Что важно в торговом бизнесе, кому отдают приоритет на собеседовании при приеме на работу и как магистратура помогла в развитии карьеры, рассказал выпускник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) программы "Организация и технология торгового бизнеса" направления "Торговое дело" 2017 года Денис Белов — ведущий менеджер категории департамента электронной коммерции компании "Х5 Retail Group".
— Почему вы выбрали данную магистерскую программу?
— На бакалавриате я учился на направлении "Внешнеэкономическая деятельность" тоже в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Уже на старших курсах работал менеджером по закупкам в известной сети продовольственных магазинов, а при поступлении в магистратуру поставил себе цель стать категорийным менеджером (специалист, который управляет ассортиментом определенной категории продуктов с целью увеличения продаж — прим. ред.).
Я выбирал между "Внешнеэкономической деятельностью" и "Торговым делом". В итоге сдал вступительные экзамены на оба направления. В результате на "Торговом деле" я был второй по списку и автоматически проходил на бюджет в первую волну – решил, что это знак. Тем более, на тот момент я работал уже в ретейле и подумал, что это классный шанс подкрепить свои практические знания серьезной теорией.
— Для вас, как для практика, что было полезно в обучении?
— Так как я учился на бакалавриате на другом направлении, то практически все было в новинку. Магистерская программа по "Торговому делу" очень разнообразна, у нас была и психология, и рекламный менеджмент, которого у меня, например, не было на предыдущей ступени обучения. И приходилось изучать некоторые предметы дополнительно.
Занятия по психологии стали одними из первых, которые я посетил, обучаясь в магистратуре. Оказалось, что знание этой дисциплины очень важно в торговой деятельности. Например, на товары, которые интересны мужчинам, нужно ставить цифру 8 в цене, потому что она похожа на женские формы.
В одном семестре нам читал лекции по международному бизнесу на английском языке преподаватель из Чехии. Было интересно попрактиковать свой английский, а также узнать, как преподают за рубежом.
Еще в работе я регулярно использую знания и навыки по предмету "Государственное регулирование деятельности торговых сетей". Когда выходит новый закон о торговле, я уже понимаю, как его надо прочитать, на какие вещи обратить внимание, какие последствия будут и прочее.
— Что самое важное, на ваш взгляд, вы узнали в магистратуре о торговом бизнесе?
— В первую очередь как строится торговый бизнес — особенности и правила игры. Мы разбирали много практических кейсов публичных компаний: сколько магазинов, в каких регионах, как меняется их стратегия и так далее.
Но самое интересное для меня — это было пообщаться с практиками. Нас обучали педагоги с опытом работы в ретейле, а еще они часто приглашали действующих сотрудников крупных компаний.
Также РЭУ им. Г.В. Плеханова сотрудничает с многими торговыми сетями и дает студентам возможность работать. Многие после учебы уходят на позицию замдиректора магазина.
— Вы сказали, что уже работали при поступлении в магистратуру. Как удалось совмещать работу и учебу?
— Почти все студенты работали, поэтому пары начинались в семь часов вечера. Экзамены и защита ВКР (выпускная квалификационная работа — прим. ред.) проходили в дневное время.
— Что бы вы посоветовали будущим студентам?
— Если вы хотите связать свою жизнь с ретейлом и торговлей, то смело идите на это направление. Я не уверен, что есть еще хоть где-то подобная программа, которая охватывает столько нюансов этого бизнеса. И лучше поступать в магистратуру сразу после бакалавриата, пока у тебя есть силы, время и возможности.
Еще хочу отметить, что на собеседовании при приеме на работу я обращаю внимание на образование. Если человек закончил РЭУ им. Г.В. Плеханова по направлению "Торговое дело", то у меня сразу повышается заинтересованность в этом кандидате, потому что я уверен в его базовых знаниях.