Рейтинг@Mail.ru
Ректор МИФИ: инженеры будущего должны обладать творческими навыками - РИА Новости, 16.03.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента - РИА Новости, 1920
Навигатор абитуриента

Ректор МИФИ: инженеры будущего должны обладать творческими навыками

© Фото : предоставлено пресс-службой НИЯУ МИФИРектор НИЯУ МИФИ Стриханов Михаил Николаевич
Ректор НИЯУ МИФИ Стриханов Михаил Николаевич - РИА Новости, 1920, 16.03.2021
МОСКВА, 16 мар – РИА Новости. Всероссийский инженерный конкурс (ВИК) среди студентов и аспирантов, организованный Министерством науки и высшего образования, в этом году проходит на базе Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ). Что нового ждет участников конкурса в этом году? Насколько популярно инженерное творчество среди российской молодежи? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.
- Михаил Николаевич, как возникла идея конкурса?
- Его идея достаточна проста – необходимо усиливать интеграцию университетов и реального сектора экономики, повышая качество выпускных работ и выстраивая общую систему инженерных состязаний разных отраслей промышленности. Эта идея была оформлена в виде поручения президента в 2014 году.
В итоге конкурс стал площадкой для "знакомства" талантливых, творческих студентов с работодателями. По итогам конкурса призеры и победители получают возможность воплотить свои идеи на предприятиях и, тем самым, значительно расширяют свои карьерные перспективы.
Сейчас, на старте Года науки и технологий, особенно важно сделать акцент на популяризации инженерного творчества среди талантливой молодежи, дать ребятам дополнительные возможности для самореализации.
- Кто может участвовать в конкурсе? По каким критериям происходит отбор проектов?
- Для начала поясню, как проходит конкурс. Студенты подают в конкурсную комиссию проекты своих выпускных работ, затем дорабатывают их с помощью экспертов от отраслей до финальной версии диплома, проходя параллельно серию отборочных мероприятий. В итоге, лучшие работы представляются жюри для оценки.
Необходимо, чтобы в основе работы лежала реальная перспективная идея, востребованная производством. Поэтому мы приглашаем к участию в конкурсе, в первую очередь, выпускников специалитета и магистратуры. Однако выпускники бакалавриата нередко тоже показывают в выпускных работах результаты, обладающие высокой практической значимостью. В таких отраслях, как IT, нефтяная, автомобильная и даже атомная промышленность, выпускники бакалавриата сегодня достаточно востребованы. Поэтому в конкурсе есть номинация и для бакалавров.
НИЯУ МИФИ - РИА Новости, 1920, 05.03.2021
Образовательные программы МИФИ получили профаккредитацию Росатома
Ключевые критерии для оценки работ по всем уровням образования: соответствие направлениям Стратегии научно-технологического развития, заинтересованность индустрии в результатах работы, новизна и практическая значимость полученных результатов для решения проблем отрасли. В течение конкурса эксперты консультируют участников и помогают им доработать идеи, и нам важно увидеть, как выпускники работают с экспертами, какое продвижение они демонстрируют. Это тоже один из критериев оценки.
- Как вы оцениваете, достиг ли ВИК за шесть лет своего существования поставленных целей?
- ВИК уже сейчас позволяет выявить наиболее талантливых студентов и выстроить для них индивидуальные карьерные траектории в промышленности. С этой позиции цель достигается. Однако сегодня конкурс стоит на пороге нового этапа развития. Он становится площадкой для проектирования будущего инженерного образования. Поэтому в этом году, помимо конкурсных мероприятий, в его программе запланированы форсайт-сессии, семинары, презентации лучших образовательных практик, лекции ведущих специалистов из отраслей и др. По их итогам будут сформулированы консолидированные предложения от работодателей и ведущих университетов по развитию инженерного образования.
В дальнейшем необходимо, чтобы формат конкурса закрепился и не менялся хотя бы 3-5 лет. В то же время необходимо существенно увеличить как число участников конкурса, так и сеть партнеров – соорганизаторов от индустрии. Сегодня в инженерных университетах выпускается более 100 тысяч студентов в год. Вместе с тем свои идеи на конкурс представили только чуть более тысячи студентов. Конечно, число участников может и должно стать большим.
