https://na.ria.ru/20221212/tpu-1837125851.html
Между цифрой и энергетикой. Почему инженеров нужно готовить командами
Между цифрой и энергетикой. Почему инженеров нужно готовить командами - Навигатор абитуриента РИА Новости, 12.12.2022
Между цифрой и энергетикой. Почему инженеров нужно готовить командами
Томский политехнический университет (ТПУ) на протяжении последних полутора лет серьезно занимается модернизацией инженерного образования. В 2023 году в вузе... Навигатор абитуриента РИА Новости, 12.12.2022
2022-12-12T09:00
2022-12-12T09:00
2022-12-12T09:00
навигатор абитуриента
томск
томский политехнический университет
россия
про профобразование. эксклюзивно
общество
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/08/1837126272_0:313:3000:2001_1920x0_80_0_0_82261db786bbdada06d5cbaa67a7be9d.jpg
МОСКВА, 12 дек — РИА Новости. Томский политехнический университет (ТПУ) на протяжении последних полутора лет серьезно занимается модернизацией инженерного образования. В 2023 году в вузе откроется Передовая инженерная школа "Интеллектуальные энергетические системы". Чем она будет отличаться от проектов других вузов? Кто и чему будет в ней учиться? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал ректор ТПУ Дмитрий Седнев.— Дмитрий Андреевич, что уже сделано для обновления инженерного образования, и какие задачи вы ставите перед собой сегодня?— Наша основная задача — полностью включить наших студентов в производственно-технологические процессы и в корпоративную культуру предприятий-партнеров. Это поможет сэкономить ресурсы компаний, так как выпускник на предприятии не будет переучиваться, а сразу вольется в рабочие задачи, то есть сократится период его адаптации.В этом отношении сделано уже достаточно много. Мы разработали и тестируем модель профессиональной инженерной магистратуры. В чем ее суть? В первый год обучения мы интенсивно и модульно даем студентам очень большой объем знаний. Второй год полностью посвящен выполнению диплома — сложного группового проекта, который выпускники позднее смогут использовать в работе.Новый подход позволяет нам усилить интеграцию с компаниями, так как модульный учебный план помогает привлекать к преподаванию специалистов из промышленности.Мы будем заниматься подготовкой не отдельных инженеров, а целых инженерных команд, где кто-то будет конструктором, кто-то — айтишником, программистом, архитектором или менеджером проекта. Выпуская такие команды для промышленных партнеров, мы рассчитываем на их высокую включенность в работу предприятий. Кроме этого, мы будем усиливать индивидуализацию обучения, студенты смогут выстраивать индивидуальные образовательные треки.Чтобы формировать инженерную культуру у наших студентов, мы внедряем принцип проектного обучения. Для этого мы открыли банк образовательных проектов. Студенты могут объединяться в команды и совместно выполнять эти проекты, что будет засчитываться в их учебном плане.— Что еще изменится в образовательных программах?— Мы переосмыслили роль, ответственность и полномочия руководителя образовательных программ. Перед каждым руководителем образовательной программы будет стоять цель создать полноценный продукт с доказанной экономической эффективностью. Поэтому мы делегируем им управление финансовыми ресурсами. Это поможет руководителям понимать, как выстроены процессы, и отвечать за результат работы перед представителями индустрии.Вокруг каждой образовательной программы должна сформироваться экосистема с участием дополнительного платного образования, где часть модулей можно использовать для профессиональной переподготовки. Чтобы реализовать эти планы, мы формируем ресурсы, учим людей, перенастраиваем программы.— Какие задачи будет решать Передовая инженерная школа ТПУ?— В первую очередь, она направлена на обеспечение импортонезависимыми цифровыми решениями для всей энергетической промышленности, включая нефтегазовую отрасль, атомную энергетику, электрогенерацию и передачу электроэнергии.Мы видим передовую инженерную школу как научно-образовательный коллектив, который станет разработчиком модулей для IT-платформ Газпромнефти и Росатома. Мы будем дооснащать их цифровыми двойниками и заниматься их внедрением. В то же время, мы готовы разрабатывать и сами эти платформы.Часто внедрение новых продуктов на предприятии стопорится из-за того, что сотрудники не умеют с ними работать. Поэтому мы сейчас формируем высокопроизводительные сервера и компьютерные классы, чтобы студенты могли изучать индустриальные программные продукты прямо здесь, в Политехе.Мы заключаем договоры с нашими партнерами из Росатома и Газпромнефти, разворачиваем учебные и коммерческие версии этих продуктов для обучения студентов и работников предприятий. Разработка собственных продуктов так же входит в образовательный процесс. Мы будем передавать партнеру новый продукт вместе с командой людей, которые готовы его использовать в работе.— Чем Передовая инженерная школа Томского политеха будет отличаться от подобных проектов других вузов?— Безусловно, каждая передовая инженерная школа уникальна с точки зрения тематической направленности и модели. Но я хотел бы отметить некоторые наши особенности.Мы пригласили в качестве руководителя школы специального представителя Росатома по международным и научно-техническим проектам Вячеслава Александровича Першукова. Он имеет уникальный опыт работы в нефтяной и атомной отраслях, а также участия в международных мегасайенс-проектах. С его помощью мы разработали сложный проект с участием нескольких крупных индустриальных партнеров из нефтяной промышленности, электро- и атомной энергетики. Таким образом мы станем энергетическим кросс-отраслевым центром, площадкой для тестирования продуктов одной отрасли для задач другой. Такого, я уверен, нигде нет.Под новые направления мы создаем разные подразделения, выделяем для нашего коллектива и промышленных партнеров специальную инфраструктуру, формируем проектный подход. Лучшие практики мы будем распространять на весь университет и делиться ими с нашими партнерами и коллегами из других университетов.Передовая инженерная школа станет пространством эксперимента, где мы будем пробовать новые подходы к инженерному образованию и к проектной работе. В обычном подразделении сложно выделить людей, которые будут планировать совместные с партнером инвестиции в разработку продукта, потом создавать совместные предприятия, возвращать ресурсы в виде прибыли и вкладывать их в дальнейшую разработку. Это потребует внедрения новых механизмов работы, именно для этого и создана Передовая инженерная школа.— Насколько серьезное техническое перевооружение для этого потребуется?— Мы не будем дублировать уже существующие новые лаборатории. База у нас уже достаточно широкая. Кроме того, мы будем задействовать инфраструктуру нашего титульного партнера в регионе — Сибирского химического комбината, входящий в Топливную компанию АО "ТВЭЛ". Комбинат в этом году открыл Учебно-тренировочный информационный центр по атомной энергетике. Мы синхронизируем программы развития Передовой инженерной школы и этого центра для совместного пользования инфраструктурой.Мы будем создавать для занятий трансформируемые пространства и коворкинги, наращивать вычислительные мощности и приобретать отечественное программное обеспечение, которое наши выпускники потом будут использовать на производстве. Именно в цифровую инфраструктуру мы направим основные инвестиции наших партнеров. Это важно для привлечения сильных абитуриентов, закрепления их в учебном процессе и последующего успешного трудоустройства.— Кто придет учиться в Передовую инженерную школу?— Мы уверены, что студенты бакалавриата ТПУ и других вузов, заинтересованные в развитии цифровых продуктов в энергетике, со временем станут нашими студентами.Что касается обучения работников предприятий, то мы открыты к разным форматам сотрудничества. Мы готовы переобучать группы работников предприятий на магистерских программах и предлагать им более комфортные краткосрочные программы повышения квалификации и стажировки. Мы можем отправлять наших преподавателей на предприятия или принимать работников на обучение в наших стенах. Также мы готовы проводить полноценные годичные курсы профессиональной переподготовки.Мы рассчитываем, что вместе с Минобрнауки сможем разработать формат годичной или полуторагодичной магистратуры. Я уверен, что индустриальными партнерами был бы востребован такой формат, когда мы четко определяем какие компетенции необходимо дать сотрудникам предприятия, и они интенсивно учатся с отрывом от производства.— Будете ли вы помогать студентам и выпускникам Передовой инженерной школы создавать стартапы?— Безусловно, да, и по многим аспектам. Во-первых, мы искренне убеждены, что в результате научной деятельности появятся востребованные рынком продукты, в том числе в смежных отраслях. Есть примеры, как из ядерной или космической программы рождались разработки для гражданского применения. Наши НИОКРы при грамотном подходе могут дать такой же результат.Во-вторых, мы будем внедрять новый формат работы спин-офф компаний с новыми правилами, высокой скоростью и качеством. Мы планируем появление минимум четырех таких компаний IT-профиля.Томский политех совместно с Томским государственным университетом и Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники в этом году успешно защитил заявку на создание межуниверситетской стартап-студии в Томске. В работу по развитию технологических стартапов в новой студии мы будем вовлекать наших студентов и сотрудников. Это поможет нам организовать полный цикл создания продукта, от зарождения идеи через разработку технологий до открытия стартапов с федеральной поддержкой.— Какой должна быть Передовая инженерная школа? По каким критериям можно оценивать успех такого проекта?— Здесь можно выделить два аспекта. С одной стороны, это количество внедренных технологий, которые приносят экономический эффект. Причем я бы оценивал не число подготовленных отчетов, а инструкции к разработанным приборам, успешные отзывы от их пользователей, и желательно, тиражирование разработок.С другой стороны, это количество инженерных команд и высококлассных инженеров, которые трудоустроены в отечественные компании и помогают развиваться экономике нашей страны.Все остальное — новые методики обучения, привлечение партнеров, перестройка инфраструктуры, улучшение преподавательского состава — идет в дополнение к главным аспектам. В конечном счете важны только экономический эффект от разработок и число высококвалифицированных выпускников.
https://na.ria.ru/20180205/1513975186.html
https://na.ria.ru/20210325/mirea-1602751339.html
https://na.ria.ru/20210927/tpu-1751162902.html
https://na.ria.ru/20221205/volggtu-1836361256.html
томск
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/08/1837126272_248:0:2916:2001_1920x0_80_0_0_aa3acf1179479877366608c21dd41721.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
навигатор абитуриента, томск, томский политехнический университет, россия, про профобразование. эксклюзивно, общество
Навигатор абитуриента, Томск, Томский политехнический университет, Россия, Про профобразование. Эксклюзивно, Общество
МОСКВА, 12 дек — РИА Новости. Томский политехнический университет (
ТПУ) на протяжении последних полутора лет серьезно занимается модернизацией инженерного образования. В 2023 году в вузе откроется Передовая инженерная школа "Интеллектуальные энергетические системы". Чем она будет отличаться от проектов других вузов? Кто и чему будет в ней учиться? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал ректор ТПУ Дмитрий Седнев.
— Дмитрий Андреевич, что уже сделано для обновления инженерного образования, и какие задачи вы ставите перед собой сегодня?
— Наша основная задача — полностью включить наших студентов в производственно-технологические процессы и в корпоративную культуру предприятий-партнеров. Это поможет сэкономить ресурсы компаний, так как выпускник на предприятии не будет переучиваться, а сразу вольется в рабочие задачи, то есть сократится период его адаптации.
В этом отношении сделано уже достаточно много. Мы разработали и тестируем модель профессиональной инженерной магистратуры. В чем ее суть? В первый год обучения мы интенсивно и модульно даем студентам очень большой объем знаний. Второй год полностью посвящен выполнению диплома — сложного группового проекта, который выпускники позднее смогут использовать в работе.
Новый подход позволяет нам усилить интеграцию с компаниями, так как модульный учебный план помогает привлекать к преподаванию специалистов из промышленности.
Мы будем заниматься подготовкой не отдельных инженеров, а целых инженерных команд, где кто-то будет конструктором, кто-то — айтишником, программистом, архитектором или менеджером проекта. Выпуская такие команды для промышленных партнеров, мы рассчитываем на их высокую включенность в работу предприятий. Кроме этого, мы будем усиливать индивидуализацию обучения, студенты смогут выстраивать индивидуальные образовательные треки.
Чтобы формировать инженерную культуру у наших студентов, мы внедряем принцип проектного обучения. Для этого мы открыли банк образовательных проектов. Студенты могут объединяться в команды и совместно выполнять эти проекты, что будет засчитываться в их учебном плане.
— Что еще изменится в образовательных программах?
— Мы переосмыслили роль, ответственность и полномочия руководителя образовательных программ. Перед каждым руководителем образовательной программы будет стоять цель создать полноценный продукт с доказанной экономической эффективностью. Поэтому мы делегируем им управление финансовыми ресурсами. Это поможет руководителям понимать, как выстроены процессы, и отвечать за результат работы перед представителями индустрии.
Вокруг каждой образовательной программы должна сформироваться экосистема с участием дополнительного платного образования, где часть модулей можно использовать для профессиональной переподготовки. Чтобы реализовать эти планы, мы формируем ресурсы, учим людей, перенастраиваем программы.
— Какие задачи будет решать Передовая инженерная школа ТПУ?
— В первую очередь, она направлена на обеспечение импортонезависимыми цифровыми решениями для всей энергетической промышленности, включая нефтегазовую отрасль, атомную энергетику, электрогенерацию и передачу электроэнергии.
Мы видим передовую инженерную школу как научно-образовательный коллектив, который станет разработчиком модулей для IT-платформ Газпромнефти и Росатома. Мы будем дооснащать их цифровыми двойниками и заниматься их внедрением. В то же время, мы готовы разрабатывать и сами эти платформы.
Часто внедрение новых продуктов на предприятии стопорится из-за того, что сотрудники не умеют с ними работать. Поэтому мы сейчас формируем высокопроизводительные сервера и компьютерные классы, чтобы студенты могли изучать индустриальные программные продукты прямо здесь, в Политехе.
Мы заключаем договоры с нашими партнерами из Росатома и Газпромнефти, разворачиваем учебные и коммерческие версии этих продуктов для обучения студентов и работников предприятий. Разработка собственных продуктов так же входит в образовательный процесс. Мы будем передавать партнеру новый продукт вместе с командой людей, которые готовы его использовать в работе.
— Чем Передовая инженерная школа Томского политеха будет отличаться от подобных проектов других вузов?
— Безусловно, каждая передовая инженерная школа уникальна с точки зрения тематической направленности и модели. Но я хотел бы отметить некоторые наши особенности.
Мы пригласили в качестве руководителя школы специального представителя Росатома по международным и научно-техническим проектам Вячеслава Александровича Першукова. Он имеет уникальный опыт работы в нефтяной и атомной отраслях, а также участия в международных мегасайенс-проектах. С его помощью мы разработали сложный проект с участием нескольких крупных индустриальных партнеров из нефтяной промышленности, электро- и атомной энергетики. Таким образом мы станем энергетическим кросс-отраслевым центром, площадкой для тестирования продуктов одной отрасли для задач другой. Такого, я уверен, нигде нет.
Под новые направления мы создаем разные подразделения, выделяем для нашего коллектива и промышленных партнеров специальную инфраструктуру, формируем проектный подход. Лучшие практики мы будем распространять на весь университет и делиться ими с нашими партнерами и коллегами из других университетов.
Передовая инженерная школа станет пространством эксперимента, где мы будем пробовать новые подходы к инженерному образованию и к проектной работе. В обычном подразделении сложно выделить людей, которые будут планировать совместные с партнером инвестиции в разработку продукта, потом создавать совместные предприятия, возвращать ресурсы в виде прибыли и вкладывать их в дальнейшую разработку. Это потребует внедрения новых механизмов работы, именно для этого и создана Передовая инженерная школа.
— Насколько серьезное техническое перевооружение для этого потребуется?
— Мы не будем дублировать уже существующие новые лаборатории. База у нас уже достаточно широкая. Кроме того, мы будем задействовать инфраструктуру нашего титульного партнера в регионе — Сибирского химического комбината, входящий в Топливную компанию АО "ТВЭЛ". Комбинат в этом году открыл Учебно-тренировочный информационный центр по атомной энергетике. Мы синхронизируем программы развития Передовой инженерной школы и этого центра для совместного пользования инфраструктурой.
Мы будем создавать для занятий трансформируемые пространства и коворкинги, наращивать вычислительные мощности и приобретать отечественное программное обеспечение, которое наши выпускники потом будут использовать на производстве. Именно в цифровую инфраструктуру мы направим основные инвестиции наших партнеров. Это важно для привлечения сильных абитуриентов, закрепления их в учебном процессе и последующего успешного трудоустройства.
— Кто придет учиться в Передовую инженерную школу?
— Мы уверены, что студенты бакалавриата ТПУ и других вузов, заинтересованные в развитии цифровых продуктов в энергетике, со временем станут нашими студентами.
Что касается обучения работников предприятий, то мы открыты к разным форматам сотрудничества. Мы готовы переобучать группы работников предприятий на магистерских программах и предлагать им более комфортные краткосрочные программы повышения квалификации и стажировки. Мы можем отправлять наших преподавателей на предприятия или принимать работников на обучение в наших стенах. Также мы готовы проводить полноценные годичные курсы профессиональной переподготовки.
Мы рассчитываем, что вместе с Минобрнауки сможем разработать формат годичной или полуторагодичной магистратуры. Я уверен, что индустриальными партнерами был бы востребован такой формат, когда мы четко определяем какие компетенции необходимо дать сотрудникам предприятия, и они интенсивно учатся с отрывом от производства.
— Будете ли вы помогать студентам и выпускникам Передовой инженерной школы создавать стартапы?
— Безусловно, да, и по многим аспектам. Во-первых, мы искренне убеждены, что в результате научной деятельности появятся востребованные рынком продукты, в том числе в смежных отраслях. Есть примеры, как из ядерной или космической программы рождались разработки для гражданского применения. Наши НИОКРы при грамотном подходе могут дать такой же результат.
Во-вторых, мы будем внедрять новый формат работы спин-офф компаний с новыми правилами, высокой скоростью и качеством. Мы планируем появление минимум четырех таких компаний IT-профиля.
Томский политех совместно с Томским государственным университетом и Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники в этом году успешно защитил заявку на создание межуниверситетской стартап-студии в Томске. В работу по развитию технологических стартапов в новой студии мы будем вовлекать наших студентов и сотрудников. Это поможет нам организовать полный цикл создания продукта, от зарождения идеи через разработку технологий до открытия стартапов с федеральной поддержкой.
— Какой должна быть Передовая инженерная школа? По каким критериям можно оценивать успех такого проекта?
— Здесь можно выделить два аспекта. С одной стороны, это количество внедренных технологий, которые приносят экономический эффект. Причем я бы оценивал не число подготовленных отчетов, а инструкции к разработанным приборам, успешные отзывы от их пользователей, и желательно, тиражирование разработок.
С другой стороны, это количество инженерных команд и высококлассных инженеров, которые трудоустроены в отечественные компании и помогают развиваться экономике нашей страны.
Все остальное — новые методики обучения, привлечение партнеров, перестройка инфраструктуры, улучшение преподавательского состава — идет в дополнение к главным аспектам. В конечном счете важны только экономический эффект от разработок и число высококвалифицированных выпускников.