Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Навигатор абитуриента

Поворот не туда: почему олимпиадникам сложно выбрать профессию

© РИА Новости / Вера КостамоНаград и дипломов у девочки много — и за победы в школьных олимпиадах, и за спортивные соревнования
Наград и дипломов у девочки много — и за победы в школьных олимпиадах, и за спортивные соревнования
Талантливые школьники не реже, а то и чаще остальных сталкиваются с проблемой выбора профессии. Когда удается все, за что берешься, трудно понять, в чем искать свое истинное призвание. Как оценить себя и найти свой будущий путь в профессии? Стоит ли бояться редких специальностей или, наоборот, самых распространенных? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал соучредитель и руководитель отдела организации мероприятий Ассоциации победителей олимпиад Александр Кирилов.
- Александр Алексеевич, когда вы впервые соприкоснулись с олимпиадным движением?
- Еще в восьмом классе я начал увлекаться гуманитарными науками - историей, правом, экономикой. Выбрать одну из них я тогда не смог, поэтому начал участвовать во всех гуманитарных олимпиадах сразу. В итоге, моим основным олимпиадным направлением стало обществознание, и по этому направлению я дошел до заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
К сожалению, там меня постигла типичная участь многих ребят – не хватило нескольких баллов до призерства. Это заставило меня обратить внимание на олимпиады вузовские - "Ломоносов", "Высшая проба", олимпиада МГИМО. Став победителем и призером этих олимпиад, я получил возможность поступить в МГИМО на международно-правовой факультет.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в пресс-центре МИА Россия сегодня
"Надо верить в своих детей": глава Рособрнадзора встретился с родителями
- Но интерес к олимпиадам школьников вы и потом не утратили?
- Я приобрел не только опыт поражений, но и умение делать правильные выводы из них. Мне захотелось передать этот опыт младшему поколению.
Еще на первых курсах университета мы с друзьями решили создать организацию, в которой студенты могли бы передавать школьникам свой опыт, умение побеждать, преодолевать трудности и исправлять ошибки, и делать это в форме нетипичных для школы занятий.
Сейчас мы занимаемся не только олимпиадной подготовкой, ведь на решении конкретных задач жизнь олимпиадника не заканчивается. Мы постоянно ведем диалог с ребятами и понимаем, что перед ними стоит гораздо более широкий круг проблем. Спустя годы, размышляя о своем олимпиадном прошлом, я понял, что они стояли и передо мной.
Одна из таких проблем – это профессиональная навигация. Когда олимпиадник побеждает не в одной, а сразу в нескольких олимпиадах, перед ним стоит очень сложный выбор: какой университет выбрать среди тех, которые предоставили ему льготы для поступления, и какой карьерный путь избрать после этого.
К сожалению, многим олимпиадникам сложно выбрать дальнейшее направление своего развития.
- Эта специфическая проблема именно для олимпиадников или для абитуриентов вообще?
- Это общая проблема для всех, но мы, в первую очередь, стараемся ответить на вопросы олимпиадников. Для этого мы проводим встречи с победителями олимпиад прошлых лет, которые сегодня заканчивают последние курсы университета и начинают работать, показывая ребятам разные пути профессионального развития. Эти встречи открытые, мы приглашаем на них всех желающих.
- Даете ли вы конкретные советы школьникам или только показываете им спектр возможностей, чтобы они делали выводы сами?
- Вопрос о том, как правильно выстроить систему профориентации – это краеугольный камень всей системы образования. Советы о выборе профессии ребята получают из самых разных источников – из интернета, от родителей, от школьных преподавателей, от нас, и в этом огромном массиве довольно сложно разобраться. Мы стараемся помогать школьникам анализировать весь этот материал и делать правильные выводы.
Учащиеся во время тестирования
Макарцев: олимпиада - это намного больше, чем пять задач на листочке А4Какие интеллектуальные состязания могут подпасть под сокращение, объявленное федеральным министром? Почему в регионах растет интерес к олимпиадному движению? Об этом и многом другом – заместитель руководителя "Ассоциации победителей олимпиад" Максим Макарцев.
Есть школьные тесты по профориентации, по результатам которых ученику на семи листах выдают информацию о его способностях к той или иной сфере. Однако это всего лишь верхушка айсберга, не более 10% от необходимой работы.
Мы стараемся выполнить остальные 90%, знакомя ребят с интересными людьми, профессионалами, которые могут давать продуманные советы, основанные на опыте успехов и неудач. В итоге ребята не только узнают о каких-то вузах и направлениях, но и расширяют свой кругозор.
Выбор, куда двигаться дальше, они делают сами. Мы лишь стараемся по-дружески помогать им.
- К каким профессиям олимпиадники проявляют особый интерес?
- Во-первых, они интересуются всем, что связано с цифровыми технологиями. Даже в случае такого традиционного предмета как история, у ребят сразу просыпается интерес, каким образом можно внедрить в нее цифровые методы и инструменты, например, как сделать более удобной работу в архиве.
Где учатся победители олимпиад
Где учатся победители олимпиад
Во-вторых, олимпиадники склонны к мультидисциплинарности, то есть, когда ученик не зацикливается на каком-то одном предмете, а старается получать и применять знания из нескольких областей.
И, в-третьих, ребята хотят научиться справляться со сложными задачами. Они понимают, что мир усложняется, и задачи, которые мы решали еще не так давно, им уже не интересны. От олимпиадников исходит запрос на поиск реальных задач и проблем, которые сегодня существуют в мире.
- Что бы вы посоветовали молодому человеку, который хочет выбрать редкую специальность, а родители советуют учиться на экономиста или юриста?
- Я бы посоветовал абсолютно отстраниться от стереотипов. Не сказал бы, что какая-то профессия, в том числе экономист или юрист, сейчас менее актуальна или менее отвечает потребностям современного общества, чем другие. Я в этом плане сторонник очень простого тезиса – "все профессии важны, все профессии нужны".
Выпускники
"Ненужные профессии": кого и как надо готовить в России
Чтобы выбрать профессию, человеку нужно попробовать разное. В России сейчас развивается очень много образовательных проектов, которые позволяют это сделать.
Это, в том числе, и проект нашей ассоциации – образовательный форум "Колесо обозрения", который ставит задачу показать в простой, свойственной современному поколению манере, какие существуют профессии, каких высот можно достичь, и с чего нужно начать. Для этого на форум приходят профессионалы и победители олимпиад прошлых лет. Они рассказывают в подробностях о своем опыте, о вызовах, особенностях, проблемных моментах своей профессии и дают ребятам ту информацию, которую нельзя получить на Дне открытых дверей в вузе.
Проектов для абитуриентов немало, и я надеюсь, каждый активный абитуриент сумеет получить для себя от них пользу.
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала