Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
РИА Наука

Эксперт: в создании искусственного интеллекта без психологов не обойтись

© Fotolia / taa22Человеческий мозг
Человеческий мозг
Одна из главных задач 21 века – создание искусственного интеллекта. Над этой проблемой работают не только специалисты в сфере IT, но и психологи. Корреспондент "Социального навигатора" поговорил со старшим научным сотрудником Центра экспериментальной психологии МГППУ, доцентом, кандидатом психологических наук Дмитрием Дивеевым о том, как подготовить современных психологов и какими навыками они должны обладать.
— Дмитрий Алексеевич, институт экспериментальной психологии был создан в 2016 году. Какие цели и замыслы у института? Какие задачи он должен решить?
— В обществе есть такое мнение, что психология – это гуманитарная наука, основанная на душевной беседе, разговорах. Это не совсем так. Психология как научная дисциплина начиналась с эксперимента – серьезного естественнонаучного метода. Поэтому основная цель создания Института экспериментальной психологии – продолжить традицию проведения экспериментальных исследований в области психологии. Во-вторых, подготовить кадры, которые могли бы осуществлять экспериментальные исследования с помощью современной аппаратуры и решать актуальные задачи, изучая когнитивные процессы в поведении человека, его общении, деятельности, познании.
— А какие сейчас стоят задачи перед когнитивными психологами?
— Задач стоит огромное количество. Например, до сих пор не решена проблема сознания. Нет ответа на вопрос, что эта за реальность, ее назначение и возможности. Одной из важнейших проблем 21 века, на мой взгляд, можно считать проблему создания искусственного интеллекта. Когнитивная психология напрямую с этим связана, поскольку это познавательная сфера и сфера коммуникации. И если мы хотим создать полноценный искусственный интеллект, то без исследования психологов не обойтись. В лучшем случае получим системы типа распознавания эмоций или идентификации личности, но не коммуникативную структуру, присущую человеческому сознанию.
Работа Института экспериментальной психологии
Доронина: открытия когнитивной психологии спасут людей с ОВЗ от одиночества
Другой пример – связь психологии и нейронауки, которая изучает работу мозга, начиная от отдельного нейрона, его функций до сетевых феноменов. Как все это влияет на психические явления человека, на то, как он воспринимает мир, думает, решает задачи, запоминает, действует, общается, как психические феномены влияют на работу мозга, как он перестраивается при этом.
— Институт экспериментальной психологии включает бакалавриат "Экспериментальная психология" и магистратуру "Когнитивная психология". Расскажите о содержании этих программ. Что изучают студенты?
— Бакалавриат дает классическое высшее образование, там изучают философию, социологию, методологию, общую психологию, специализированные области психологии. Это четыре года профессиональных дисциплин.
Магистерская программа состоит из семи модулей и реализуется на базе четырех центров. Мы задействуем центр экспериментальной психологии, центр нейрокогнитивных исследований, центр информационных технологий и центр нейробиологической диагностики наследственных и психологических заболеваний детей и подростков. За два года магистранты изучают семь модулей, в рамках которых осваивают множество дисциплин: от общей теории и проблем современной психологии до узкоспециальных предметов, включающих работу с айтрекером, с виртуальной реальностью, с психофизиологическим оборудованием.
Невозможно перехитрить: гаджеты психолога, помогающие выяснить истину
© Depositphotos / photographee.euПсихологи долгое время получали информацию о человеке с помощью таких методов исследования, как опросы, анкеты, устные интервью. Существенный минус этих методов - невольное искажение реальности объектом исследования. На фото: подросток общается с психологом.
Подросток общается с психологом
1 из 9
Психологи долгое время получали информацию о человеке с помощью таких методов исследования, как опросы, анкеты, устные интервью. Существенный минус этих методов - невольное искажение реальности объектом исследования. На фото: подросток общается с психологом.
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийВ современной психологии используются устройства, которые беспристрастно оценят человека по различным параметрам. Технику используют в работе как опытные ученые - для проведения масштабных исследований, так и студенты – для практики и отработки навыков. На фото: безгелевый энцефалограф DSI -7 с программным обеспечением.
Безгелевый энцефалограф  DSI -7 с программным обеспечением
2 из 9
В современной психологии используются устройства, которые беспристрастно оценят человека по различным параметрам. Технику используют в работе как опытные ученые - для проведения масштабных исследований, так и студенты – для практики и отработки навыков. На фото: безгелевый энцефалограф DSI -7 с программным обеспечением.
