Навигатор абитуриента

Свобода выбора. Зачем вузы развивают индивидуальное обучение

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 16 ноя — РИА Новости. В большинстве европейских вузов индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) для студентов — уже стандартная практика. Российские университеты только начинают работать по этой системе. Зачем давать студентам право выбора, и как организовать индивидуальное обучения для пяти тысяч человек, рассказала ректор Ярославского государственного технического университета (ЯГТУ) Елена Степанова в интервью радио Sputnik.
— Как ЯГТУ пришел к необходимости развивать ИОТ?
— Перед нами встал вопрос: кто такой современный инженер. Это даже не вопрос технической подготовки, а комплекса характеристик, которыми должен обладать наш студент: пониманием основ инженерных наук и процессов проектирования; пониманием контекстной инженерной практики — здесь экономика, окружающая среда, потребности общества; коммуникативными навыками, критическим мышлением и многими другими. Может ли существующий конструкт образовательной программы нашего университета и большинства вузов России дать такой выход в плане компетенций? Нет.
— Как вы собираетесь фактически обеспечить ИОТ, ведь в ЯГТУ это собственные программы для каждого из 5 тысяч студентов?
— Индивидуализацию можно реализовать через несколько способов. Первое, что приходит в голову, это набор и содержание дисциплин, которые могут вариативно выбирать студенты. Второе, это выбор преподавателя. Третье — это формы организации деятельности. Это те способы обучения, которые вуз предлагает своим студентам для освоения тех или иных компетенций. Проще говоря, нельзя научиться проектной деятельности, хотя бы раз не поработав в проекте.
Университет по-новому: индивидуальная программа и право выбора дисциплин
— Как ИОТ будет коррелировать с выполнением стандартов обучения? Ведь существует государственный стандарт.
— Образовательный стандарт — это гибкий конструкт. Он уже давно перестал быть каким-то прокрустовым ложем. Этот документ дает возможность формулировать те образовательные результаты, которые видит сам университет на выходе. Здесь более чем лояльны и дают широкую палитру возможностей для вуза.
— Что предполагаете получить в итоге? Какие целевые показатели ставите для себя на текущий момент?
— Может это прозвучит слишком амбициозно, но, как мне кажется, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Ситуация для наших студентов должна выглядеть следующим образом: они должны быть успешно социализированы; профессионально реализованными по своему направлению подготовки; готовы к созданию собственного бизнеса, к смене своих профессиональных траекторий и, конечно же, к профессиональному развитию. Если все это свести к одной фразе, наша мегазадача в том, чтобы выпускники выбирали место работы и виды деятельности, а не работодатели выбирали наших студентов.
Почему выпускники выбирают "химические профессии", объяснил эксперт
Обсудить
Рекомендуем