Рейтинг@Mail.ru
Между цифрой и энергетикой. Почему инженеров нужно готовить командами - РИА Новости, 12.12.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента - РИА Новости, 1920
Навигатор абитуриента

Между цифрой и энергетикой. Почему инженеров нужно готовить командами

© Фото : пресс-служба ТПУректор ТПУ Дмитрий Седнев
ректор ТПУ Дмитрий Седнев - РИА Новости, 1920, 12.12.2022
МОСКВА, 12 дек — РИА Новости. Томский политехнический университет (ТПУ) на протяжении последних полутора лет серьезно занимается модернизацией инженерного образования. В 2023 году в вузе откроется Передовая инженерная школа "Интеллектуальные энергетические системы". Чем она будет отличаться от проектов других вузов? Кто и чему будет в ней учиться? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал ректор ТПУ Дмитрий Седнев.
— Дмитрий Андреевич, что уже сделано для обновления инженерного образования, и какие задачи вы ставите перед собой сегодня?
— Наша основная задача — полностью включить наших студентов в производственно-технологические процессы и в корпоративную культуру предприятий-партнеров. Это поможет сэкономить ресурсы компаний, так как выпускник на предприятии не будет переучиваться, а сразу вольется в рабочие задачи, то есть сократится период его адаптации.
В этом отношении сделано уже достаточно много. Мы разработали и тестируем модель профессиональной инженерной магистратуры. В чем ее суть? В первый год обучения мы интенсивно и модульно даем студентам очень большой объем знаний. Второй год полностью посвящен выполнению диплома — сложного группового проекта, который выпускники позднее смогут использовать в работе.
Новый подход позволяет нам усилить интеграцию с компаниями, так как модульный учебный план помогает привлекать к преподаванию специалистов из промышленности.
Собеседование при приеме на работу - РИА Новости, 1920, 05.02.2018
Стажировки и состязания помогут будущим инженерам, считают работодателиСпециалисты Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) Петра Великого проанализировали трудоустройство выпускников своего вуза. Они опросили работодателей, чтобы выделить основные требования к молодым инженерам при приеме на работу.
Мы будем заниматься подготовкой не отдельных инженеров, а целых инженерных команд, где кто-то будет конструктором, кто-то — айтишником, программистом, архитектором или менеджером проекта. Выпуская такие команды для промышленных партнеров, мы рассчитываем на их высокую включенность в работу предприятий. Кроме этого, мы будем усиливать индивидуализацию обучения, студенты смогут выстраивать индивидуальные образовательные треки.
Чтобы формировать инженерную культуру у наших студентов, мы внедряем принцип проектного обучения. Для этого мы открыли банк образовательных проектов. Студенты могут объединяться в команды и совместно выполнять эти проекты, что будет засчитываться в их учебном плане.
— Что еще изменится в образовательных программах?
— Мы переосмыслили роль, ответственность и полномочия руководителя образовательных программ. Перед каждым руководителем образовательной программы будет стоять цель создать полноценный продукт с доказанной экономической эффективностью. Поэтому мы делегируем им управление финансовыми ресурсами. Это поможет руководителям понимать, как выстроены процессы, и отвечать за результат работы перед представителями индустрии.
Вокруг каждой образовательной программы должна сформироваться экосистема с участием дополнительного платного образования, где часть модулей можно использовать для профессиональной переподготовки. Чтобы реализовать эти планы, мы формируем ресурсы, учим людей, перенастраиваем программы.
— Какие задачи будет решать Передовая инженерная школа ТПУ?
— В первую очередь, она направлена на обеспечение импортонезависимыми цифровыми решениями для всей энергетической промышленности, включая нефтегазовую отрасль, атомную энергетику, электрогенерацию и передачу электроэнергии.
Мы видим передовую инженерную школу как научно-образовательный коллектив, который станет разработчиком модулей для IT-платформ Газпромнефти и Росатома. Мы будем дооснащать их цифровыми двойниками и заниматься их внедрением. В то же время, мы готовы разрабатывать и сами эти платформы.
Часто внедрение новых продуктов на предприятии стопорится из-за того, что сотрудники не умеют с ними работать. Поэтому мы сейчас формируем высокопроизводительные сервера и компьютерные классы, чтобы студенты могли изучать индустриальные программные продукты прямо здесь, в Политехе.
Инженеры во время работы в лаборатории - РИА Новости, 1920, 25.03.2021
Исследование показало, сколько зарабатывают инженеры в России
Мы заключаем договоры с нашими партнерами из Росатома и Газпромнефти, разворачиваем учебные и коммерческие версии этих продуктов для обучения студентов и работников предприятий. Разработка собственных продуктов так же входит в образовательный процесс. Мы будем передавать партнеру новый продукт вместе с командой людей, которые готовы его использовать в работе.
— Чем Передовая инженерная школа Томского политеха будет отличаться от подобных проектов других вузов?
— Безусловно, каждая передовая инженерная школа уникальна с точки зрения тематической направленности и модели. Но я хотел бы отметить некоторые наши особенности.
Мы пригласили в качестве руководителя школы специального представителя Росатома по международным и научно-техническим проектам Вячеслава Александровича Першукова. Он имеет уникальный опыт работы в нефтяной и атомной отраслях, а также участия в международных мегасайенс-проектах. С его помощью мы разработали сложный проект с участием нескольких крупных индустриальных партнеров из нефтяной промышленности, электро- и атомной энергетики. Таким образом мы станем энергетическим кросс-отраслевым центром, площадкой для тестирования продуктов одной отрасли для задач другой. Такого, я уверен, нигде нет.
Под новые направления мы создаем разные подразделения, выделяем для нашего коллектива и промышленных партнеров специальную инфраструктуру, формируем проектный подход. Лучшие практики мы будем распространять на весь университет и делиться ими с нашими партнерами и коллегами из других университетов.
Передовая инженерная школа станет пространством эксперимента, где мы будем пробовать новые подходы к инженерному образованию и к проектной работе. В обычном подразделении сложно выделить людей, которые будут планировать совместные с партнером инвестиции в разработку продукта, потом создавать совместные предприятия, возвращать ресурсы в виде прибыли и вкладывать их в дальнейшую разработку. Это потребует внедрения новых механизмов работы, именно для этого и создана Передовая инженерная школа.
— Насколько серьезное техническое перевооружение для этого потребуется?
— Мы не будем дублировать уже существующие новые лаборатории. База у нас уже достаточно широкая. Кроме того, мы будем задействовать инфраструктуру нашего титульного партнера в регионе — Сибирского химического комбината, входящий в Топливную компанию АО "ТВЭЛ". Комбинат в этом году открыл Учебно-тренировочный информационный центр по атомной энергетике. Мы синхронизируем программы развития Передовой инженерной школы и этого центра для совместного пользования инфраструктурой.
Мы будем создавать для занятий трансформируемые пространства и коворкинги, наращивать вычислительные мощности и приобретать отечественное программное обеспечение, которое наши выпускники потом будут использовать на производстве. Именно в цифровую инфраструктуру мы направим основные инвестиции наших партнеров. Это важно для привлечения сильных абитуриентов, закрепления их в учебном процессе и последующего успешного трудоустройства.
Исполняющим обязанности ректора ТПУ Дмитрий Седнев - РИА Новости, 1920, 27.09.2021
Новый инженер: миссия – менять реальность
— Кто придет учиться в Передовую инженерную школу?
— Мы уверены, что студенты бакалавриата ТПУ и других вузов, заинтересованные в развитии цифровых продуктов в энергетике, со временем станут нашими студентами.
Что касается обучения работников предприятий, то мы открыты к разным форматам сотрудничества. Мы готовы переобучать группы работников предприятий на магистерских программах и предлагать им более комфортные краткосрочные программы повышения квалификации и стажировки. Мы можем отправлять наших преподавателей на предприятия или принимать работников на обучение в наших стенах. Также мы готовы проводить полноценные годичные курсы профессиональной переподготовки.
Мы рассчитываем, что вместе с Минобрнауки сможем разработать формат годичной или полуторагодичной магистратуры. Я уверен, что индустриальными партнерами был бы востребован такой формат, когда мы четко определяем какие компетенции необходимо дать сотрудникам предприятия, и они интенсивно учатся с отрывом от производства.
— Будете ли вы помогать студентам и выпускникам Передовой инженерной школы создавать стартапы?
— Безусловно, да, и по многим аспектам. Во-первых, мы искренне убеждены, что в результате научной деятельности появятся востребованные рынком продукты, в том числе в смежных отраслях. Есть примеры, как из ядерной или космической программы рождались разработки для гражданского применения. Наши НИОКРы при грамотном подходе могут дать такой же результат.
Во-вторых, мы будем внедрять новый формат работы спин-офф компаний с новыми правилами, высокой скоростью и качеством. Мы планируем появление минимум четырех таких компаний IT-профиля.
Маршрут построен. Путь настоящего инженера - РИА Новости, 1920, 05.12.2022
Маршрут построен. Путь настоящего инженера
Томский политех совместно с Томским государственным университетом и Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники в этом году успешно защитил заявку на создание межуниверситетской стартап-студии в Томске. В работу по развитию технологических стартапов в новой студии мы будем вовлекать наших студентов и сотрудников. Это поможет нам организовать полный цикл создания продукта, от зарождения идеи через разработку технологий до открытия стартапов с федеральной поддержкой.
— Какой должна быть Передовая инженерная школа? По каким критериям можно оценивать успех такого проекта?
— Здесь можно выделить два аспекта. С одной стороны, это количество внедренных технологий, которые приносят экономический эффект. Причем я бы оценивал не число подготовленных отчетов, а инструкции к разработанным приборам, успешные отзывы от их пользователей, и желательно, тиражирование разработок.
С другой стороны, это количество инженерных команд и высококлассных инженеров, которые трудоустроены в отечественные компании и помогают развиваться экономике нашей страны.
Все остальное — новые методики обучения, привлечение партнеров, перестройка инфраструктуры, улучшение преподавательского состава — идет в дополнение к главным аспектам. В конечном счете важны только экономический эффект от разработок и число высококвалифицированных выпускников.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала