Что позволяет вузам-участникам Проекта 5-100 удерживать лидерские позиции в мировом рейтинге QS World University Rankings 2020/2021 ("Рейтинг лучших университетов мира 2020/2021"), рассказала и.о. директора ФГАНУ "Социоцентр", руководитель Проектного офиса Проекта 5-100 Надежда Полихина.
— Почему рейтинг QS важен для российской системы образования?
— Рейтинги университетов – в настоящее время один из наиболее широко используемых в мире инструментов оценки глобальной конкурентоспособности как отдельных университетов, так и национальных систем высшего образования в целом. И если страна нацелена на увеличение видимости и продвижения своего высшего образования на международной арене, она не может не обращать внимание на то, как ее университеты продвигаются в данных рейтингах.
Рейтинг QS входит в тройку ведущих мировых рейтингов, и результаты данного рейтинга не могут не радовать российскую высшую школу, а также университеты-участники Проекта 5-100. В сравнении с 2019 годом большинство российских университетов продемонстрировало в институциональном рейтинге положительную динамику.
При этом расширение представительства российских университетов в топ-300 и топ-500 произошло только за счет университетов-участников Проекта 5-100: в топ-300 впервые вошли такие университеты, как Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (281-я позиция) и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (298-я позиция); в топ-500 – Дальневосточный федеральный университет (493-я позиция). В топ-500 из 17 российских университетов 13 – это университеты – участники Проекта 5-100, в топ-400: из 13 – 9; в топ-300: из 7 – 4.
— Что позволяет университетам Проекта на протяжении нескольких лет удерживать лидерские позиции в мировом рейтинге?
— На мой взгляд, основа такого успеха – это комплексный подход к развитию университетов, к повышению их глобальной конкурентоспособности, который был изначально заложен в Проект 5-100. Конкурентоспособный университет – это университет, который демонстрирует сильные позиции во всех направлениях своей деятельности: это и образование, и наука, и кадровый потенциал, и взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики, бизнесом.
Начиная с 2013 года университетами Проекта 5-100 внедрено более 1800 образовательных программ, реализуемых в партнерстве с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями (с учетом программ дополнительного профессионального образования).
Среди обозначенных программ около половины разработаны и реализуются в партнерстве с зарубежными университетами и научными организациями, в том числе с университетами и научными организациями Великобритании, Германии, Канады, КНР, Италии, США, Финляндии, Франции, Японии и другими.
Помимо этого, вузами-участниками с начала реализации Проекта было разработано и внедрено практически 900 программ на иностранном, преимущественно английском, языке. Университеты Проекта 5-100 уделяют очень значительное внимание развитию онлайн-образования: их курсы представлены как на российских, так и на международных платформах открытого образования.
— Что было сделано для улучшения репутации российского высшего образования в области науки?
— Наверное, одно из наиболее сложных направлений для российских университетов в силу исторических причин – это развитие науки: еще не так давно вся наука концентрировалась в научно-исследовательских институтах, подразделениях Российской академии наук. На настоящий момент – университеты Проекта 5-100 входят в международные научные сети, являются признанными лидерами в определенных направлениях науки.
Анализ международных баз данных показывает, что около трети всех публикаций, аффилированных с Россией, приходятся на вузы Проекта 5-100. И что наиболее важно: доля университетов данной группы в топ-1% и топ-10% высокоцитируемых публикаций в общем количестве высокоцитируемых российских публикаций составляет около половины.
Сильные компетенции в области науки и образования делают университеты – участники Проекта 5-100 привлекательными для индустриальных партнеров. Начиная с 2013 года, университетами Проекта 5-100 реализовано более 6800 научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов совместно с российскими и международными высокотехнологичными компаниями.
На базе университетов данной группы создаются совместные лаборатории с предприятиями реального сектора экономики, базовые кафедры, представители профессионального сообщества, бизнес-структур привлекаются в Наблюдательные советы. Таким образом, университеты Проекта 5-100 из научно-образовательных центров все больше трансформируются в значимые субъекты развития регионов и страны в целом.
— Какие еще аспекты комплексного подхода повлияли на результаты вузов-участников?
— Подобные компетенции, конечно, невозможно было нарастить без опоры на сотрудников: преподавателей, исследователей, управленцев. И это взаимообусловленный процесс: с одной стороны, университет развивается благодаря своим сотрудникам; с другой стороны, чем более известен вуз в мире, чем большими компетенциями он обладает, тем в большей степени он интересен научно-образовательному сообществу и тем проще ему привлекать наиболее талантливых специалистов.
Сильный университет привлекателен и для студентов – как российских, так и зарубежных. Практически половина всех победителей российских олимпиад поступают в вузы Проекта 5-100. При этом около пятой части зарубежных студентов, которые обучаются в России, учатся в университетах данной группы.
Комплексный подход к развитию университетов обозначенной группы позволил сформировать их репутацию как ведущих мировых научно-образовательных центров. И это очень хорошо видно по результатам институционального рейтинга QS, где 50% всей оценки приходится на репутацию вуза: из них 40% – на репутацию в академической среде и 10% – среди работодателей.
Университет продвигается в рейтинге, если, во-первых, о нем знают, во-вторых, он обладает сильными позициями в научно-образовательной сфере, настолько сильными, чтобы его в рамках проводимого опроса указали представители не только национального научно-образовательного сообщества, но и зарубежного. Университеты-участники Проекта 5-100 достигли именно такого уровня и это подтверждают результаты рейтинга QS.