Рейтинг@Mail.ru
Историк: рабфаки подарили современному образованию довузовскую подготовку - РИА Новости, 17.09.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента - РИА Новости, 1920
Навигатор абитуриента

Историк: рабфаки подарили современному образованию довузовскую подготовку

© РИА Новости / Евгений Леонов | Перейти в медиабанкЗанятия на рабфаке им. М. Н. Покровского при Московском государственном университете. 1920 год
Занятия на рабфаке им. М. Н. Покровского при Московском государственном университете. 1920 год - РИА Новости, 1920, 17.09.2020
МОСКВА, 17 сен — РИА Новости. Открытые в 1920-е годы при российских вузах рабочие факультеты — рабфаки — подарили современной системе образования довузовскую подготовку, подтягивание абитуриента до нужного уровня знаний, а также работу в тандеме учебных заведений и будущего работодателя выпускника для получения наиболее квалифицированных кадров, считает профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов Елена Кряжева-Карцева.
Декрет о рабочих факультетах был подписан Советом народных комиссаров 17 сентября 1920 года. Основной задачей рабфаков являлось, согласно документу, "широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы" с тем, чтобы дать им достаточные знания для учебы в вузах, подготавливающих необходимых стране специалистов.

Первые годы

Как рассказала Кряжева-Карцева, после революции Владимир Ленин сразу принципиально изменил всю систему набора в высшие учебные заведения. В первые годы шел набор даже тех, кто не закончил школу, не получил среднее образование — главным было, чтобы человек был рабочим или крестьянином. Им не требовалось сдавать вступительные экзамены, и вузы сразу переполнились. Однако получить качественное образование таким образом было невозможно, упало качество подготовки, поэтому было принято решение об открытии рабочих факультетов.
Она добавила, что первоначально на рабфаки брали только по партийной рекомендации или по рекомендации завода, фабрики, но позже эта практика значительно упростилась.
«

"У меня дедушка, например, был беспризорником в годы Первой мировой. Москва тогда была наполнена беспризорниками, создавались детские дома, где дети осваивали ремесло, рабочие профессии. И если ребенок хотел пойти дальше, он работал на заводе, фабрике — и вот он шел как раз на рабочий факультет. И вот дедушка окончил перед (Великой Отечественной) войной как раз Петровскую академию, это Тимирязевка нынешняя. И попал туда, собственно, через рабфак, потому что качественная подготовка по математике, по физике — это как раз на рабфаке", — рассказала эксперт.

Она уточнила, что на рабфаках преподавали педагоги из университетов, они профильно готовили под свой вуз, зная, на каких предметах надо сделать акцент. По словам Кряжевой-Карцевой, не все рабочие и крестьяне адекватно реагировали: некоторые думали, что им достаточно просто посещать эти занятия, но с них все равно спрашивали. Она рассказала, что сначала обучение на рабфаках было только дневным, но вскоре стало очень много вечерних рабфаков, потому что люди хотели зарабатывать на жизнь, съемное жилье, "и практика вот так утвердилась".
ГАПОУ СО Первоуральский металлургический колледж - РИА Новости, 1920, 14.09.2020
Эксперт рассказал о возросшей конкуренции между колледжами и вузами

После войны

Историк добавила, что впоследствии вся довоенная техническая интеллигенция, которая затем работала в университетах уже в годы Великой Отечественной войны и после, как раз прошла через рабфаки. И новая прослойка советской интеллигенции с очень хорошим, качественным образованием получила его именно благодаря рабфакам.
Эксперт уточнила, что рабфаки официально уже прекратили деятельность перед Великой Отечественной войной, отпала необходимость в них, потому что уже сложилась средняя школа с качественным образованием, но традиция позитивного отношения к рабочим факультетам сохранялась. После войны самого названия рабфак уже не было, но при многих институтах, университетах стали открывать подготовительные курсы, и в очень многих местах их стали по-старому называть рабфакам — многие люди думали, что они так называются.
По ее словам, такие курсы были особенно востребованы в 1960-е, когда появился акцент на том, что "должен быть некий трамплин в вуз", потому что школа дает все-таки усредненное образование, а рабфак, подготовительные курсы — более углубленное.
«

"На самом деле, что мы с вами имеем — традицию, которая идет с времен еще 1920-30 годов, которая вошла в наши вузы современные как довузовская подготовка. И эта довузовская подготовка, она в тандеме идет со средним образованием", — добавила Кряжева-Карцева.

Она пояснила, что наиболее сильно эта преемственность в современной России представлена в сотрудничестве между школами и вузами, системе профильной подготовки — профильных классах и школах, поскольку вузы заинтересованы получить мотивированных детей, которые заинтересованы получить знания и от вузовских преподавателей. Эксперт также напомнила, что колледжи тоже имеют с вузами договоры, благодаря которым у них есть профильная подготовка, абитуриенты идут целевым образом, поступают на определенные факультеты.
Историк также уточнила, что до революции в российском образовании не было системы довузовской подготовки. Выпускникам гимназий хватало знаний, чтобы поступить в университет, но с появлением массового образования такая потребность возникла.
"Я считаю, что вот эта практика, во-первых, довузовской подготовки, во-вторых, подтягивания знаний, и третье — это союз системы образования с работодателем будущим... Это главные достижения рабфаков, то, что они передали нам по наследству", — резюмировала Кряжева-Карцева.
Мультимедийный круглый стол на тему: Итоги приема в колледжи России – 2020 - РИА Новости, 1920, 15.09.2020
Средние баллы, направления, регионы: что выбирает поколение Z в СПО
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала