https://na.ria.ru/20210316/mifi-1601345846.html
Ректор МИФИ: инженеры будущего должны обладать творческими навыками
Ректор МИФИ: инженеры будущего должны обладать творческими навыками - Навигатор абитуриента РИА Новости, 16.03.2021
Ректор МИФИ: инженеры будущего должны обладать творческими навыками
Всероссийский инженерный конкурс (ВИК) среди студентов и аспирантов, организованный Министерством науки и высшего образования, в этом году проходит на базе... Навигатор абитуриента РИА Новости, 16.03.2021
2021-03-16T09:00
2021-03-16T09:00
2021-03-16T09:12
общество
национальный исследовательский ядерный университет "мифи"
михаил стриханов
навигатор абитуриента
про профобразование. эксклюзивно
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/03/0f/1601347686_0:0:1263:710_1920x0_80_0_0_9e92c255f1c0aae6f0096f468e46dc42.jpg
МОСКВА, 16 мар – РИА Новости. Всероссийский инженерный конкурс (ВИК) среди студентов и аспирантов, организованный Министерством науки и высшего образования, в этом году проходит на базе Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ). Что нового ждет участников конкурса в этом году? Насколько популярно инженерное творчество среди российской молодежи? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.- Михаил Николаевич, как возникла идея конкурса?- Его идея достаточна проста – необходимо усиливать интеграцию университетов и реального сектора экономики, повышая качество выпускных работ и выстраивая общую систему инженерных состязаний разных отраслей промышленности. Эта идея была оформлена в виде поручения президента в 2014 году. В итоге конкурс стал площадкой для "знакомства" талантливых, творческих студентов с работодателями. По итогам конкурса призеры и победители получают возможность воплотить свои идеи на предприятиях и, тем самым, значительно расширяют свои карьерные перспективы. Сейчас, на старте Года науки и технологий, особенно важно сделать акцент на популяризации инженерного творчества среди талантливой молодежи, дать ребятам дополнительные возможности для самореализации.- Кто может участвовать в конкурсе? По каким критериям происходит отбор проектов?- Для начала поясню, как проходит конкурс. Студенты подают в конкурсную комиссию проекты своих выпускных работ, затем дорабатывают их с помощью экспертов от отраслей до финальной версии диплома, проходя параллельно серию отборочных мероприятий. В итоге, лучшие работы представляются жюри для оценки. Необходимо, чтобы в основе работы лежала реальная перспективная идея, востребованная производством. Поэтому мы приглашаем к участию в конкурсе, в первую очередь, выпускников специалитета и магистратуры. Однако выпускники бакалавриата нередко тоже показывают в выпускных работах результаты, обладающие высокой практической значимостью. В таких отраслях, как IT, нефтяная, автомобильная и даже атомная промышленность, выпускники бакалавриата сегодня достаточно востребованы. Поэтому в конкурсе есть номинация и для бакалавров. Ключевые критерии для оценки работ по всем уровням образования: соответствие направлениям Стратегии научно-технологического развития, заинтересованность индустрии в результатах работы, новизна и практическая значимость полученных результатов для решения проблем отрасли. В течение конкурса эксперты консультируют участников и помогают им доработать идеи, и нам важно увидеть, как выпускники работают с экспертами, какое продвижение они демонстрируют. Это тоже один из критериев оценки. - Как вы оцениваете, достиг ли ВИК за шесть лет своего существования поставленных целей?- ВИК уже сейчас позволяет выявить наиболее талантливых студентов и выстроить для них индивидуальные карьерные траектории в промышленности. С этой позиции цель достигается. Однако сегодня конкурс стоит на пороге нового этапа развития. Он становится площадкой для проектирования будущего инженерного образования. Поэтому в этом году, помимо конкурсных мероприятий, в его программе запланированы форсайт-сессии, семинары, презентации лучших образовательных практик, лекции ведущих специалистов из отраслей и др. По их итогам будут сформулированы консолидированные предложения от работодателей и ведущих университетов по развитию инженерного образования. В дальнейшем необходимо, чтобы формат конкурса закрепился и не менялся хотя бы 3-5 лет. В то же время необходимо существенно увеличить как число участников конкурса, так и сеть партнеров – соорганизаторов от индустрии. Сегодня в инженерных университетах выпускается более 100 тысяч студентов в год. Вместе с тем свои идеи на конкурс представили только чуть более тысячи студентов. Конечно, число участников может и должно стать большим.