Инженеры в лаборатории - РИА Новости, 1920, 09.03.2021
Эксперты назвали драйвер развития российского инженерного образования
- Насколько популярно сегодня инженерное образование и инженерное творчество среди молодежи?
- Интерес к инженерному образованию последние годы растет. По "качеству" абитуриентов многие инженерные направления давно конкурируют с гуманитарными. Среди инженерных направлений самый высокий балл в России на направлениях, связанных с ядерной физикой и технологиями, наименьший – по направлению "Металлургия". По данным мониторинга качества приема в вузы за 2020 год, в число 10 университетов с наиболее высоким средним баллом ЕГЭ вошло три технических вуза — МФТИ (97,6), МИФИ (95,0), ИТМО (93,1).
О популярности инженерного творчества говорит рост различного рода инженерных активностей, востребованных у школьников и студентов. За последние годы в стране была создана сеть детских и университетских технопарков, запущена линейка инженерных олимпиад и конкурсов. В Перечне олимпиад школьников РСОШ ежегодно появляются новые технические конкурсы с проектной формой соревнований.
Всероссийский конкурс научных работ школьников "Юниор", который МИФИ проводит с 1998 года, был первым и долгое время единственным состязанием проектного формата в Перечне РСОШ. Затем появились олимпиада "Будущие исследователи – будущее науки" (НГУ им. Лобачевского) и Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ). В этом году в Перечень также вошли Московская предпрофессиональная олимпиада (ДОНМ) и Олимпиада школьников "Робофест" (МГУ).
Работа за компьютером - РИА Новости, 1920, 11.11.2020
Студенты МИФИ находят работу и стажировки на карьерном форуме онлайн
Число инженерных проектных соревнований, несомненно, должно увеличиваться. Среди студентов сегодня очень востребована олимпиада "Я – профессионал", куда входят 18 инженерных направлений из 72.
Интересные возможности для молодежи предлагает формат движения WorldSkills. Система чемпионатов различного уровня дает отличную возможность и студентам, и преподавателям в конкурентной борьбе оценить уровень своих профессиональных компетенций. Особо интересны высокотехнологичные инженерные компетенции будущего (FutureSkills). Например, наши студенты были призерами в Мировом первенстве WorldSkills в Казани и в национальных корпоративных чемпионатах в таких "тяжелых", высокотехнологичных компетенциях, как "Квантовые технологии", "Эксплуатация беспилотных авиационных систем", "Проектирование нейроинтерфейсов" и "Аддитивное производство". Сейчас бывшие чемпионы участвуют в содержательном и техническом развитии этих компетенций.
Свои конкурсы для студентов профильных вузов имеют все крупные работодатели: РусГидро, РЖД, Росатом, ОПК, Ростех, ОАК, Роскосмос и другие. Кстати, в рамках финала Всероссийского инженерного конкурса пройдет конкурс финалистов инженерных состязаний Госкорпораций и предприятий реального сектора экономики – своеобразная лига чемпионов инженерных состязаний. Это позволит в перспективе создать единые стандарты требований к уровню выпускных студенческих работ, сохранив отраслевую специфику.
- Какая работа ведется в НИЯУ МИФИ для развития у студентов интереса к инженерному творчеству? ​
- Мы традиционно строим подготовку студентов на триединстве "образование-наука-инновации", то есть, по определению предполагаем ориентацию студента на инженерное творчество. Взаимодействие с широкой сетью индустриальных партнеров позволяет университету создать программы обучения, которые сочетают высокий уровень фундаментального образования Университета с практико-ориентированностью.
Уже на 1-2 курсах в университете реализуется дисциплина "Проектная практика", в ходе которой студенты решают реальные инженерные задачи: от расчета до изготовления работоспособного изделия. На старших курсах студенты переходят к решению прикладных кейсов, исследовательских, технологических и бизнес-задач конкретного предприятия, в том числе, в комплексных междисциплинарных проектных группах.
Развитие творчества – амбициозная, сложная задача. Мы считаем важным запуск привлекательных программ подготовки инженеров нового поколения, создание в университете междисциплинарных гринфилдов по перспективным направлениям инженерии будущего, внедрение принципиально новых образовательных технологий, раскрывающих потенциал каждой личности. Именно это сегодня привлекает в наш университет мотивированных, талантливых студентов.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала