Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Матюшкин: я ценю правописание за смыслы, которые оно несет

© Фото : из личного архива Александра МатюшкинаДоцент кафедры русской литературы Петрозаводского государственного университета Александр Матюшкин
Доцент кафедры русской литературы Петрозаводского государственного университета Александр Матюшкин
Доцент кафедры русской литературы Петрозаводского государственного университета Александр Матюшкин рассказал корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой о новой интернет-технологии преподавания гуманитарных дисциплин, посоветовал школьникам сдавать ЕГЭ по литературе и посетовал на культ безграмотности.

Доцент кафедры русской литературы Петрозаводского государственного университета Александр Матюшкин рассказал корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой о новой интернет-технологии преподавания гуманитарных дисциплин, посоветовал школьникам сдавать ЕГЭ по литературе и посетовал на культ безграмотности.

- Александр Васильевич, Вас считают инновационным педагогом-филологом, а русский язык необычайно консервативен. Как это уживается в Вашей преподавательской деятельности?

— Органично. Последнее время в учебном процессе при анализе художественных текстов я практикую технологию «вики-творчества». На такой же платформе "стоит" Википедия (интернет-энциклопедия, которую заполняют добровольцы-энтузиасты). Речь идет о технологии коллективного творчества, когда все участники проекта являются соавторами. Для того чтобы понять "условно непонятный" текст, мы разбиваем его содержание на темы. Их выбирают и придумывают сами студенты, а затем каждый раскрывает свою тему, но делается это на едином интернет-сайте.

Все видят работу друг друга и ищут "подсказки" по своей теме, но списать у "соседа" невозможно, потому что каждый пишет по своей теме. В результате к концу работы мы начинаем понимать текст в целом. Я нахожу у студентов наблюдения, которых бы не сделал сам, а они для себя проясняют то, что непонятно им. Форма напоминает мозговой штурм. В аудиторных условиях мы начинаем работать в компьютерных классах, продолжаем дома. С учителями-словесниками я практиковал такую работу полностью дистанционно. Получилось интересно.

- Какие тексты Вы берете для этой работы?

— Такие, о которых мало написано. Например, творчество русской писательницы Тэффи (Надежда Лохвицкая). Сегодня она малоизвестна, но когда-то была популярна настолько, что когда Николая II спросили, кого включить в сборник писателей к 300-летию Романовых, он первым делом назвал Тэффи. У нее есть очень простые рассказы, а есть и крайне неоднозначные, с многочисленными нюансами. Интересно было работать с рассказами "Лешачиха", "Русалка", "Фея Карабос", "Чудо весны". Когда начинаешь комментировать узкую тему, выходишь на любопытные  подробности. Например, при анализе последнего текста мы рассуждали о страсбургском паштете и выясняли рецепт волованов с ветчиной. Такая форма вырабатывает внимание каждому слову и одновременно актуализирует культурологический аспект, что очень важно для будущих учителей-словесников.

- Да, ведь этим людям предстоит готовить учеников выпускных классов к итоговому сочинению, которое введено в этом году в число обязательных выпускных экзаменов в РФ. Как Вам это нововведение?

— Самое сложное  в этом задании — придумать хорошую тему. Если у ученика есть возможность зайти в интернет и найти эту тему на сайте «золотых сочинений», он найдет способ этой возможностью воспользоваться. Значит, тема должна быть оригинальной, одновременно умной и настраивающей на размышления. Но боюсь, что количество таких тем ограничено.

- Вы разделяете подход "одной оценки" за сочинение, когда оценивается раскрытие темы, но не учитывается грамотность?

— Сложный вопрос. Многие мои коллеги резонно рассуждают, что если ребенок грамотно мыслит, маловероятно, что он напишет на плохую оценку по русскому языку. Если же он мыслит бессвязно, то и оценка за грамотность будет низкой. Хотя у меня были работы на "5+" за содержание и "2" за грамотность. Но это единичные случаи. Как правило, такие люди потом очень тяжело учились. Я полагаю, что русский язык и литературу нельзя разрывать. Знание русского языка – не формальность (выучил правила, умею расставить запятые), это — умение мыслить в рамках национальной культуры. Можно не знать правил, но писать грамотно, если понимаешь логику графического оформления слова и видишь смысл знаков препинания.

- Вы являетесь председателем предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Карелии. Вам самому нравится этот экзамен?

— По своей задумке это замечательный экзамен. Выпускнику дается текст и вопросы к нему. Такое задание проверяет умение вчитываться, замечать и понимать каждое слово. Но у этого экзамена есть и существенные минусы. Он формализован, а формализовать проверку знаний по литературе крайне сложно. Требования госстандартов очень общие, на них трудно опереться, а единой традиции чтения текстов у нас сейчас нет и даже не понятно, нужна ли она. С хорошими методиками тоже сложно. В итоге учителя не совсем понимают, чему они должны научить детей в рамках подготовки к ЕГЭ, и выпускники делают не то, что требуется заданием, а что-то свое. Вторая наша беда — "у семи нянек дитя без глазу". Организацией ЕГЭ занимается слишком много организаций, и у каждой из них свое понимание экзамена.

- Вы согласны с филологами, полагающими, что русская речь портится?

— Русский язык живой и саморегулируемый. В живой речи ничего страшного произойти не может. Я ездил на диалектологическую практику в глухую карельскую деревню. Там жили люди, которые всего один-два раза в жизни выезжали в райцентр. Конечно, они не говорили на литературном языке, конечно, их речь пестрила ошибками, но это была прекрасная речь, и ошибки были прекрасные, ведь деревенские старожилы пытались приспособить язык к потребностям своей жизни и невольно исследовали его, пытались проникнуть в его суть. Другое дело — пренебрежение языком — когда человеку нет дела до того, как он говорит. На протяжении последних 25-ти лет на русский язык оказывается давление со стороны телевидения, людям внушается, что говорить грамотно зазорно и "старорежимно". Лично меня пугает культ безграмотности, а не грамматические ошибки.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
В Минобрнауки рассказали о международном студенческом кибертурниреВ НИЯУ МИФИ открылся студенческий чемпионат Future Skills Team ChallengeЭксперты обсудят вопросы лингвистического образования в РУДНМинобрнауки обновит перечень специальностей высшего образованияФинал V Межвузовского чемпионата "Молодые профессионалы" стартует в декабреРоссия-2030. В Москве обсудили задачи конкурса лучших молодых инженеров"Учим русский, поем Пугачеву": иностранные студенты о российских вузахОнлайн-конференция иностранных студентов российских вузовВсероссийский инженерный конкурс – взгляд за горизонт 2030Шмелева: абитуриенты должны иметь равные условия подачи документов в вузыНовые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта"Дневник ученого в карантине" стал финалистом конкурса "За верность науке"Чернышенко заявил об увеличении бюджетных мест в вузах по направлениям ИИВ России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 годЧернышенко: вузы, получившие мегагранты, будут вводить новые специальностиФальков: отказ от программ бакалавриата и магистратуры пока не планируетсяМГУ возглавил репутационный рейтинг RUR по РоссииСвобода выбора. Зачем вузы развивают индивидуальное обучениеТысяча студентов поборются за победу в конкурсе "Твой Ход"Техника на грани искусства: омское образование ищет новые пути развития