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийЕсли участник исследования неосознанно приукрасит свой рассказ или выдаст желаемое за действительное, аппаратура поможет устранить эту погрешность. Таким образом, повышается качество работы, проводимой психологом. На фото: работа полиграфа.
Работа полиграфа
3 из 9
Если участник исследования неосознанно приукрасит свой рассказ или выдаст желаемое за действительное, аппаратура поможет устранить эту погрешность. Таким образом, повышается качество работы, проводимой психологом. На фото: работа полиграфа.
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийДля оценки объективности слов человека используются такие показатели, как электрическая активность кожи, сердечная активность, глубина и частота дыхания. Эти данные психолог получает с помощью полиграфа ("детектора лжи"). На фото: гостья центра профориентации и довузовского образования «ПРО PSY» надевает датчик дыхания для исследования на полиграфе.
Гостья центра профориентации и довузовского образования «ПРО PSY» надевает датчик дыхания для исследования на полиграфе
4 из 9
Для оценки объективности слов человека используются такие показатели, как электрическая активность кожи, сердечная активность, глубина и частота дыхания. Эти данные психолог получает с помощью полиграфа ("детектора лжи"). На фото: гостья центра профориентации и довузовского образования «ПРО PSY» надевает датчик дыхания для исследования на полиграфе.
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийДвижение глаз - еще один из источников информации о человеке. Проследить за взглядом позволяют очки-айтрекер. С помощью прибора психолог узнает, что привлекло внимание участника исследования и какие эмоции он испытал при этом. На фото: гостья центра профориентации и довузовского образования "ПРО PSY" в очках-айтрекере.
Гостья центра профориентации и довузовского образования «ПРО PSY» в очках-айтрекере
5 из 9
Движение глаз - еще один из источников информации о человеке. Проследить за взглядом позволяют очки-айтрекер. С помощью прибора психолог узнает, что привлекло внимание участника исследования и какие эмоции он испытал при этом. На фото: гостья центра профориентации и довузовского образования "ПРО PSY" в очках-айтрекере.
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийДля исследования работы мозга при решении различных задач психологи используют энцефалографы. Эти приборы регистрируют активность мозга с помощью электродов, контактирующих с кожей головы. На фото: демонстрация работы безгелевого энцефалографа.
Демонстрация работы безгелевого энцефалографа
6 из 9
Для исследования работы мозга при решении различных задач психологи используют энцефалографы. Эти приборы регистрируют активность мозга с помощью электродов, контактирующих с кожей головы. На фото: демонстрация работы безгелевого энцефалографа.
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийАнализируя данные энцефалографа, психолог оценивает восприятие испытуемым информации, уровень развития его внимания, памяти и речи, делает выводы о его интеллекте и темпераменте. Работая с устройством, специалист также может обнаружить патологии в мозге. На фото: старший научный сотрудник Центра "ПРО PSY" демонстрирует беспроводной энцефалограф.
Cтарший научный сотрудник Центра «ПРО PSY» демонстрирует  беспроводной энцефалограф
7 из 9
Анализируя данные энцефалографа, психолог оценивает восприятие испытуемым информации, уровень развития его внимания, памяти и речи, делает выводы о его интеллекте и темпераменте. Работая с устройством, специалист также может обнаружить патологии в мозге. На фото: старший научный сотрудник Центра "ПРО PSY" демонстрирует беспроводной энцефалограф.
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийСовременные модели энцефалографов беспроводные и не требуют нанесения геля на кожу головы для контакта с электродами. Это делает процедуру более комфортной как для участника исследования, так и для экспериментатора. На фото: демонстрация работы безгелевого энцефалографа.
Демонстрация работы безгелевого энцефалографа
8 из 9
Современные модели энцефалографов беспроводные и не требуют нанесения геля на кожу головы для контакта с электродами. Это делает процедуру более комфортной как для участника исследования, так и для экспериментатора. На фото: демонстрация работы безгелевого энцефалографа.
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийРаботу устройств дополняет специальное программное обеспечение для исследования поведения. Программа оперативно определяет эмоцию, которую демонстрирует испытуемый, а также его пол, возраст и расовую принадлежность. На фото: старший научный сотрудник Центра "ПРО PSY" показывает работу программы распознавания эмоций.
