МОСКВА, 1 июл — РИА Новости. В российских вузах началась приемная кампания 2024 года, и перед многими выпускниками бакалавриата встал вопрос: продолжать обучение дальше или уйти на рынок труда и начать строить карьеру. О преимуществах второй ступени высшего образования, новом статусе магистратуры и профессиональных перспективах филологов рассказала в интервью РИА Новости декан филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Анастасия Соломонова.
– Анастасия Александровна, стоит ли сегодня поступать в магистратуру?
– Я не только как декан факультета, где реализуются магистерские программы, но и как человек, который прошел магистратуру, уверена, что стоит, потому что в современном мире всегда есть потребность в получении новых знаний.
Сегодня магистратура — это возможность углубиться в выбранную профессиональную сферу, получить практические навыки, достигнуть нового этапа в развитии своей карьеры, а также попробовать себя в той или иной профессиональной области, чтобы понять, подходит она тебе или нет. Наши магистранты, например, очень активно взаимодействуют с работодателями и проходят практику, условно говоря, на местах, с погружением в будущую профессию.
Кроме того, степень магистра часто позволяет получить более высокооплачиваемую работу, поскольку для многих должностей, особенно руководящих, это является обязательным требованием. К примеру, выпускник бакалавриата не имеет права преподавать в высшем учебном заведении, но по окончании магистратуры его уже могут взять ассистентом на кафедру.
© iStock.com / nirat
Выпускники
– Как изменится статус магистратуры с переходом на новую систему высшего образования?
– На мой взгляд, как таковой второй уровень образования не исчезнет, но у него будет другое название и иные цели: либо исследовательская, либо более практико-ориентированная. Думаю, что в нашем институте каких-то глобальных изменений в учебных планах не произойдет, потому что мы изначально создавали магистратуру как часть высшего образования, нацеленную на получение и применение практических навыков.
Нужно понимать, что образование тех, кто обучался в бакалавриате и магистратуре, никто не отменит, эти степени никуда не исчезнут и точно так же будут приниматься работодателями. До введения Болонской системы у нас существовал специалитет, и диплом специалиста до сих пор актуален и не считается филькиной грамотой.
Да, набор 2025 года, скорее всего, уже будет учиться по-новому. Сейчас мы ждем, когда выйдет вся нормативная документация, а пилотные вузы пройдут все стадии и оценят результат. После этого изменения будут вводиться и в других вузах.
– Почему целесообразно сегодня получать филологическое образование?
– В современном мире филология позволяет найти себя в совершенно разных областях и сферах деятельности. Во-первых, филолог может пойти преподавать русский язык и литературу будущему поколению. Во-вторых, он может работать с текстами: писать, переписывать, корректировать и редактировать, то есть любая форма работы с текстом филологу будет близка и понятна.
Интересно, что в последние годы филологи могут найти себя даже в сфере цифровых технологий. Поскольку искусственный интеллект развивается семимильными шагами, его нужно научить взаимодействовать с людьми и понимать наш естественный язык. Сделать это могут как раз филологи и лингвисты, которые не только владеют языком, но и знают его структуру.
Конечно, при составлении учебных планов мы учитываем современные тенденции, а также обращаем внимание на то, как сегодня меняются запросы общества, какие новые знания появляются, как развивается сам язык. В связи с этим мы добавляем в программы курсы, которые, например, связаны с информационными технологиями и компьютерной лингвистикой.
– Какие новые программы магистратуры предлагает ваш институт?
– Уже много лет мы реализуем четыре программы по нашему классическому направлению "Филология" и одну программу по направлению "Лингвистика", в рамках которых готовим будущих преподавателей русского языка и литературы, специалистов в области медиа и лингвистических экспертов.
Также относительно недавно у нас появилось две новых программы: "Русский язык как иностранный" по направлению "Педагогическое образование" и "Медиакоммуникации в профессиональной сфере". В первой акцент сделан исключительно на педагогику, поэтому студенты этого направления углубленно изучают различные аспекты методики преподавания русского языка как иностранного. Вторая подходит тем, кто хочет развиваться в области медиа. В рамках программы мы предлагаем курсы, связанные с современным состоянием СМИ и работой в этой сфере.