https://na.ria.ru/20181205/1543442209.html
"Жизнь и смерть кусочка сахара": как должен мыслить кукольник
"Жизнь и смерть кусочка сахара": как должен мыслить кукольник - Навигатор абитуриента РИА Новости, 05.12.2018
"Жизнь и смерть кусочка сахара": как должен мыслить кукольник
В Российском институте театрального искусства (ГИТИС) появилось новое направление подготовки ‒ режиссер и художник театра кукол. Набор на очный совместный курс... Навигатор абитуриента РИА Новости, 05.12.2018
2018-12-05T09:10:00+03:00
2018-12-05T09:10:00+03:00
2018-12-05T09:10:00+03:00
культура
гитис
навигатор абитуриента
кем стать
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154321/25/1543212598_0:0:2048:1152_1920x0_80_0_0_be7244cbbda46c0e792bff513a402ea5.jpg
В Российском институте театрального искусства (ГИТИС) появилось новое направление подготовки ‒ режиссер и художник театра кукол. Набор на очный совместный курс проводят главный режиссер Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова Борис Константинов и художник-постановщик театра кукол Виктор Антонов. Борис Константинов в интервью РИА Новости рассказал о том, как должен мыслить кукольник, чтобы оживить неживое. ‒ Что такое мастерская Антонова-Константинова? Как вы набираете будущих кукольников?‒ Мы набираем режиссеров и художников театра кукол и объединяем их в тандемы, причем художники у нас занимаются теми же предметами, что и режиссеры, и наоборот. Например, художники занимаются сценической речью, а режиссеры учатся своими руками делать кукол. То есть мы всех их впустили в "постановочный цех".В остальном это абсолютно нормальный театральный курс. Наши абитуриенты, как и в любом театральном вузе, читают стихи, басни, делают этюды. А потом ‒ дело мастера: если я набираю будущих режиссеров театра кукол, мне нужно понять, что эти ребята думают о театре кукол. Это театр кукол, где зайчики и белочки? Это театр кукол, который почему-то превратился в детское развлекательное действо? Или это философский театр, тонкий театр, который мыслит метафорами, символами и знаками? Или древний театр? Вот эти моменты я пытаюсь выяснить при разговоре с ними.В театральных школах, где есть кафедра театра кукол, наблюдается нехорошая тенденция: если абитуриент не поступает на драму актера или режиссера, ему предлагают спуститься этажом ниже – "там кукольники всех возьмут". Но я скажу так: драматических театров тысячи, а кукольных очень мало. В любой стране есть свой культурный код, связанный с куклами. Из древности первым выходит театр кукол, а только потом тот театр, который мы называем драматическим.‒ Какие дисциплины изучают студенты ГИТИСа в рамках направления подготовки, связанных с кукольным театром? Учиться сложно? ‒ При наборе я сразу предупреждаю ребят, что в первый год обучения происходит "естественный отбор". Кому-то может стать скучно. Представьте себе музыканта, который не сразу начинает играть на скрипке, а сначала изучает гаммы и пилит на одной струне. У нас нужно изучить все системы кукол, изготовить ту или иную систему кукол своими руками, понять… Кукольник должен быть трудолюбивым как китаец, а китайцы самые трудолюбивые люди на планете.Наряду с общими режиссерскими и сценографическими дисциплинами (рисунок, живопись, пластическая анатомия, актерское мастерство, речь, сценическое движение, танец и пр.), кукольники изучают композицию в театре, конструирование и технологию создания театральной куклы, историю и драматургию театра кукол, кукловождение.Театр кукол ‒ это не только кукла: это и рука, и предмет, что может "ожить"… Это и кусочек сахара: сейчас он такой, а положи его на блюдце, капни воды, он медленно начнет превращаться в нечто иное ‒ это его жизнь и смерть. Вот так должен мыслить кукольник. Он должен каждый день быть очень внимательным, собирать сказочный мир: едешь ты в метро, встретил какого-то интересного персонажа, взгляни на него сквозь призму нашего языка, отложи в "копилку". Фантазия не возбраняется. Есть мир видимый и мир невидимый. Наша задача ‒ всегда уметь быть в том невидимом мире и собирать идеи, линии, формы для визуальной части спектакля.‒ Предположим, ваши студенты освоили куклу. Теперь наступает самый важный момент ‒ оживление неживого. Расскажите, как это происходит?‒ Режиссер, сидящий в зале, оживляет кукол и декорации, изготовленные художником. Он делает так, чтобы все это задвигалось со смыслом. Важная задача режиссера театра кукол ‒ передать информацию о происходящем на сцене актерам-кукловодам.Сами актеры ничего не видят, они стоят в позе креста, распятые за ширмой, а, если актер высокий, то он еще должен согнуться в полуприсяде. Режиссер становится зеркалом актеров. Если у меня на постановке спектакля находится студент, который учится на режиссера, я говорю ему: "Посмотри, какая ответственность на тебе! Только ты один принимаешь решение, верно ли дышит или делает шаг актер на сцене!". Вот такие очень простые технологические моменты.‒ Вы упомянули, что художники-кукольники в ГИТИСе занимаются сценической речью и биомеханикой вместе с режиссерами. Зачем им это надо? ‒ Художники ‒ зачастую закрытые и молчаливые люди, сидящие в своем мире. Хочется, чтобы они, придумав какую-то идею, могли донести ее, рассказать о ней. Биомеханика раскрепощает "сутулых" художников, расправляет им плечи, а значит, расправляет им крылья, они становятся более открытыми. У них появляется "мост общения" от художника к режиссеру.А потом они разбиваются на пары, выходят на некий "художественный совет" и защищают свой проект. Режиссер делает экспликацию, разработку. Художник рисует ему раскадровку. Весь спектакль можно нарисовать. Это очень помогает.‒ А какие у этих людей карьерные перспективы? ‒ У нас все очень просто. В театрах кукол в России и за рубежом знают режиссера Константинова и художника Антонова, и знают, что у нас курс режиссеров и художников. Директора театров, где мы ставили спектакли, изначально нам доверяют, что наши студенты будут, возможно, даже более интересными, чем мы. Они сделают "шаг вперед через прошлое". Наша задача ‒ дать им базу, научить их не изобретать квадратное или круглое колесо, а набраться как можно больше знания и практики, а потом творить со своим взглядом на мир.И мы должны сохранить их взгляд на мир. На последнем курсе у студентов будет дипломная декада, где они должны будут, поставив конкретные спектакли, доказать, что "взяли в руки" профессию. Есть театры, которые их ждут. Работать кукольник может по всему миру.‒ 2019 год в России официально объявлен годом театра. Что такое современный кукольный театр?‒ Москва ‒ очень интересный театральный центр. В Москве и Московской области более 500 театров, из них 46 театры кукол. Это огромная база, где можно смотреть самые разные спектакли.Когда Образцов создавал свой театр и ставил спектакли, то для того времени они были самыми современными и экспериментальными. Он соединял живой план с куклами в "Божественной комедии". Это как машина времени. Когда я был маленьким, я смотрел "Божественную комедию" по телевизору, потом это смотрел мой ребенок, потом пришел внук…Современный театр кукол ‒ это не лазеры или сложная электронная техника, а интересный, живой нужный, театр, который воздействует на человека не только в качестве развлекателя. Часто думают, что театр кукол ‒ это что-то вроде пародии на человека. Я с этим совершенно не согласен. Для меня кукла как душа человека, тот маленький человечек, что живет внутри нас, и мы не хотим его показывать.
https://na.ria.ru/20180417/1518801407.html
https://ria.ru/20181130/1535070324.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154321/25/1543212598_256:0:1792:1152_1920x0_80_0_0_ca9ba3a759f1efe7277376b8a4f0ce22.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
гитис, навигатор абитуриента, кем стать
Культура, ГИТИС, Навигатор абитуриента, Кем стать
В Российском институте театрального искусства (ГИТИС) появилось новое направление подготовки ‒ режиссер и художник театра кукол. Набор на очный совместный курс проводят главный режиссер Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова Борис Константинов и художник-постановщик театра кукол Виктор Антонов. Борис Константинов в интервью РИА Новости рассказал о том, как должен мыслить кукольник, чтобы оживить неживое.
‒ Что такое мастерская Антонова-Константинова? Как вы набираете будущих кукольников?
‒ Мы набираем режиссеров и художников театра кукол и объединяем их в тандемы, причем художники у нас занимаются теми же предметами, что и режиссеры, и наоборот. Например, художники занимаются сценической речью, а режиссеры учатся своими руками делать кукол. То есть мы всех их впустили в "постановочный цех".
В остальном это абсолютно нормальный театральный курс. Наши абитуриенты, как и в любом театральном вузе, читают стихи, басни, делают этюды. А потом ‒ дело мастера: если я набираю будущих режиссеров театра кукол, мне нужно понять, что эти ребята думают о театре кукол. Это театр кукол, где зайчики и белочки? Это театр кукол, который почему-то превратился в детское развлекательное действо? Или это философский театр, тонкий театр, который мыслит метафорами, символами и знаками? Или древний театр? Вот эти моменты я пытаюсь выяснить при разговоре с ними.
В театральных школах, где есть кафедра театра кукол, наблюдается нехорошая тенденция: если абитуриент не поступает на драму актера или режиссера, ему предлагают спуститься этажом ниже – "там кукольники всех возьмут". Но я скажу так: драматических театров тысячи, а кукольных очень мало. В любой стране есть свой культурный код, связанный с куклами. Из древности первым выходит театр кукол, а только потом тот театр, который мы называем драматическим.
‒ Какие дисциплины изучают студенты ГИТИСа в рамках направления подготовки, связанных с кукольным театром? Учиться сложно?
‒ При наборе я сразу предупреждаю ребят, что в первый год обучения происходит "естественный отбор". Кому-то может стать скучно. Представьте себе музыканта, который не сразу начинает играть на скрипке, а сначала изучает гаммы и пилит на одной струне. У нас нужно изучить все системы кукол, изготовить ту или иную систему кукол своими руками, понять… Кукольник должен быть трудолюбивым как китаец, а китайцы самые трудолюбивые люди на планете.
Наряду с общими режиссерскими и сценографическими дисциплинами (рисунок, живопись, пластическая анатомия, актерское мастерство, речь, сценическое движение, танец и пр.), кукольники изучают композицию в театре, конструирование и технологию создания театральной куклы, историю и драматургию театра кукол, кукловождение.
Театр кукол ‒ это не только кукла: это и рука, и предмет, что может "ожить"… Это и кусочек сахара: сейчас он такой, а положи его на блюдце, капни воды, он медленно начнет превращаться в нечто иное ‒ это его жизнь и смерть. Вот так должен мыслить кукольник. Он должен каждый день быть очень внимательным, собирать сказочный мир: едешь ты в метро, встретил какого-то интересного персонажа, взгляни на него сквозь призму нашего языка, отложи в "копилку". Фантазия не возбраняется. Есть мир видимый и мир невидимый. Наша задача ‒ всегда уметь быть в том невидимом мире и собирать идеи, линии, формы для визуальной части спектакля.
‒ Предположим, ваши студенты освоили куклу. Теперь наступает самый важный момент ‒ оживление неживого. Расскажите, как это происходит?
‒ Режиссер, сидящий в зале, оживляет кукол и декорации, изготовленные художником. Он делает так, чтобы все это задвигалось со смыслом. Важная задача режиссера театра кукол ‒ передать информацию о происходящем на сцене актерам-кукловодам.
Сами актеры ничего не видят, они стоят в позе креста, распятые за ширмой, а, если актер высокий, то он еще должен согнуться в полуприсяде. Режиссер становится зеркалом актеров. Если у меня на постановке спектакля находится студент, который учится на режиссера, я говорю ему: "Посмотри, какая ответственность на тебе! Только ты один принимаешь решение, верно ли дышит или делает шаг актер на сцене!". Вот такие очень простые технологические моменты.
‒ Вы упомянули, что художники-кукольники в ГИТИСе занимаются сценической речью и биомеханикой вместе с режиссерами. Зачем им это надо?
‒ Художники ‒ зачастую закрытые и молчаливые люди, сидящие в своем мире. Хочется, чтобы они, придумав какую-то идею, могли донести ее, рассказать о ней. Биомеханика раскрепощает "сутулых" художников, расправляет им плечи, а значит, расправляет им крылья, они становятся более открытыми. У них появляется "мост общения" от художника к режиссеру.
А потом они разбиваются на пары, выходят на некий "художественный совет" и защищают свой проект. Режиссер делает экспликацию, разработку. Художник рисует ему раскадровку. Весь спектакль можно нарисовать. Это очень помогает.
‒ А какие у этих людей карьерные перспективы?
‒ У нас все очень просто. В театрах кукол в России и за рубежом знают режиссера Константинова и художника Антонова, и знают, что у нас курс режиссеров и художников. Директора театров, где мы ставили спектакли, изначально нам доверяют, что наши студенты будут, возможно, даже более интересными, чем мы. Они сделают "шаг вперед через прошлое". Наша задача ‒ дать им базу, научить их не изобретать квадратное или круглое колесо, а набраться как можно больше знания и практики, а потом творить со своим взглядом на мир.
И мы должны сохранить их взгляд на мир. На последнем курсе у студентов будет дипломная декада, где они должны будут, поставив конкретные спектакли, доказать, что "взяли в руки" профессию. Есть театры, которые их ждут. Работать кукольник может по всему миру.
‒ 2019 год в России официально объявлен годом театра. Что такое современный кукольный театр?
‒ Москва ‒ очень интересный театральный центр. В Москве и Московской области более 500 театров, из них 46 театры кукол. Это огромная база, где можно смотреть самые разные спектакли.
Когда Образцов создавал свой театр и ставил спектакли, то для того времени они были самыми современными и экспериментальными. Он соединял живой план с куклами в "Божественной комедии". Это как машина времени. Когда я был маленьким, я смотрел "Божественную комедию" по телевизору, потом это смотрел мой ребенок, потом пришел внук…
Современный театр кукол ‒ это не лазеры или сложная электронная техника, а интересный, живой нужный, театр, который воздействует на человека не только в качестве развлекателя. Часто думают, что театр кукол ‒ это что-то вроде пародии на человека. Я с этим совершенно не согласен. Для меня кукла как душа человека, тот маленький человечек, что живет внутри нас, и мы не хотим его показывать.