Cтарший научный сотрудник Центра «ПРО PSY» показывает работу программы распознавания эмоций
9 из 9
Работу устройств дополняет специальное программное обеспечение для исследования поведения. Программа оперативно определяет эмоцию, которую демонстрирует испытуемый, а также его пол, возраст и расовую принадлежность. На фото: старший научный сотрудник Центра "ПРО PSY" показывает работу программы распознавания эмоций.
1 из 9
Психологи долгое время получали информацию о человеке с помощью таких методов исследования, как опросы, анкеты, устные интервью. Существенный минус этих методов - невольное искажение реальности объектом исследования. На фото: подросток общается с психологом.
2 из 9
В современной психологии используются устройства, которые беспристрастно оценят человека по различным параметрам. Технику используют в работе как опытные ученые - для проведения масштабных исследований, так и студенты – для практики и отработки навыков. На фото: безгелевый энцефалограф DSI -7 с программным обеспечением.
3 из 9
Если участник исследования неосознанно приукрасит свой рассказ или выдаст желаемое за действительное, аппаратура поможет устранить эту погрешность. Таким образом, повышается качество работы, проводимой психологом. На фото: работа полиграфа.
4 из 9
Для оценки объективности слов человека используются такие показатели, как электрическая активность кожи, сердечная активность, глубина и частота дыхания. Эти данные психолог получает с помощью полиграфа ("детектора лжи"). На фото: гостья центра профориентации и довузовского образования «ПРО PSY» надевает датчик дыхания для исследования на полиграфе.
5 из 9
Движение глаз - еще один из источников информации о человеке. Проследить за взглядом позволяют очки-айтрекер. С помощью прибора психолог узнает, что привлекло внимание участника исследования и какие эмоции он испытал при этом. На фото: гостья центра профориентации и довузовского образования "ПРО PSY" в очках-айтрекере.
6 из 9
Для исследования работы мозга при решении различных задач психологи используют энцефалографы. Эти приборы регистрируют активность мозга с помощью электродов, контактирующих с кожей головы. На фото: демонстрация работы безгелевого энцефалографа.
7 из 9
Анализируя данные энцефалографа, психолог оценивает восприятие испытуемым информации, уровень развития его внимания, памяти и речи, делает выводы о его интеллекте и темпераменте. Работая с устройством, специалист также может обнаружить патологии в мозге. На фото: старший научный сотрудник Центра "ПРО PSY" демонстрирует беспроводной энцефалограф.
8 из 9
Современные модели энцефалографов беспроводные и не требуют нанесения геля на кожу головы для контакта с электродами. Это делает процедуру более комфортной как для участника исследования, так и для экспериментатора. На фото: демонстрация работы безгелевого энцефалографа.
9 из 9
Работу устройств дополняет специальное программное обеспечение для исследования поведения. Программа оперативно определяет эмоцию, которую демонстрирует испытуемый, а также его пол, возраст и расовую принадлежность. На фото: старший научный сотрудник Центра "ПРО PSY" показывает работу программы распознавания эмоций.
— Кем смогут работать выпускники после окончания?
— Предполагается, что они смогут работать в сферах, связанных с познавательными процессами, поскольку будут обладать навыками анализа и работы на современном оборудовании. Например, заниматься компьютерным моделированием познавательных процессов или изучать поведение человека в различных условиях. В принципе, они могут работать в любых государственных и коммерческих структурах, где требуются умения работать с аппаратурой и обрабатывать эти данные. Сейчас на гребне популярности во всем мире когнитивно-поведенческая психотерапия – вещь очень серьезная, потому что показывает результаты эффективности работы с различными психологическими проблемами и расстройствами. Наши выпускники смогут работать и в этой области.
— Каких студентов вы ждете?
— В нашем понимании идеальный студент должен быть заинтересован в развитии психологического эксперимента. Ему интересно работать с аппаратурой, использовать математику при вычислении, изучать современные исследования. Это человек академической направленности. В реальности к нам поступают ребята с различными интересами, но главное – желание попробовать себя на этом поле.
— Расскажите о приемной кампании 2019 года. Сколько студентов планируете набрать на бакалавриат и в магистратуру? Сколько бюджетных и платных мест?
— В этом году набираем на бакалавриат 34 студента, из которых 24 будут учиться на бюджете и 10 – платно. В магистратуру набираем 27 человек: 17 бюджетных мест и 10 платных.
— Есть ли еще возможность подать документы? До какого числа?
— Конечно, заявления принимаются до 26 июля.
Врио ректора, председатель приемной комиссии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Аркадий Марголис
Профессии будущего в эпоху революции когнитивных наук
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала