https://na.ria.ru/20181112/1532457771.html
Пока Луну не распродали: зачем нужен космический юрист
Пока Луну не распродали: зачем нужен космический юрист - Навигатор абитуриента РИА Новости, 12.11.2018
Пока Луну не распродали: зачем нужен космический юрист
Чем занимается космический юрист? Почему растет число вузов, готовящих к этой профессии? Что представляет собой система "Дежурный командир" и чем она может быть Навигатор абитуриента РИА Новости, 12.11.2018
2018-11-12T09:05
2018-11-12T09:05
2018-11-12T10:48
в россии
сн_образование
общество
самарский национальный исследовательский университет
навигатор абитуриента
кем стать
https://cdnn21.img.ria.ru/images/62227/47/622274792_0:134:3081:1867_1920x0_80_0_0_485ba51ae7509d3ae401b89374b2a0b7.jpg
Чем занимается космический юрист? Почему растет число вузов, готовящих к этой профессии? Что представляет собой система "Дежурный командир" и чем она может быть полезна в длительном космическом полете? Об этом корреспондент "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" поговорил с профессором кафедры теории и истории государства и права и международного права Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Сергеем Красовым. — Cергей Иванович, кто такие космические юристы? Чем они занимаются? — Международное космическое право регламентирует отношения стран в связи с использованием космического пространства. Это весьма интенсивно развивающаяся по мере освоения открытого космоса область знаний. Она собственно и находится в фокусе внимания космического юриста. К примеру, недавно во время старта ракеты-носителя "Союз МС-10" произошла авария. На борту были российский космонавт Алексей Овчинин и американец Ник Хейг.Хорошо, что для них все завершилось благополучно. Как отшутился Ник: "Мы протестировали систему экстренной эвакуации экипажа, которая не испытывалась много лет".Но представим иной, негативный исход ситуации. Тогда неминуемо встает вопрос об ответственности российской стороны в связи с повреждением или уничтожением дорогостоящего оборудования, травмами людей. О взыскании страхового возмещения в пользу пострадавших государств. Напомню, что внутри находились, кроме международного экипажа, спутники и различные технические средства, собственниками которых является Европейское космическое агентство. Отправлялся аппарат на Международную (еще одна внешнеполитическая составляющая!) космическую станцию, где в данный момент находятся представители двух стран. Это еще не все: части разрушенного корпуса "Союза" упали на территорию республики Казахстан. Ущерб не возник. Тем не менее, международное соглашение предполагает, что ущерб, причиняемый космическими аппаратами, компенсируется безусловно – по свершившемуся факту.Как видим, без космических юристов тут не обойтись. Мы знаем примеры с тем же "Шаттлом", когда гибли люди и возникали достаточно острые правовые вопросы о возмещении невосполнимых утрат. — Кто обращается к вам за помощью? — Задача космического юриста отнюдь не сводится к тому, чтобы представлять чьи-либо интересы в судебных спорах. Она предполагает прогнозирование конфликтных ситуаций и их разрешение на основе заранее определенного сторонами сценария. Другая цель – формировать условия бесконфликтности сотрудничества в этой сфере. Среди наших клиентов крупные корпорации, целые страны.Основные направления космического права – недопущение размещения любого вида оружия в космосе, вопросы регулирования добычи ископаемых, борьба с космическим мусором.Сейчас на высотах до двух тысяч километров фиксируется около восьми тысяч искусственных объектов. И в девяти из каждого десятка случаев это обломки "бэушных" спутников. Их число растет в геометрической прогрессии. Нужны светлые мозги, чтобы справиться с проблемой. — Если взять США, Германию или Францию – крупнейших участников космического клуба. Как развивается эта наука у них? — Прежде всего – в контексте таких вопросов как возможность использования отдельных космических объектов, борьба с загрязнением космического пространства, предотвращение угроз, которые могут в этой связи возникать. Плюс коммерческие запуски.Но я возвращаюсь к отечественной космонавтике: в мире больше двухсот стран. При этом только тридцать пять отправили своих представителей в космос. То есть впереди у нас 170 запусков, если считать "по разу" от каждой страны.— А какова специфика российского "космического правоведения"? — Юридический порядок использования МКС, полеты иностранных космонавтов, поставки грузов, вопросы жизнеобеспечения. Таковы наши акценты. В целом исследование, использование и правовой статус космоса регламентируют шесть базовых договоров. Заключен пакет соглашений на стыке международного космического права и таких отраслей как сравнительное правоведение, право гражданское, торговое, финансовое. С этих позиций специалист, владеющий нормами международного публичного, международного частного права и национальными правовыми системами является крайне востребованным. — Можете эту потребность проиллюстрировать в цифрах? — Это не просто, но зато я точно знаю, что одноименная специализация существует в Самарском университете, МГИМО, РУДН. В последнем более полувека. В прошлом году такое направление открылось в МГУ имени Ломоносова.— А вообще космическое право – молодая отрасль? Пишут, что первое соглашение об открытом космосе заключено в 1967 году, к десятилетию запуска первого искусственного спутника Земли. — Правильно, но сама наука начала отсчет сразу же после полета Юрия Гагарина. — Прогулки за пределами земного притяжения удовольствие не из дешевых. Значит ли это, что и клиентура у космических юристов будет в ближайшей перспективе оставаться штучной? — Давайте вернемся в начало прошлого века, когда представители нашей профессии разбирали судебные споры между владельцами не технических, а живых средств передвижения. И вот появляются первые автомобили, но у очень состоятельных людей. Потом самолеты, космические корабли… Сегодня путешествие на околоземную орбиту обойдется в районе 20-30 миллионов долларов.А если, переводя в рублевый эквивалент, поездка к звездам подешевеет до 20 миллионов? Пусть поначалу это будет ближний космос. Не сомневаюсь, в ближайшие три-пять лет мы станем свидетелями колоссального прорыва в этой индустрии. — Известно, что Колумба привела в Америку не география, а экономика. Правда ли, что меркантильный интерес ведет нас и в космические дали? — Но все-таки главное предназначение космических исследований – понять, кто мы. Откуда возникли, куда идем. Есть и другая сторона медали, не будем ханжами. Еще в 1980 году появилась компания Дениса Хоупа, ныне активно распродающего участки на спутнике Земли. С тех пор, по некоторым данным, организацией "сбыто" уже около двух миллионов гектаров лунной территории. Полученная прибыль измеряется миллионами долларов. Среди покупателей голливудские актеры, спортсмены, журналисты. Хотя откровенно сказать Договор о космосе запрещает национальное присвоение небесных тел и в том числе Луны. Правовая коллизия! "А я частное лицо", – парирует Хоуп. Тем временем состоятельные женихи преподносят в подарок невестам кусочки ночного светила в надежде, что со временем экзотика приобретет реальные экономические очертания.Понятный интерес возникает и в связи, например, с открытием гелия-3 на Луне. При его переработке даже в мизерных количествах выделяется энергия, обеспечивающая почти годовые нужды всей Америки. Поэтому там заявляют о намерении создать "Лунную базу". Вроде бы и Россию даже пригласили. Но на своих условиях. Видите, трения между международным и национальным правом возникают то и дело. Много и остро дискуссируют о разработке астероидов. Экспериментальное бурение на одном из астероидов позволило оценить стоимость его платинового ядра в пять миллиардов долларов. К сожалению, название документа ООН 1967 года содержало геофизическую неточность: запрета на использование ресурсов астероидов в нем нет… — А длительное пребывание человека в замкнутом пространстве во время полета куда-нибудь на Марс потребует помощи юриста? — Вы правы, он ведь не только нормативные акты изучает, но и социальные явления. Поэтому да, потребует. В связи с этим могут появиться новые отрасли – гуманитарное право, право общения в закрытом пространстве. Вообразите себя капитаном корабля, летящего семь месяцев с Земли на красную планету. Не каждая психика такое выдержит. А может быть закреплена система "ДК" – "Дежурный командир". Это норма, которую придумал вожатый "Орленка" летчик-космонавт Александр Серебров. Командиры чередуются – неделю один, потом другой, как было принято в коммунарские 1960-е годы в пионерском лагере "Орленок". Тогда психологическое бремя руководства, разделенное на число членов экипажа, будет переноситься значительно легче.
