Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Эксперты: интерес к учебе мотивирует сильнее, чем общение с отличниками

© Fotolia / StockPhotoProСтуденты во время занятий
Студенты во время занятий
МОСКВА, 7 авг — РИА Новости. Дружба и общение с отличниками полезны для повышения успеваемости студентов и школьников, но интерес к тому, что ими изучается, сильнее мотивирует хорошо учиться, и важно не убить в ребенке это любопытство чрезмерным обучением, не считающимся с его предпочтениями, в дошкольном возрасте рассказали опрошенные РИА Новости эксперты.
Ранее сотрудники Высшей школы экономики София Докука, Диляра Валеева и Мария Юдкевич опубликовали исследование, которое показало, что круг общения студентов влияет на их успеваемость — чем больше отличников среди друзей в социальных сетях, тем лучше оценки учащегося, своими успехами одни люди способны стимулировать усердие других.

Скажи мне, кто твой друг

"Чем больше студенты общаются вместе ...и делают вместе проектные задачи — это точно их стимулирует лучше и у них очень сильно растет вовлечение в образовательный процесс и, соответственно, вообще понимание профессии. Как следствие, растут оценки тоже... Я вижу такую взаимосвязь. Поэтому в данном случае, косвенно, но я бы это (что общение с отличниками повышает успеваемость — ред.) подтвердила", — заявила преподаватель МГИМО, Бизнес-школы Сколково, Московского института психоанализа, автор методик развития эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Девушки занимаются за компьютером
Ученые объяснили, почему студентам опасно откладывать дела на завтра
Она также отметила, что важно разделить понятия учебы и оценок, ведь когда студент просто получает оценки, это не коррелирует с профессиональным самоопределением, это отдельный навык получения "пятерок".
"В вузах, как правило, все-таки — ну, в нормальных, по крайней мере, вузах — учиться люди хотят и дружить с отличниками. Тут я бы сказала однозначно, я бы подтвердила этот вывод житейскими наблюдениями. "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты" — это в общем-то всегда остается правильным", — добавила профессор, заведующая кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Наталия Толстых.

Личный интерес

"Развитие навыков коммуникации, проектные задачи, развитие эмоционального интеллекта, то, что называется softskills, и плюс решение именно реальных задач из бизнеса и науки очень сильно влияет на то, что именно остаются в профессии... Следом растет и успеваемость, потому что дальше ты внутри этой профессии, ты определился, что это твое, и дальше действительно начинаешь лучше сдавать и получать оценки за счет более высокой вовлеченности", — рассказала Шиманская.
По ее мнению, решение реальных кейсов, общение с практиками и развитие "гибких навыков" —три фактора, которые очень сильно влияют на улучшение в учебе в контексте профессионального развития.
Как отметила Толстых, положительное влияние есть и когда в семье ценится образование, когда вокруг все хотят учиться, но помимо социально окружения есть ряд личностных факторов. Например, мотивация достижения — "хочу быть первым", или мотивация овладения мастерством — "хочу быть умелым", "научиться вот этому всему".
Подростки со смартфонами
Ученые выяснили, к чему стремятся российские подростки
"Это внутренняя, вопреки какому-то окружению существующая мотивация... Такая мотивация, как непосредственный интерес к учебе. Даже учителя могут быть очень хорошие или не очень, и вокруг все, что угодно, но человек просто любопытный, с детства любознательный", — добавляет Толстых.
Она также отмечает такую способствующую хорошей учебе черту, как "самоэффективность" — "я могу сам поставить перед собой цели, я могу достичь их, я верю в свои силы, я верю в то, что если буду стараться, и если приложу усилия, и если подумаю, этого добьюсь". По ее словам, это тоже очень мощный стимул учебной деятельности.
"Еще есть очень важная характеристика... — временная компетентность. Когда не просто человек мечтает о чем-то в будущем, стать успешным, например, богатым, осчастливить страну, науку или еще что-то в этом роде, но он готов сегодня что-то делать для того, чтобы эту далекую цель приближать, чтобы она когда-нибудь стала осуществима", — рассказала психолог.
Толстых также добавила, что любознательность, инициативность, познавательная активность у детей проявляется очень рано, а у некоторых не проявляется никогда. И на то, как человек будет учиться в будущем, влияет не только окружение, но и то, дали ли возможность этому любопытству развиться в семье, детском саду.
"Часто, с моей точки зрения, это (любознательность — ред.) забивается слишком усердным обучением в дошкольном возрасте, в младшей школе. "Выучи то, выучи это", а интересно или не интересно ему это знать — не важно. И часто вот такие прилежные, особо прилежные дети как раз теряют это любопытство, эту любознательность, а иногда какие-то непослушные, которых не очень усердно родители их заставляли учиться, — она сохраняется", — считает эксперт.

Тем временем в школе

Толстых отметила, что в школах ситуация с отношением к отличникам более сложная, чем в вузах. Многое зависит от общей установки в тех или иных классах — бывают классы, где очень модно учиться хорошо, где отличники являются звездами, а со звездами почти все хотят дружить и это все очень хорошо.
Ученики в школе
Российские ученые создали уникальный метод оценки самостоятельности детей
"Но бывают такие школьные коллективы, где учить не модно, где модно к этом относиться с пренебрежением, иметь принципиально другие интересы, и вся эта школьная учеба, "это все вообще мало нужное дело, то ли дело вот это". И вот там дружить с отличниками — это такая фронда почти что. Там и быть отличником фронда и дружить это значит вступать в конфликт со всем классом. То есть там значительно более сложная конструкция", — рассказала она, отметив, что дружить в с отличниками в общем случае — хорошо.
Эксперт также добавила, что сталкивалась с исследованиями, согласно которым у современных школьников нет широких социальных мотивов, как например в конце 50-х годов прошлого века, когда дети хотели быть полезными родине, науке, миру и так далее.
"Но мы столкнулись с другим — есть, это (желание быть полезным — ред.) важно, и современным (школьникам — ред.) тоже это важно, но не в голом таком, чистом виде — все забыть, только служить родине и учиться для этого, нет. Но в составе других мотивационных конструктов. Оказывается, что не так все безнадежно с широкими социальными мотивами. Наше исследование показало, что это не так, для современных важно видеть вперед не только свою личную перспективу, но и перспективу страны, мира, человечества", — уточнила Толстых.
Школьные рюкзаки. Архивное фото.
Учителя назвали основные причины плохой успеваемости детей
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала