Навигатор абитуриента

Кому платят 400 тысяч рублей. Абитуриенты узнали о трендах рынка труда

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 25 мар — РИА Новости. В Москве презентовали аналитический ресурс "Профессии, зарплаты, вузы: навигатор абитуриента 2022". С его помощью абитуриенты смогут выбрать востребованную, хорошо оплачиваемую профессию и узнать, сколько это стоит. Представители вузов также обсудили новые тренды в сфере высшего образования в рамках презентации проекта в МИА "Россия сегодня".

Цена вопроса

В рамках подготовки нового ресурса специалисты отметили самые высокие и низкие цены на образование. Одновременно и дороже и дешевле всего в России учиться в республике Татарстан. Самая высокая заявленная стоимость обучения зафиксирована на направлении "Информатика и вычислительная техника" в университете Иннополис – 800 тысяч рублей в год. Вторым пунктом в топе самых дорогих специальностей стала "Реклама и связи с общественностью" в Высшей школе экономики – 690 тысяч. Меньше всего заплатят студенты Российского исламского института на направлении "Лингвистика" – 25 тысяч рублей.
Взгляд экспертов с другой стороны – на рынок вакансий, показал, что самые высокооплачиваемые предложения получают геологи в Калининградской области – 400 тысяч рублей. Затем специалисты по управлению рисками в Тюменской области – 350 тысяч рублей, и целая группа профессий, связанные с ядерно-энергетическими установками и судами атомно-технологического обслуживания – 280-300 тысяч рублей.
"Говорят, что больше всего на рынке труда получают экономисты, менеджеры и юристы, но на самом деле рынок труда обращается к другим отраслям и это, как правило, инженерные направления", – рассказала руководитель проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" Наталья Тюрина.
Среди общемировых трендов рынка труда эксперты отметили специальности, связанные с социальными данными и информационными технологиями, экономикой, менеджментом и инженерией, биотехнологиями, биоинженерией и экологией.

Квалификационные ямы. Общемировые проблемы и тренды в образовании

По словам экспертов, примерно 40% выпускников в России не работают по профессии. Это происходит по четырем причинам. Кто-то изначально планировал получить только диплом. Часть выпускников не устраивают заработные платы. Другие не находят работу по месту жительства. Четвертые попадают в квалификационную яму: когда уровень их подготовки выше того, что может предложить рынок.
"Проблема квалификационных ям – общемировая. По последним данным, если брать страны ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития – прим. ред.), то в среднем 32,2 процента попало в эту яму, а если брать Великобританию – 38%", – рассказал руководитель научно-исследовательского объединения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Сергей Валентей.
В результате исследований, которые проводил университет, эксперты пришли к выводу, что адаптироваться к рынку труда получается у выпускников с междисциплинарной подготовкой. Чем уже специальность, тем больше они рискуют. Чтобы избежать этого, традиционные факультеты в вузе преобразовали в высшие школы.
Специальность и профессия: что общего и в чем различия
"Мы рассчитываем, что после трансформации ежегодно 8% выпускников будут предпринимателями и многие пойдут работать в ведущие академические центры. Замысел высших школ в том, что уже с третьего курса студенты должны работать или в бизнесе, или в науке", – отметил Валентей. Сейчас университет подбирает бизнес-партнеров, с которыми будут готовить будущих специалистов.

Разнообразие IT, инженеров и агрономов

Рынок все больше обращается к сложным инженерным специальностям, считают эксперты.
«

"Это объяснимо. Инженер – это архитектор будущего. Тот, от кого зависит наш завтрашний день. Именно они будут разрабатывать новые технологии, и все новые технологии требуют создания новых материалов", – объяснила ​​ректор Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" Алевтина Черникова.

По мнению ректора, университетам необходимо предвидеть тренд, который будет востребован среди работодателей к моменту окончания учебы студентов. Для этого, по словам Алевтины Черниковой, необходимо работать в тесной связи с академическими и бизнес-партнерами.
В поддержку этого мнения выступил Томский политехнический университет.
"Совместно с "Газпромнефть" мы активно прорабатываем и запускаем в реализацию проект по созданию зеркального центра управления добычей. Это буквально аналог площадки предприятия, которая создается внутри университета, и студент, проходя через такую площадку, получает реальный производственный опыт. И эти знания и умения помогают ему сделать бесшовный шаг в компанию", – отметил и.о. ректора Национального исследовательского Томского политехнического университета Дмитрий Седнев.
"На кого учился, там и пригодился": как учеба влияет на судьбы людей
По результатам исследования также популярным направлением на рынке труда вновь стали IT-технологии. В большинстве регионов программисты очень востребованы последние пять лет. В будущем, по мнению специалистов, эти компетенции проникнут и в другие профессии.
«

"В начале двухтысячных в резюме часто упоминали про знание компьютера, сервисов Word и Exel. Мне кажется, последние лет 10 так никто не пишет, потому что подразумевается, что у человека это уже есть изначально. И мы понимаем, что в перспективе, лет через пять, и экономист, и юрист должны будут знать основы искусственного интеллекта и большой обработки данных для того, чтобы быть успешными именно в своей специализации", – предположил ректор Московского технического университета связи и информатики Сергей Ерохин.

Частично это уже сбылось. Как отметили эксперты, IT активно проникает во все сферы жизни, в том числе в транспортные системы.
"Недавно была принята транспортная стратегия России – большой, фундаментальный документ, принятый правительством. И если открыть и почитать, что там написано, мы увидим, что значительное внимание, очень большой объем, уделено технологической трансформации транспортной отрасли. Для того, чтобы сохранять лидерство, а транспортная отрасль России является одной из лидирующих в мире, мы должны запустить процесс технологической трансформации. Безусловно, часть этой трансформации – цифра", – рассказал ректор Российского университета транспорта Александр Климов.
Профессии, на которые также есть спрос в большинстве регионов – это ветеринарные врачи, педагоги, педиатры и агрономы. Специалисты в области сельского хозяйства востребованы в 83 субъектах страны.
"Агроинженерия – это направление, которое мы давно развиваем. Здесь действительно есть очень высокая потребность со стороны всех южных регионов. Очевидно, что сейчас юг России в плане развития сельского хозяйства, трейдинга продуктов и IT-систем, которые обслуживают высокоточное земледелие и превращают комбайны в мобильные офисы, крайне востребован. Поэтому мы понимаем, что на 10 лет вперед у компаний, которые производят сельскохозяйственную технику, есть четкое понимание, кто им нужен и с какими компетенциями", – рассказал проректор по учебной работе Донского государственного технического университета Владимир Колодкин.
Виртуальный урожай и не только: как готовят агроинженеров будущего

Агроиндустрия в России не только выгодна и рентабельна, но и практически полностью обеспечивает продуктовые запасы, а также работает на экспорт. В 21 веке АПК России показывает хорошие темпы роста.

На фото: сеялка-дражиратор для посева мелкосеменных культур, созданная аспирантами Кубанского государственного аграрного университета, стала победителем конкурса "Донская сборка-2018" в категории "Агротехнология года". Конкурс ежегодно проходит в ДГТУ и стал стартовой площадкой для изобретателей и инноваторов Юга России.

1 из 10

Для дальнейшего развития отрасли важна подготовка нового поколения специалистов сельского хозяйства. Мир стремительно меняется, появляются новые технологические решения, и инженерное образование должно своевременно трансформироваться.

На фото: студенты Института опережающих технологий "Школа Икс" ДГТУ на занятиях по химии.

2 из 10

Современные агроинженеры не только технически подкованы, но и умеют работать в команде, решают сложные комплексные задачи, понимают экологический и социальный контекст инженерного процесса.

На фото: студенты сравнивают образцы двухдисковых сошников.

3 из 10

Будущие специалисты работают на уникальном высокотехнологичном учебном оборудовании. При этом они могут вживую увидеть детально разобранные механизмы, что позволяет лучше изучать устройство современных сельскохозяйственных машин.

На фото: студентам демонстрируют систему регулировки давления для орошения полей.

4 из 10

Одно из ключевых направлений подготовки в вузах – обучение специалистов для "умного" сельского хозяйства. Поэтому университеты уделяют особое внимание применению цифровых технологий в агропромышленном комплексе.

На фото: студенты Института опережающих технологий "Школа Икс" ДГТУ подготавливают конструктив для создания машины Голдберга.

5 из 10

Студенты активно осваивают новые технологии: работу техники учатся контролировать в центре мониторинга полей, информацию о посевах собирают с помощью беспилотников, работу фермера осваивают в режиме виртуальной реальности в кабинах-симуляторах.

На фото: студент ДГТУ тестирует кабину виртуальной реальности самоходного опрыскивателя.

6 из 10

Трансформируется и формат обучения: студенты учатся вести проектную деятельность, участвуя в тренингах и решая технологические задачи действующих предприятий. Эта форма работы позволяет молодым людям получить гораздо больше знаний и компетенций для успешного трудоустройства и карьеры.

На фото: студенты ДГТУ ведут проектную работу по созданию инноваций в сельском хозяйстве.

7 из 10

Отрасль остро нуждается в новых компетентных специалистах, поэтому предприятиям выгодно участвовать в обучении молодых кадров. Представители бизнеса вносят вклад в составление учебных программ, ведут с вузами совместную инновационную деятельность, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

На фото: студенты ДГТУ изучают оборудование для точного земледелия: электрический автопилот для самоходной техники и систему дифференцированного внесения средств защиты растений.

8 из 10

Участие компаний позволяет актуализировать образовательные программы и лучше подготовить студентов к работе на предприятии. В итоге многие получают предложения от работодателей уже в процессе обучения.

На фото: студенты ДГТУ изучают макет сеялки в реальном размере.

9 из 10

Вузы активно поддерживают студенческие инициативы. Конкурсы изобретений, проектные лаборатории и другие кейсы помогают добиться признания в профессиональной среде и способствуют развитию компетенций, которые пригодятся и в будущей работе, и в жизни.

На фото: студентка ДГТУ на теоретическом занятии с использованием макетных образцов современной сельскохозяйственной техники.

10 из 10
То же самое, по его словам, происходит с трейдинговой сферой. Юг России обеспечивает зерном практически все азиатское и африканское население. Компании нуждаются в специалистах, которые способны организовать и проконтролировать работу портов, правильную выгрузку и доставку продукции по всему миру.

Про сервис

В рамках исследования МИА "Россия сегодня" и РЭУ им. Г.В. Плеханова были сопоставлены рабочие профессии из Справочника профессий Министерства труда и социальной защиты РФ со специальностями из перечня направлений подготовки Министерства образования и науки РФ.
"Эта платформа сегодня является большим и наверное единственным государственным ресурсом, который построен на основе больших данных и ориентирован на абитуриентов, родителей и специалистов. За последний год мы отметили, что им пользуются на только они, но и hr-специалисты, которые активно отслеживают движение профессий на рынке труда", – отметила Наталья Тюрина.
Первый основной вопрос, на который получает ответ читатель – не "куда принести документы", а "кем стать". В поисковой строке он вводит профессию, и система ищет ее в огромной базе данных. "С помощью сервиса читатель может понять: найдет ли он работу в своем регионе, и какую зарплату будет получать. Если его не устроит это предложение, система найдет профессию в другом регионе, чтобы сравнить условия труда. Это важно для родителей и абитуриентов, чтобы понимать, на что рассчитывать после выпуска. А также для страны в целом, потому что если вузы готовят специалистов, которые не нужны работодателям, государственные бюджет был потрачен впустую", – объяснил Сергей Валентей.
Профессии, зарплаты, вузы: навигатор абитуриента 2022
Всего в аналитический ресурс "Профессии, зарплаты, вузы: навигатор абитуриента 2022" вошли 493 государственных и 130 негосударственных университетов России. Следующим шагом в развитии станет внедрение данных для среднего специального образования и магистратуры. Сейчас на платформе 664 профессии.
Обсудить