Руководитель группы по разработке Программы развития Московского государственного психолого-педагогического университета, декан факультета юридической психологии, профессор Николай Дворянчиков в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой посоветовал всем, кто сейчас переживает экзаменационный стресс, верить в себя.
— По сути, экзаменационный стресс является ответом на неопределенность, и лучшая профилактика стресса — вера в свои силы и четкое их распределение. Нагрузки, связанные с подготовкой к ЕГЭ, следует чередовать с привычными для ребенка формами отдыха.
Кроме того, перед сдачей экзаменов стоит лишний раз мысленно обратиться к картине своего будущего. В этой перспективе должно быть больше хорошего, чем плохого. Человек должен чувствовать себя способным внести краски в эту картину, повлиять на будущее. Такое позитивное видение и здоровая самооценка мобилизуют ребенка на спокойную сдачу экзаменов.
— Вполне допустимо. Для ребенка любая репетиция – понятная и знакомая форма подготовки к чему-либо более серьезному.
Кстати, аналогичным задачам отвечают профильные 10-е и 11-е классы. В частности, МГППУ ведет такие классы по профильным специальностям. Например, наш факультет курирует класс в Курчатовской школе в Москве. Ребенок репетирует: с одной стороны, он усиленно готовится к профильным ЕГЭ, а с другой – примеряет на себя будущую профессию.
- У выпускников 11-х классов уровень ответственности возрастает, параллельно усиливается экзаменационный стресс. Чем им можно помочь?
— В данной ситуации эффективная прививка от стресса – усиление собственной значимости в разрешении предстоящего события. Пусть это будет как у десантников: "Никто, кроме нас!". Период сдачи ЕГЭ и поступления в вуз надо максимально наполнить смыслом, принять в качестве необходимого условия для дальнейшей самореализации, расширения степеней свободы. Осознание того, что предстоит что-то очень важное, конечно, не снимает стресс, но позволяет мобилизоваться.
- Предположим, глобальный стресс от экзаменов успешно пережит, результаты ЕГЭ получены, наступает момент подачи документов в вузы. Кого вы ждете в МГППУ? Почему эти молодые люди должны выбрать именно ваш вуз?
— Мы готовим ребят, которые сегодня крайне востребованы. По некоторым направлениям МГППУ имеет 99 процентов трудоустроенных выпускников. Причем, речь идет о чрезвычайно широком диапазоне мест работы — от детских дошкольных учреждений до силовых структур (МВД, ФСБ, ФСИН и др). Спектр задач – от коррекции поведения малыша дошкольного возраста до составления перспективного портрета преступника. У нас 12 факультетов, 7 из которых – психологические.
Все наши знания и технологии проходят серьезную апробацию, калибровку и отсев. Тем, кого мы учим, достается лучшее и выверенное. Приведу только один пример. На факультете юридической психологии есть курс психодиагностики в экспертной судебной сфере. Мы рассказываем про методики диагностики следов аффекта. Можете себе представить, какой фильтр согласований должна была пройти эта методика, чтобы ее рекомендовали для проведения исследований, имеющих юридическое значение?! Подобные методики представляют собой "сливки" профессии.
Спектр ресурсов, с помощью которых может работать психолог, чрезвычайно широк: от простого карандаша и бумаги до сложнейшего высокотехнологического оборудования. В университете действует научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследований, в котором установлена единственная в России система регистрации МЭГ (магнитоэнцефалограммы) для проведения нейрофизиологических и психофизиологических исследований. У нас есть аппаратно-программный психодиагностический комплекс "Мультипсихометр", полиграф, оборудование для айтрекинга и многое другое. При обучении мы совмещаем все эти методы.
- Не могли бы вы обрисовать психологический портрет типичного абитуриента МГППУ?
— Как правило, это неслучайные люди. Они, разумеется, могут быть немного очарованы психологией, но они уже точно что-то нашли для себя в этой науке. Психология дает человеку возможность лучше понять себя, провести ревизию своих жизненных целей и планов на будущее. Наш университет позиционирует себя как университет для неравнодушных людей – неравнодушных и к себе, и окружающим, и к окружающей действительности.
- А если этот человек слишком неравнодушен, эмоционален и эмпатичен, он сможет учиться на психолога? Таких людей вы тоже ждете?
— Эмоции и активность можно и нужно направить в позитивное русло.
Мы вообще развиваем принцип "инклюзивного университета", причем инклюзивного в самом широком смысле. У нас учатся люди абсолютно разные по своим интересам и возможностям. В этом смысле университет отражает жизнь в полном объеме.
Вот почему мы называем еще наш университет "университетом-трансформером". МГППУ готов подстроиться, трансформироваться под любого учащегося, под его индивидуальные образовательные потребности, интересы и особенности развития. У нас есть два факультета, где созданы все условия для ребят с ОВЗ (из 30 мест на факультете дистанционного обучения 20 бюджетных мест занимают студенты с особенностями здоровья).
- Что ждет сегодняшнего абитуриента на выходе из вуза? Может быть, к тому времени появятся какие-то новые направления психологии, новые запросы общества к психологам?
— Во многих областях знания успевают устаревать к тому моменту, как человек получает диплом о высшем образовании. За четыре года общество и технологии так быстро меняются, что выпускник часто оказывается с багажом прошлого дня. В этом смысле у нас есть существенное преимущество: обучение психолога очень тесно связано с практической деятельностью. А любая практика — от ознакомительной до коррекционной и диагностической — тесно сближает учебный процесс с реальной ситуацией в обществе.