https://ria.ru/20181106/1532166083.html
https://ria.ru/20181011/1530408601.html
https://ria.ru/20181003/1529850478.html
https://ria.ru/20180515/1520586645.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/62227/47/622274792_207:0:2874:2000_1920x0_80_0_0_8c25f20101651caba700d07689fd6ba3.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в россии, сн_образование, общество, самарский национальный исследовательский университет, навигатор абитуриента, кем стать
В России, СН_Образование, Общество, Самарский национальный исследовательский университет, Навигатор абитуриента, Кем стать
Чем занимается космический юрист? Почему растет число вузов, готовящих к этой профессии? Что представляет собой система "Дежурный командир" и чем она может быть полезна в длительном космическом полете? Об этом корреспондент "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" поговорил с профессором кафедры теории и истории государства и права и международного права Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Сергеем Красовым.
— Cергей Иванович, кто такие космические юристы? Чем они занимаются?
— Международное космическое право регламентирует отношения стран в связи с использованием космического пространства. Это весьма интенсивно развивающаяся по мере освоения открытого космоса область знаний. Она собственно и находится в фокусе внимания космического юриста.
К примеру, недавно во время старта ракеты-носителя "Союз МС-10" произошла авария. На борту были российский космонавт Алексей Овчинин и американец Ник Хейг.
Хорошо, что для них все завершилось благополучно. Как отшутился Ник: "Мы протестировали систему экстренной эвакуации экипажа, которая не испытывалась много лет".
Но представим иной, негативный исход ситуации. Тогда неминуемо встает вопрос об ответственности российской стороны в связи с повреждением или уничтожением дорогостоящего оборудования, травмами людей. О взыскании страхового возмещения в пользу пострадавших государств.
Напомню, что внутри находились, кроме международного экипажа, спутники и различные технические средства, собственниками которых является Европейское космическое агентство. Отправлялся аппарат на Международную (еще одна внешнеполитическая составляющая!) космическую станцию, где в данный момент находятся представители двух стран.
Это еще не все: части разрушенного корпуса "Союза" упали на территорию республики Казахстан. Ущерб не возник. Тем не менее, международное соглашение предполагает, что ущерб, причиняемый космическими аппаратами, компенсируется безусловно – по свершившемуся факту.
Как видим, без космических юристов тут не обойтись. Мы знаем примеры с тем же "Шаттлом", когда гибли люди и возникали достаточно острые правовые вопросы о возмещении невосполнимых утрат.
— Кто обращается к вам за помощью?
— Задача космического юриста отнюдь не сводится к тому, чтобы представлять чьи-либо интересы в судебных спорах. Она предполагает прогнозирование конфликтных ситуаций и их разрешение на основе заранее определенного сторонами сценария. Другая цель – формировать условия бесконфликтности сотрудничества в этой сфере. Среди наших клиентов крупные корпорации, целые страны.
Основные направления космического права – недопущение размещения любого вида оружия в космосе, вопросы регулирования добычи ископаемых, борьба с космическим мусором.
Сейчас на высотах до двух тысяч километров фиксируется около восьми тысяч искусственных объектов. И в девяти из каждого десятка случаев это обломки "бэушных" спутников. Их число растет в геометрической прогрессии. Нужны светлые мозги, чтобы справиться с проблемой.
— Если взять США, Германию или Францию – крупнейших участников космического клуба. Как развивается эта наука у них?
— Прежде всего – в контексте таких вопросов как возможность использования отдельных космических объектов, борьба с загрязнением космического пространства, предотвращение угроз, которые могут в этой связи возникать. Плюс коммерческие запуски.
Но я возвращаюсь к отечественной космонавтике: в мире больше двухсот стран. При этом только тридцать пять отправили своих представителей в космос. То есть впереди у нас 170 запусков, если считать "по разу" от каждой страны.
— А какова специфика российского "космического правоведения"?
— Юридический порядок использования МКС, полеты иностранных космонавтов, поставки грузов, вопросы жизнеобеспечения. Таковы наши акценты.
В целом исследование, использование и правовой статус космоса регламентируют шесть базовых договоров. Заключен пакет соглашений на стыке международного космического права и таких отраслей как сравнительное правоведение, право гражданское, торговое, финансовое.
С этих позиций специалист, владеющий нормами международного публичного, международного частного права и национальными правовыми системами является крайне востребованным.
— Можете эту потребность проиллюстрировать в цифрах?
— Это не просто, но зато я точно знаю, что одноименная специализация существует в Самарском университете, МГИМО, РУДН. В последнем более полувека. В прошлом году такое направление открылось в МГУ имени Ломоносова.
— А вообще космическое право – молодая отрасль? Пишут, что первое соглашение об открытом космосе заключено в 1967 году, к десятилетию запуска первого искусственного спутника Земли.
— Правильно, но сама наука начала отсчет сразу же после полета Юрия Гагарина.
— Прогулки за пределами земного притяжения удовольствие не из дешевых. Значит ли это, что и клиентура у космических юристов будет в ближайшей перспективе оставаться штучной?
— Давайте вернемся в начало прошлого века, когда представители нашей профессии разбирали судебные споры между владельцами не технических, а живых средств передвижения.
И вот появляются первые автомобили, но у очень состоятельных людей. Потом самолеты, космические корабли… Сегодня путешествие на околоземную орбиту обойдется в районе 20-30 миллионов долларов.
А если, переводя в рублевый эквивалент, поездка к звездам подешевеет до 20 миллионов? Пусть поначалу это будет ближний космос. Не сомневаюсь, в ближайшие три-пять лет мы станем свидетелями колоссального прорыва в этой индустрии.
— Известно, что Колумба привела в Америку не география, а экономика. Правда ли, что меркантильный интерес ведет нас и в космические дали?
— Но все-таки главное предназначение космических исследований – понять, кто мы. Откуда возникли, куда идем.
Есть и другая сторона медали, не будем ханжами. Еще в 1980 году появилась компания Дениса Хоупа, ныне активно распродающего участки на спутнике Земли. С тех пор, по некоторым данным, организацией "сбыто" уже около двух миллионов гектаров лунной территории. Полученная прибыль измеряется миллионами долларов. Среди покупателей голливудские актеры, спортсмены, журналисты.
Хотя откровенно сказать Договор о космосе запрещает национальное присвоение небесных тел и в том числе Луны. Правовая коллизия! "А я частное лицо", – парирует Хоуп.
Тем временем состоятельные женихи преподносят в подарок невестам кусочки ночного светила в надежде, что со временем экзотика приобретет реальные экономические очертания.
Понятный интерес возникает и в связи, например, с открытием гелия-3 на Луне. При его переработке даже в мизерных количествах выделяется энергия, обеспечивающая почти годовые нужды всей Америки. Поэтому там заявляют о намерении создать "Лунную базу". Вроде бы и Россию даже пригласили. Но на своих условиях. Видите, трения между международным и национальным правом возникают то и дело.
Много и остро дискуссируют о разработке астероидов. Экспериментальное бурение на одном из астероидов позволило оценить стоимость его платинового ядра в пять миллиардов долларов. К сожалению, название документа ООН 1967 года содержало геофизическую неточность: запрета на использование ресурсов астероидов в нем нет…
— А длительное пребывание человека в замкнутом пространстве во время полета куда-нибудь на Марс потребует помощи юриста?
— Вы правы, он ведь не только нормативные акты изучает, но и социальные явления. Поэтому да, потребует. В связи с этим могут появиться новые отрасли – гуманитарное право, право общения в закрытом пространстве. Вообразите себя капитаном корабля, летящего семь месяцев с Земли на красную планету. Не каждая психика такое выдержит.
А может быть закреплена система "ДК" – "Дежурный командир". Это норма, которую придумал вожатый "Орленка" летчик-космонавт Александр Серебров. Командиры чередуются – неделю один, потом другой, как было принято в коммунарские 1960-е годы в пионерском лагере "Орленок". Тогда психологическое бремя руководства, разделенное на число членов экипажа, будет переноситься значительно легче.