Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Быстров: общество нуждается в людях с конкретной профессией в руках

© личный архив А.БыстроваАндрей Быстров
Андрей Быстров
Способен ли индустриальный сектор экономики стать драйвером развития всего государства? Почему современный молочный завод может быть более высокотехнологичен, чем завод по производству танков? Об этом и многом другом - завкафедрой экономики промышленности РЭУ им. Плеханова профессор Андрей Быстров.

Накануне 70-летнего юбилея кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова ее заведующий, профессор Андрей Быстров ответил на вопросы корреспондента РИА Новости Юлии Осиповой.

- В наступающем году кафедре экономики промышленности РЭУ им. Плеханова исполняется 70 лет. Андрей Владимирович, как себя чувствует промышленность?

— К сожалению, мы наблюдаем элементы не только стагнации, но и системной деградации наших промышленных секторов экономики в большинстве отраслях. Задача нашей кафедры – "привязать" человека к пониманию культуры экономики и управления в промышленном производстве, сформировать у него такие деловые компетенции, которые позволят ему успешно реализовать себя на предприятиях реального сектора экономики. Именно реальный сектор экономики должен обеспечивать формирование наибольшей добавленной стоимости в структуре валового национального продукта страны.  

Последние годы наблюдается парадоксальная ситуация. У нас очень много юристов общего профиля, экономистов без специализации, универсальных менеджеров… — все являются специалистами во всем. А в чем конкретно? Непонятно! Самый большой конкурс среди абитуриентов вузов экономического профиля на специальности, которые напрямую не связаны с конкретной специализацией управленца или экономиста.

Если мы посмотрим рейтинги популярности программ, то увидим, что программы, в основе которых заложены глубокие знания в области математики, химии, физики, статистики, бухгалтерского и налогового учета, технологий, инноваций и производственных процессов, не пользуются особым вниманием у абитуриентов, хотя в последние годы ситуация немного выправляется.

- Может быть, просто мало таких производств, на которых молодые люди хотели бы и могли успешно работать? 

— Несомненно, любая столица — центр финансовой жизни, банковской системы, страховых обществ, движения непроизводственных капиталов. Здесь всегда в меньшей степени эксплуатируют производственные мощности, за исключением тех, что обеспечивают городскую инфраструктуру. В Москве также наблюдается тенденция к выносу промышленных предприятий за пределы города. Тем не менее, мы ведь готовим кадры не только для столицы, но и для всей России, дальнего и ближнего зарубежья.

- Едут ли к вам на кафедру иностранные абитуриенты, в частности, из стран СНГ? 

— Да, последнее время это происходит значительно чаще, чем раньше. Так на нашей кафедре из 17 аспирантов – 6 иностранцев из Кыргызстана, Украины,  Вьетнама. Есть даже один гражданин Кот д'Ивуар (Берег Слоновой Кости).

Студенты отправляются в разные страны мира в поисках лучшего диплома, который будет выгодно выделять их на рынке труда. В этом смысле наш университет совершил значительный рывок. РЭУ им. Плеханова стал первым и на данный момент единственным российским вузом, удостоенным четырех звезд из пяти возможных в рейтинге QS Stars University Ratings. А наша кафедра — одна из ведущих выпускающих кафедр университета с полным комплектом общеобразовательных программ (две программы бакалавриата, две магистерские программы, аспирантура и докторантура), которые направлены на подготовку высококлассных специалистов для реального сектора экономики развивающихся и развитых стран.

Мы исторически и технологически связаны со странами СНГ, Азии, Африки и Южной Америки. У нас с ними много совместных производственных проектов, родственная корпоративная культура, основанная на нашей общей советской производственно-технологической школе.

- Учитываются ли при разработке учебных программ реалии экономик разных стран?

— Несомненно, учитываются. Например, на кафедре обучается аспирант из африканской страны, основной доход которой формируется за счет выращивания и продажи какао-бобов. Он обучался в РУДН, затем 7 лет проработал в бизнесе какао-бобов на родине. Сейчас поступил к нам в аспирантуру — получает новые знания, работает над проектом, связанным с созданием у себя в стране системы глубокой промышленной переработки какао-бобов. Этот аспирант фактически стоит у истоков строительства перерабатывающей промышленности какао-бобов на родине.

Другой аспирант кафедры, гражданин Кыргызстана в рамках своих  диссертационных исследований работает над проектом, связанным с отраслью нефтедобывающей промышленности своей страны. Еще, например, на кафедре есть талантливая девушка из Украины, которая закончила Харьковский университет, а в этом году поступила к нам, чтобы серьезно изучить проблемы химической промышленности, производящей удобрения.

- Какие новые направления подготовки студентов появились на вашей кафедре? 

— В этом учебном году у нас стартовала принципиально новая магистерская программа: "Экономика высокотехнологичных предприятий промышленности". Это очень перспективный образовательный проект, как и все новые экономико-технологические учебные программы.

В современном обществе наблюдается тренд на улучшение качества условий жизни человека, что придает оттенки интеллектуальности и высокотехнологичности всем производственным процессам. Человечество комфортно обустраивается в этом мире именно благодаря инженерам и технологам в самых разных областях.

- Что в данном случае подразумевается под высокотехнологичными предприятиями? Оборонка?  

— Существует такое устоявшееся мнение, что в основном это оборонка, космос, энергетика, машиностроение. В свое время в нашей стране оборонная отрасль действительно была драйвером развития всей промышленности, во многом это так остается и сейчас. Но мы живем в динамически изменяющемся мире, где понятие "высокотехнологичных производств" трансформируется. 

Вот наглядный пример. На заводе компании "Вимм-Билль-Данн" такое современное оборудование, что практически весь процесс производства, переработки и логистики молочных продуктов происходит почти без участия человека. В цехах стоят полностью компьютеризированные современные линии, которые проводят химический анализ, пакуют, развешивают и пр.

С другой стороны, какой-нибудь оборонный завод, выпускающий танки, часто пользуется технологическими заделами 30-50-летней давности. Теперь вопрос: какое предприятие более высокотехнологично – выпускающее молоко или танки? Каков в данном случае критерий высокотехнологичности?

Или взять "мир Apple": массовый высокотехнологичный продукт (не оборонный или ядерно-космический продукт) завладел умами всей планеты, став одним из основных драйверов развития экономик. Благодаря высочайшим потребительским свойствам этот гаджет оказался нужным большинству людей на планете.

- С какими российскими предприятиями и зарубежными вузами сотрудничает кафедра?   

— У нас есть практические связи с такими компаниями, как Ростех, Роснано, Роскосмос. Мы регулярно проводим выездные занятия на Московском вертолетном заводе им. Миля. В качестве профессоров на нашей кафедре преподают руководители авторитетных научно-производственных объединений, например, "Алмаз-Антей" и др. В прошлом учебном году по инициативе нашей кафедры РЭУ заключил договор о сотрудничестве с Российской академией ракетных и артиллерийских наук.

Кроме того, мы сотрудничаем с американским Университетом аэронавтики "Эмбри-Риддл". Кстати, недавно профессор этого университета читал лекции в рамках наших кафедральных образовательных программ по вопросам формирования страртапов в высокотехнологичных отраслях промышленности на примере аэрокосмической и авиационной промышленности США. Мы вообще стараемся использовать в наших образовательных программах лучший мировой опыт.

Последние десятилетия наше общество жило по законам, когда честный профессиональный труд был обесценен. Только сейчас приходит массовое осознание того, что конкретная профессия в руках всегда тебя прокормит. Мы готовим именно таких профессионалов. 


 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
В Минобрнауки рассказали о международном студенческом кибертурниреВ НИЯУ МИФИ открылся студенческий чемпионат Future Skills Team ChallengeЭксперты обсудят вопросы лингвистического образования в РУДНМинобрнауки обновит перечень специальностей высшего образованияФинал V Межвузовского чемпионата "Молодые профессионалы" стартует в декабреРоссия-2030. В Москве обсудили задачи конкурса лучших молодых инженеров"Учим русский, поем Пугачеву": иностранные студенты о российских вузахОнлайн-конференция иностранных студентов российских вузовВсероссийский инженерный конкурс – взгляд за горизонт 2030Шмелева: абитуриенты должны иметь равные условия подачи документов в вузыНовые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта"Дневник ученого в карантине" стал финалистом конкурса "За верность науке"Чернышенко заявил об увеличении бюджетных мест в вузах по направлениям ИИВ России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 годЧернышенко: вузы, получившие мегагранты, будут вводить новые специальностиФальков: отказ от программ бакалавриата и магистратуры пока не планируетсяМГУ возглавил репутационный рейтинг RUR по РоссииСвобода выбора. Зачем вузы развивают индивидуальное обучениеТысяча студентов поборются за победу в конкурсе "Твой Ход"Техника на грани искусства: омское образование ищет новые пути развития