Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Изотов: Образовательные кластеры помогают в работе по импортозамещению

© фото из личного архива М.А.ИзотоваМихаил Изотов
Михаил Изотов
Программа развития межрегиональных образовательных кластеров успешно развивается. Какие специалисты сегодня нужны предприятиям? Какие проблемы возникают при обучении студентов на производстве? Об этом рассказал помощник ректора Донского государственного технического университета Михаил Изотов.

Программа развития межрегиональных образовательных кластеров успешно развивается в Ростовской области, обеспечивая кадрами региональную отрасль сельскохозяйственного машиностроения. Какие специалисты сегодня нужны предприятиям? Какие проблемы возникают при обучении студентов на производстве? Об этом корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал помощник ректора Донского государственного технического университета Михаил Изотов.

- Михаил Александрович, в какие образовательные кластеры входит Донской государственный технический университет? 

Навигатор образовательных кластеров России
Навигатор образовательных кластеров РоссииПроект «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня» по инициативе Министерства образования и науки РФ подготовил информационно-аналитический инструмент, обеспечивающий информационную поддержку генерации и развития инноваций, способствующих повышению конкурентоспособности образовательных кластеров.
- У нас в регионе существуют два образовательных кластера. Первый сформирован рядом университетов южного федерального округа и ориентирован, в большей степени, на методологическую работу.

Второй кластер имеет практическую направленность и занимается кадровым обеспечением предприятий сельскохозяйственного машиностроения нашего региона. В этот кластер, кроме Донского государственного технического университета, входит ряд учреждений среднего профессионального образования и предприятий, объединенных вокруг завода «Ростсельмаш». 

В последнее время руководители предприятий осознали всю серьезность проблемы подготовки кадров. Невозможно стало говорить о выпуске качественной продукции и импортозамещении при отсутствии кадрового потенциала и при выходе многих работников старшего возраста на пенсию. Поэтому мы заключаем сотни соглашений по прохождению практики наших студентов на производстве. 

- Как вы взаимодействуете с «Ростсельмашем»?

— В основном, наше взаимодействие сводится к обсуждению компетенций, которыми должны обладать специалисты. Стандарты работы «Ростсельмаша» (с нашей точки зрения, довольно высокие) влияют и на требования к подготовке кадров.

Кроме того, наши студенты проходят производственную практику на базовой кафедре «Ростсельмаша». Сегодня в рамках кластера в определенном смысле восстанавливается прежняя система «завод-ВТУЗ», когда часть обучения студентов проходила на производстве. И это касается не только работы со студентами. 

Мы также сейчас реализуем проекты совместной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженеров-конструкторов. Эти проекты проходят на базе университета, и включают в себя стажировки в инжиниринговом центре на производстве, а также в Германии. 

- Какие специалисты будут востребованы, на Ваш взгляд, в сельскохозяйственном машиностроении в ближайшие годы?

— Сейчас очень не хватает технологов и конструкторов, это очень серьезная проблема. Мы пытаемся привлечь абитуриентов в эту сферу на Днях открытых дверей, на ярмарках вакансий и при проведении профориентационных мероприятий в школах. 

В целом мы ориентируемся на потребности кластера в кадрах, которые прогнозируются на три года вперед, разумеется, с ежегодными корректировками. У отраслевых предприятий и у нашего университета существуют определенные представления о том, что будет с отраслью через несколько лет, какая ситуация будет в регионе, и какая сложится потребность в специалистах. 

- Насколько хорошо Ваши выпускники трудоустраиваются на производстве?

— Обучение наших студентов изначально ориентировано на их последующее трудоустройство на предприятиях отрасли. Среди целевиков процент устроившихся на производство, естественно, максимальный, но и среди остальных студентов цифры так же очень высокие. 

Подавляющая доля специалистов с высшим образованием среди сотрудников «Ростсельмаша», «Роствертола», Новочеркасского электровозостроительного завода, РНИИРСа, МТЕ КОВОСВИТ МАС, «Красный котельщик» — выпускники нашего университета.

- Существует ли проблема наставничества при обучении студентов на производстве?

— Конечно, существует. Наставничество предполагает, что сотрудник предприятия будет уделять подготовке будущего специалиста большое количество рабочего времени, от него требуется личная вовлеченность. 

Пока же, как правило, этого нет. Студент пришел на производство — ему показали, как работать, он пообщался с начальником цеха, с конструкторами и другими специалистами. Но личного участия к нему проявляется не так много, как хотелось бы, и это большая проблема. 

Необходимо создавать механизмы, повышающие мотивацию у сотрудников предприятия к наставничеству. Надо сделать так, чтобы специалист был заинтересован тратить личное время, энергию и ресурсы не на формальную подготовку студента, а на его переход на качественный более высокий профессиональный уровень.

Проблема наставничества сегодня существует не только на крупных предприятиях, но и в малом, и в среднем бизнесе, и при развитии молодежного предпринимательства. Там также не хватает успешных руководителей, которые могут выступить в роли наставника и пройти начало пути вместе с начинающими предпринимателями.

- Как Вы оцениваете первые результаты программы развития образовательных кластеров?

— Мы работаем в рамках образовательных кластеров всего год, но кое-что уже можно отметить. Кластер помогает понять, какие реальные кадровые потребности, обеспеченные рабочими местами, есть у предприятий. Благодаря этому и у студентов появляется не абстрактное, а вполне конкретное понимание, зачем они получают образование, какие навыки им нужны, и какое применение полученным знаниям им удастся найти. 

Мы надеемся, что со временем интеграция учебных заведений с предприятиями станет более глубокой и вовлеченность специалистов в эту работу повысится.

У нас на сегодняшний день создано более десяти корпоративных кафедр на региональных предприятиях. Мы будем развивать это сотрудничество в сторону создания корпоративных университетов. Конечно, не каждому предприятию это под силу, но тренд на интеграцию образования с бизнесом сегодня действительно существует. 


 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Минобрнауки: УрФУ возглавил рейтинг медиаактивности вузовМинобрнауки: число иностранных студентов в РФ увеличилось за три годаСтало известно, в каких регионах СПО соответствует трендам экономикиПрезентации Рейтинга регионов по уровню среднего профобразованияРейтинг регионов по уровню среднего профобразования - 2021Первый мониторинг вузов РФ по новым показателям пройдёт в 2023 годуДуховное управление мусульман надеется готовить исламских теологов в вузахНазваны самые высокооплачиваемые вакансии на удаленке в январеОпрос показал, какие профессии россияне считают наиболее престижными Россияне готовы больше платить за качество образования и репутацию вузаУрФУ продлит сроки сдачи сессии студентам, находящимся в КазахстанеСФУ скорректирует учебные планы для студентов из Казахстана"Больше эмпатии": ректор СибГМУ о будущем медицинского образованияНазваны самые необычные декабрьские вакансии в РоссииФальков обеспокоен, что олимпиадники выбирают одни и те же вузы"Ехал в страну Ленина": впечатления иностранных выпускников вузов РоссииОнлайн-конференция иностранных выпускников российских вузовПетербургский Политех перевел студентов на дистанционное обучение"Большой Алтай" объединил 50 ведущих вузов Центральной АзииЦифровой кампус с двойниками студентов создадут в Кемерово