Чем младше курс, тем ниже дисциплина. Дневник преподавателя: неделя пятая
В вузах продолжаются занятия в онлайн-режиме. Хотя часть процессов нового формата уже стала рутиной, впереди есть задачи, над решением которых придется поработать и преподавателям, и студентам. Об успехах и трудностях дистанционного обучения специально для "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" ведет дневник Федор Сенатов, к.ф-м.н., руководитель образовательной программы iPhD "Биоматериаловедение" НИТУ "МИСиС".
13 апреля
Проводил занятие у бакалавров второго курса по диффузии в твердых телах. Хорошая посещаемость даже онлайн – более 80% группы. Учет посещаемости веду сам по подключенным пользователям. Хотя, естественно, сложно определить (да и не нужно), – студент сейчас действительно на занятии или подключился, свернул окно и занят своим делом. Несмотря на сложность тематики, считаю, что опыт проведения онлайн-занятий в формате "лекция + семинар по решению задач" был удачным.
Хотя чем младше курс, тем в среднем по группе сложнее с мотивацией. Магистранты же уже хорошо понимают, зачем все это нужно. Поэтому дисциплина в отношении соблюдения сроков сдачи домашних работ и курсовых проектов при переходе в онлайн больше страдает именно в бакалавриате.
14 апреля
Корректировал презентацию для онлайн-занятия для магистрантов iPhD в рамках учебного модуля "Полимерные материалы медицинского назначения". Очень важно постоянно быть на острие науки. Для этого читаю и анализирую статьи по теме за последние полгода. И так почти полдня с ноутбуком в руках и десятками страниц ScienceDirect.com во вкладках.
15 апреля
Провели онлайн-заседание экспертного совета программы iPhD "Биоматериаловедение". Среди вопросов повестки – рейтингование магистрантов по их достижениям в науке и учебе за полгода: написанные научные статьи в топовых журналах первого квартиля (квартиль или Q – категория журнала, показывающая его востребованность в научной среде – прим. ред.), участие в проектах, доклады на конференциях, академическая успеваемость – все это влияет на предоставляемые возможности по стажировкам. За полгода в группе вышло четыре статьи в Q1, считаю, что это отличный результат для магистрантов первого курса.
Zoom перестал давать безлимитные по времени сеансы. С одной стороны, 40-минутное ограничение заставляет прерываться на отдых, но, с другой стороны, сбивает ритм занятия. Но Zoom для онлайн-лекций удобен возможностью записи видео и звука. Студенты этим часто пользуются. После лекции все материалы отправляю в Canvas.
Общался с коллегой из университета в Риме: итальянцы ожидают, что уже с середины мая смогут постепенно возвращаться в лаборатории из домашних офисов. Им полуторамесячная самоизоляция кажется уже нескончаемо долгой.
16 апреля
Уже второй раз Ученый совет НИТУ "МИСиС" проходит в дистанционном формате через MS Teams. Считаю, что формат вполне удачный и эффективный.
Начали онлайн-цикл лекций профессора Оксфордского университета и Сколтеха Александра Корсунского, который является председателем экспертного совета программы iPhD "Биоматериаловедение". Александр Михайлович рассказал об основах методов исследования наноструктурированных материалов с помощью малоуглового рентгеновского рассеяния. В дальнейших лекциях этой серии будут освещены приложения методов к исследованию полимеров, биоматериалов и биологических тканей.
17 апреля
Большая часть дня прошла за организационными вопросами: согласование дат, времени и тематик онлайн-занятий с приглашенными зарубежными профессорами, корректировка расписания и т.д.
Проверял творческие работы бакалавров и магистрантов. За прошедший месяц уже понял: во время дистанционного обучения лучше всего сосредоточиться на работах, требующих творческого подхода. Это дает возможность студентам поглубже погрузиться в тему и одновременно раскрепостить мысли, пока физически закрепощен на самоизоляции.
18 апреля
После почти пяти недель в онлайне стал замечать потенциальную проблему стихийного дистанта, которая более ярко может проявиться в бакалавриате: нарушение связей между курсами. В образовательных программах последовательность дисциплин и взаимосвязь логична, но когда стихийно каждый преподаватель адаптирует курс, то могут "смазываться" некоторые темы, которые пригодятся на других дисциплинах. В полной мере еще этого не заметил, но думаю, что этого можно ожидать. Поэтому обязательно со стороны руководителя образовательной программы нужна координация преподавателей, чтобы не потерять важного.