- Насколько популярно сегодня инженерное образование и инженерное творчество среди молодежи?- Интерес к инженерному образованию последние годы растет. По "качеству" абитуриентов многие инженерные направления давно конкурируют с гуманитарными. Среди инженерных направлений самый высокий балл в России на направлениях, связанных с ядерной физикой и технологиями, наименьший – по направлению "Металлургия". По данным мониторинга качества приема в вузы за 2020 год, в число 10 университетов с наиболее высоким средним баллом ЕГЭ вошло три технических вуза — МФТИ (97,6), МИФИ (95,0), ИТМО (93,1).О популярности инженерного творчества говорит рост различного рода инженерных активностей, востребованных у школьников и студентов. За последние годы в стране была создана сеть детских и университетских технопарков, запущена линейка инженерных олимпиад и конкурсов. В Перечне олимпиад школьников РСОШ ежегодно появляются новые технические конкурсы с проектной формой соревнований.Всероссийский конкурс научных работ школьников "Юниор", который МИФИ проводит с 1998 года, был первым и долгое время единственным состязанием проектного формата в Перечне РСОШ. Затем появились олимпиада "Будущие исследователи – будущее науки" (НГУ им. Лобачевского) и Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ). В этом году в Перечень также вошли Московская предпрофессиональная олимпиада (ДОНМ) и Олимпиада школьников "Робофест" (МГУ). Число инженерных проектных соревнований, несомненно, должно увеличиваться. Среди студентов сегодня очень востребована олимпиада "Я – профессионал", куда входят 18 инженерных направлений из 72. Интересные возможности для молодежи предлагает формат движения WorldSkills. Система чемпионатов различного уровня дает отличную возможность и студентам, и преподавателям в конкурентной борьбе оценить уровень своих профессиональных компетенций. Особо интересны высокотехнологичные инженерные компетенции будущего (FutureSkills). Например, наши студенты были призерами в Мировом первенстве WorldSkills в Казани и в национальных корпоративных чемпионатах в таких "тяжелых", высокотехнологичных компетенциях, как "Квантовые технологии", "Эксплуатация беспилотных авиационных систем", "Проектирование нейроинтерфейсов" и "Аддитивное производство". Сейчас бывшие чемпионы участвуют в содержательном и техническом развитии этих компетенций. Свои конкурсы для студентов профильных вузов имеют все крупные работодатели: РусГидро, РЖД, Росатом, ОПК, Ростех, ОАК, Роскосмос и другие. Кстати, в рамках финала Всероссийского инженерного конкурса пройдет конкурс финалистов инженерных состязаний Госкорпораций и предприятий реального сектора экономики – своеобразная лига чемпионов инженерных состязаний. Это позволит в перспективе создать единые стандарты требований к уровню выпускных студенческих работ, сохранив отраслевую специфику.- Какая работа ведется в НИЯУ МИФИ для развития у студентов интереса к инженерному творчеству? - Мы традиционно строим подготовку студентов на триединстве "образование-наука-инновации", то есть, по определению предполагаем ориентацию студента на инженерное творчество. Взаимодействие с широкой сетью индустриальных партнеров позволяет университету создать программы обучения, которые сочетают высокий уровень фундаментального образования Университета с практико-ориентированностью. Уже на 1-2 курсах в университете реализуется дисциплина "Проектная практика", в ходе которой студенты решают реальные инженерные задачи: от расчета до изготовления работоспособного изделия. На старших курсах студенты переходят к решению прикладных кейсов, исследовательских, технологических и бизнес-задач конкретного предприятия, в том числе, в комплексных междисциплинарных проектных группах. Развитие творчества – амбициозная, сложная задача. Мы считаем важным запуск привлекательных программ подготовки инженеров нового поколения, создание в университете междисциплинарных гринфилдов по перспективным направлениям инженерии будущего, внедрение принципиально новых образовательных технологий, раскрывающих потенциал каждой личности. Именно это сегодня привлекает в наш университет мотивированных, талантливых студентов.
https://na.ria.ru/20210305/mifi-1600100769.html
https://na.ria.ru/20210309/inzhenery-1600438095.html
https://na.ria.ru/20201111/mifi-1584065691.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/03/0f/1601347686_137:0:1260:842_1920x0_80_0_0_ae699557b9406a0984421945b52e95a6.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, национальный исследовательский ядерный университет "мифи", михаил стриханов, навигатор абитуриента, про профобразование. эксклюзивно
Общество, Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Михаил Стриханов, Навигатор абитуриента, Про профобразование. Эксклюзивно
МОСКВА, 16 мар – РИА Новости. Всероссийский инженерный конкурс (ВИК) среди студентов и аспирантов, организованный Министерством науки и высшего образования, в этом году проходит на базе Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (
НИЯУ МИФИ). Что нового ждет участников конкурса в этом году? Насколько популярно инженерное творчество среди российской молодежи? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.
- Михаил Николаевич, как возникла идея конкурса?
- Его идея достаточна проста – необходимо усиливать интеграцию университетов и реального сектора экономики, повышая качество выпускных работ и выстраивая общую систему инженерных состязаний разных отраслей промышленности. Эта идея была оформлена в виде поручения президента в 2014 году.
В итоге конкурс стал площадкой для "знакомства" талантливых, творческих студентов с работодателями. По итогам конкурса призеры и победители получают возможность воплотить свои идеи на предприятиях и, тем самым, значительно расширяют свои карьерные перспективы.
Сейчас, на старте Года науки и технологий, особенно важно сделать акцент на популяризации инженерного творчества среди талантливой молодежи, дать ребятам дополнительные возможности для самореализации.
- Кто может участвовать в конкурсе? По каким критериям происходит отбор проектов?
- Для начала поясню, как проходит конкурс. Студенты подают в конкурсную комиссию проекты своих выпускных работ, затем дорабатывают их с помощью экспертов от отраслей до финальной версии диплома, проходя параллельно серию отборочных мероприятий. В итоге, лучшие работы представляются жюри для оценки.
Необходимо, чтобы в основе работы лежала реальная перспективная идея, востребованная производством. Поэтому мы приглашаем к участию в конкурсе, в первую очередь, выпускников специалитета и магистратуры. Однако выпускники бакалавриата нередко тоже показывают в выпускных работах результаты, обладающие высокой практической значимостью. В таких отраслях, как IT, нефтяная, автомобильная и даже атомная промышленность, выпускники бакалавриата сегодня достаточно востребованы. Поэтому в конкурсе есть номинация и для бакалавров.
Ключевые критерии для оценки работ по всем уровням образования: соответствие направлениям Стратегии научно-технологического развития, заинтересованность индустрии в результатах работы, новизна и практическая значимость полученных результатов для решения проблем отрасли. В течение конкурса эксперты консультируют участников и помогают им доработать идеи, и нам важно увидеть, как выпускники работают с экспертами, какое продвижение они демонстрируют. Это тоже один из критериев оценки.
- Как вы оцениваете, достиг ли ВИК за шесть лет своего существования поставленных целей?
- ВИК уже сейчас позволяет выявить наиболее талантливых студентов и выстроить для них индивидуальные карьерные траектории в промышленности. С этой позиции цель достигается. Однако сегодня конкурс стоит на пороге нового этапа развития. Он становится площадкой для проектирования будущего инженерного образования. Поэтому в этом году, помимо конкурсных мероприятий, в его программе запланированы форсайт-сессии, семинары, презентации лучших образовательных практик, лекции ведущих специалистов из отраслей и др. По их итогам будут сформулированы консолидированные предложения от работодателей и ведущих университетов по развитию инженерного образования.
В дальнейшем необходимо, чтобы формат конкурса закрепился и не менялся хотя бы 3-5 лет. В то же время необходимо существенно увеличить как число участников конкурса, так и сеть партнеров – соорганизаторов от индустрии. Сегодня в инженерных университетах выпускается более 100 тысяч студентов в год. Вместе с тем свои идеи на конкурс представили только чуть более тысячи студентов. Конечно, число участников может и должно стать большим.
- Насколько популярно сегодня инженерное образование и инженерное творчество среди молодежи?
- Интерес к инженерному образованию последние годы растет. По "качеству" абитуриентов многие инженерные направления давно конкурируют с гуманитарными. Среди инженерных направлений самый высокий балл в России на направлениях, связанных с ядерной физикой и технологиями, наименьший – по направлению "Металлургия". По данным
мониторинга качества приема в вузы за 2020 год, в число 10 университетов с наиболее высоким средним баллом ЕГЭ вошло три технических вуза — МФТИ (97,6), МИФИ (95,0), ИТМО (93,1).
О популярности инженерного творчества говорит рост различного рода инженерных активностей, востребованных у школьников и студентов. За последние годы в стране была создана сеть детских и университетских технопарков, запущена линейка инженерных олимпиад и конкурсов. В Перечне олимпиад школьников РСОШ ежегодно появляются новые технические конкурсы с проектной формой соревнований.
Всероссийский конкурс научных работ школьников "Юниор", который МИФИ проводит с 1998 года, был первым и долгое время единственным состязанием проектного формата в Перечне РСОШ. Затем появились олимпиада "Будущие исследователи – будущее науки" (НГУ им. Лобачевского) и Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ). В этом году в Перечень также вошли Московская предпрофессиональная олимпиада (ДОНМ) и Олимпиада школьников "Робофест" (МГУ).
Число инженерных проектных соревнований, несомненно, должно увеличиваться. Среди студентов сегодня очень востребована олимпиада "Я – профессионал", куда входят 18 инженерных направлений из 72.
Интересные возможности для молодежи предлагает формат движения WorldSkills. Система чемпионатов различного уровня дает отличную возможность и студентам, и преподавателям в конкурентной борьбе оценить уровень своих профессиональных компетенций. Особо интересны высокотехнологичные инженерные компетенции будущего (FutureSkills). Например, наши студенты были призерами в Мировом первенстве WorldSkills в Казани и в национальных корпоративных чемпионатах в таких "тяжелых", высокотехнологичных компетенциях, как "Квантовые технологии", "Эксплуатация беспилотных авиационных систем", "Проектирование нейроинтерфейсов" и "Аддитивное производство". Сейчас бывшие чемпионы участвуют в содержательном и техническом развитии этих компетенций.
Свои конкурсы для студентов профильных вузов имеют все крупные работодатели: РусГидро, РЖД, Росатом, ОПК, Ростех, ОАК, Роскосмос и другие. Кстати, в рамках финала Всероссийского инженерного конкурса пройдет конкурс финалистов инженерных состязаний Госкорпораций и предприятий реального сектора экономики – своеобразная лига чемпионов инженерных состязаний. Это позволит в перспективе создать единые стандарты требований к уровню выпускных студенческих работ, сохранив отраслевую специфику.
- Какая работа ведется в НИЯУ МИФИ для развития у студентов интереса к инженерному творчеству?
- Мы традиционно строим подготовку студентов на триединстве "образование-наука-инновации", то есть, по определению предполагаем ориентацию студента на инженерное творчество. Взаимодействие с широкой сетью индустриальных партнеров позволяет университету создать программы обучения, которые сочетают высокий уровень фундаментального образования Университета с практико-ориентированностью.
Уже на 1-2 курсах в университете реализуется дисциплина "Проектная практика", в ходе которой студенты решают реальные инженерные задачи: от расчета до изготовления работоспособного изделия. На старших курсах студенты переходят к решению прикладных кейсов, исследовательских, технологических и бизнес-задач конкретного предприятия, в том числе, в комплексных междисциплинарных проектных группах.
Развитие творчества – амбициозная, сложная задача. Мы считаем важным запуск привлекательных программ подготовки инженеров нового поколения, создание в университете междисциплинарных гринфилдов по перспективным направлениям инженерии будущего, внедрение принципиально новых образовательных технологий, раскрывающих потенциал каждой личности. Именно это сегодня привлекает в наш университет мотивированных, талантливых студентов.