов", – пояснил он.
Для семинаров и научных консультаций будет использоваться Teams или Zoom, рассказал Щекочихин.
"Zoom позволяет показывать презентации, эмулировать доску, то есть мы будем пытаться выполнять всю программу так, как и раньше", – сказал он.
ЭКЗАМЕНЫ: ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Гораздо сложнее, чем с преподаванием, дело обстоит с экзаменами.
"В Оксфорде большая часть результатов того, что ты делаешь, определяется именно экзаменами. То есть не твоей работой в течение года, курсовыми, контрольными, домашними заданиями, а именно экзаменами в конце года, в июне. Эти экзамены происходят в весьма жестком схореографированном режиме, когда студенты в мантиях приходят в экзаменационный зал, там садятся, пишут экзамен, сдают, уходят. Очевидно, что ничего из этого произойти в этом году не может", – указал Щекочихин.
В связи с этим было принято решение перенести экзамены на осень, но не все.
В центре внимания – студент. Дневник ректората "Большинство экзаменов, которые не являются дипломными, пройдут в обычном режиме, но осенью. Определенное количество промежуточных экзаменов отменены вообще – это те, результаты которых не входят в окончательные результаты по итогам всего курса обучения. Я не знаю, отменили ли такие экзамены на всех факультетах, у нас – да. Колледжи, наверное, устроят неформальную версию этих экзаменов", – рассказал Щекочихин, возглавляющий одну из оксфордских экзаменационных комиссий.
Дипломные экзамены решено провести в срок, но в онлайн-режиме, в несколько урезанном формате и со всякими поблажками в вычислении оценок, чтобы студенты сдали не хуже, чем в обычной ситуации.
«
"Это будет выглядеть так: у студентов будет веб-портал, где будет в какой-то конкретный день вывешена экзаменационная работа. У студента будет 24 часа, в течение которых он должен скачать работу. Делать он ее должен в течение того времени, которое будет отведено на эту работу, потом отсканировать результаты и загрузить все обратно. Моменты скачивания и загрузки будут фиксироваться: ты не можешь писать эту работу все 24 часа", – отметил профессор.
Кроме того, студенты должны будут подписать так называемый "кодекс чести", в котором они пообещают, что они не сообщат заранее своим приятелям, что в этой работе, что будут писать ее самостоятельно и так далее. "Я не знаю, сработало ли бы такое в России, но тут есть ощущение, что, наверное, даже если и будут какие-то нарушения кодекса, они не будут тотальными. Кроме того, поскольку результаты экзаменов часто определяются тем, насколько ты лучше или хуже, чем другие студенты в твоей группе, написал работу, не в интересах студента давать другому списывать", – пояснил он.
Минобрнауки: вузы вправе сами выбирать форму итоговой аттестации Тогда как на обычных экзаменах в Оксфорде нельзя пользоваться никакими дополнительными материалами и литературой, на онлайн-экзаменах неизбежно это будет разрешено.
"В этом смысле экзамены могут стать легче. Будут ли они модифицированы, исходя из этого – это решение разных экзаменаторов, разных департаментов. Насколько я понимаю, многие не будут модифицированы", – рассказал Щекочихин.
Все решения касательно учебного и экзаменационного процесса принимаются сугубо на уровне университетов: государство вмешиваться не может, пояснил он.
"Также придумали механизм, позволяющий тем, кто по каким-то причинам не может сдавать экзамены, не сдавать их вовсе. Во время войны многие уходили на фронт, и университет им говорил, что мы не можем дать вам степень, потому что они бывают разные – первого разряда, второго разряда и так далее (аналоги российских "красного" и "синего" дипломов, но в Великобритании вариантов больше – ред.), но мы дадим вам просто документ об окончании университета, свидетельствующий, что вы здесь учились. У нас тоже что-то подобное будет для тех, кто не сможет сдавать экзамены. Ну теоретически можно представить студента, сидящего в деревянной хижине где-нибудь в лесу и не имеющего возможности писать экзамен, или заболевшего, или психологически травмированного и так далее", – отмептил Щекочихин.
Ректор: абитуриент не виноват в том, что случилась пандемия Проблема российских вузов – с вступительными экзаменами – Оксфорд не затрагивает: все они прошли в декабре.
"Если бы эпидемия началась в декабре, был бы вообще кошмар", – отметил собеседник агентства.
КАРАНТИН: БЕСКОНЕЧНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УЧЕНЫХ
Казалось бы, карантин – хорошая возможность для решения дел, которые не успевал сделать раньше, а также для исследовательской работы. Но не все так просто, считает Щекочихин.
"Из-за того, что есть Zoom, Teams и прочее, возникло огромное количество всяких заседаний, встреч, причем теперь их организовать в некотором смысле проще, чем раньше. Раньше надо было людей собрать, чтобы все пришли в конкретное время, в конкретное место, а сейчас все сидят дома. Мы с коллегами шутим, что у наших администраторов началась полная лафа – можно бесконечно организовывать бесконечное количество заседаний. Потом исчезло время в пути – можно включиться из одного заседания сразу в следующее. И многие из нас ощущают это как огромную опасность: коронавирус-то закончится, а привычка останется", – рассмеялся профессор.
Наука в изоляции. Как коронавирус закрывает лаборатории во всем мире Кроме того, по его словам, многим ученым карантин не только не дал новых возможностей, но и отобрал прежние.
"Многое зависит от наличия детей. Люди, сидящие дома с маленькими детьми, никакого лишнего времени не имеют, а напротив, имеют гораздо меньше времени. Раньше они детей отводили в школу или в сад, а сами шли на работу. Плюс все родители превратились в школьных учителей. Я знаю многих людей, у которых возможность работать оказалась почти полностью заблокирована", – пояснил Щекочихин.