Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Ректор МИРЭА: мы развиваем инженерные компетенции завтрашнего дня

© Пресс-служба МИРЭА Станислав Кудж
Станислав Кудж
Где готовят проектировщиков роботов? Что в инженерном образовании важнее: практика или теория? Как поменялся образ инженера за последние десятилетия? Куда ведет прогресс? На эти и другие вопросы, возникшие в связи с недавним слиянием некоторых технических вузов, ответил ректор МИРЭА Станислав Кудж.

Ректор Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники Станислав Кудж в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой рассказал о прошлом, настоящем и будущем инженерного образования в России.

- Станислав Алексеевич, последние несколько лет Ваш вуз постоянно укрупняется: с 2013 года в состав Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники вошли сразу 3 университета (в конце мая 2015 присоединился МИТХТ им. Ломоносова), два НИИ и еще один институт. Поделитесь первыми выводами. Оправдывает ли себя решение о создании целого образовательного кластера? Не слишком ли тяжело им управлять?

— Я бы сказал, что это не просто укрупнение, а создание на базе трех вузов и трех научных институтов нового конкурентоспособного научно-образовательного кластера мирового уровня – мощного поставщика квалифицированных научных и инженерных кадров для самых разных областей (от радиоэлектроники до био- и нанотехнологий).

Управлять любой организацией непросто, особенно крупной. У крупной организации всегда много разносторонних интересов, и требуется большое умение, чтобы все эти интересы согласовать и привести к общей цели. Цель же у нас одна — создание вуза, который был бы узнаваем во всем мире по своим образовательным программам и научно-исследовательским, опытно-конструкторским, производственно-технологическим достижениям.

Я полагаю, что в настоящее время крупная организация более устойчива. Большому вузу значительно легче обеспечить высокое качество образования.  Разумеется, возникает много сложностей, связанных с координацией работы разных коллективов, слитых в один. Но все эти сложности вполне решаемы, ведь люди хотят работать и хорошо себе представляют направление общего движения.

- Как на деле реализуется идея непрерывности образования? Как работает схема "технический вуз – базовая кафедра – базовое предприятие"?

— МИРЭА — один из тех вузов, который не на бумаге, а на практике реализует принцип "школа (колледж) – вуз – базовая кафедра (стратегическое для МИРЭА предприятие)". Такая прогрессивная система позволяет эффективно сочетать фундаментальное обучение на младших курсах и подготовку студентов старших курсов непосредственно на будущих рабочих местах.

В число наших партнеров входит уже более 50 ведущих учреждений и предприятий разных форм собственности. Практика показывает, что использование потенциала базовых кафедр позволяет усилить подготовку студентов по блоку специальных дисциплин, сократить затраты на переподготовку профессорско-педагогических кадров и реализовать индивидуальную вариативную подготовку высококвалифицированных кадров.

- Чем Вы можете объяснить тот факт, что российское техническое, а не гуманитарное образование высоко ценится во всем мире?

— Я бы не сказал, что российское гуманитарное образование за рубежом ценится меньше, чем техническое, инженерное. Выпускник нашего вуза с успехом может применить себя как в роли постановщика задач, так и в роли системного аналитика, программиста, проектировщика.

- Какие технические специальности, на Ваш взгляд, сейчас наиболее и наименее востребованы? В МИРЭА, вроде, даже проектировщиков домашних роботов готовят…

— Однозначно ответить на этот вопрос не сможет никто. В основе любой техники лежит электроника, материалы, программные компоненты, технический дизайн. Перестанем ли мы пользоваться техникой в повседневной жизни? Конечно, нет! Сегодня мы выстраиваем свои программы так, чтобы молодые люди сначала овладевали базовыми знаниями (математика, физика, конструирование, химия и другие дисциплины), а потом на этой твердой платформе развивали компетенции в области техники в той специализации, которую молодые люди сами себе выбрали.

Зачастую мы не можем точно предугадать, как поменяется мир через 5 лет. Но мы видим, куда нужно двигаться, и огромное количество базовых предприятий нам в этом помогают, подстраивая учебные планы под современные направления и требования. Вы только вспомните, как велось обучение студентов 10 лет назад… Что такое 10 лет? 4 года бакалавриат, 2 года магистратура, 4 года аспирантура – вот вам и 10 лет. Сколько тогда было сотовых телефонов? Какие у них были функции? Очевидно, что за последние 5 лет весьма существенно поменялась жизнь именно в технической сфере. О каких домашних роботах говорили 5 лет назад? Ну, это уже был не объект фантастического рассказа, но, тем не менее, что-то, чего совершенно не было в быту. Да, в некоторых фильмах роботов пытались показывать, намекая на то, что они появятся вот-вот, но реально их тогда не существовало.

Мы готовим, в частности, людей, которые могут проектировать роботов для домашних и для других задач, универсальных или специализированных. У нас готовят и многих других специалистов, и мы стараемся развивать в наших студентах максимально нужные им компетенции завтрашнего дня.

- Что можно сказать о преподавательском составе обновленного вуза? Не гоняетесь ли Вы за иностранными преподавателями?

— Это хороший вопрос. Я буду отвечать по частям. Нельзя сказать, что преподавательский состав нашего вуза принципиально отличается по каким-либо параметрам от преподавательских составов других серьезных вузов в нашей стране. Как и у многих российских университетов, у нас есть проблема высокого среднего возраста преподавателей и некоторые сложности с приходом талантливой молодежи. В связи с этим мы специально развиваем систему дополнительной мотивации, например, запустили программу поддержки молодых преподавателей. За последние два года мы добились снижения в целом по вузу среднего возраста до 50 лет.

Теперь по поводу иностранных преподавателей. Слово "гоняться" не совсем корректно в данном случае. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали преподаватели из других стран. Но на любых преподавателей, гражданами какой бы страны они не являлись, мы смотрим как на носителей определенных компетенций, которые они могут донести до наших студентов. Думаю, что все вузы заинтересованы в качественных иностранных преподавателях, которые проводят свои исследования или практическую работу в сильных научных и учебных центрах мира. Это обогащает опыт и кругозор наших студентов.

- Насколько я знаю, ваш гражданский вуз сотрудничает с Министерством обороны, фактически готовит инженеров для оборонки. Военным не хватает своих кадров?

— Мы готовим профессионалов для всех отраслей народного хозяйства, а куда после окончания вуза идут работать наши выпускники, они решают сами. МИРЭА гордится своими выпускниками. Наши специалисты имеют развитый спектр компетенций и обладают достаточными знаниями и умениями, чтобы потом применить себя почти в любой области, включая даже филологию.

- В вузе создан специальный центр по работе с выпускниками. Зачем он нужен, если, как Вы сами утверждаете, 80% выпускников трудоустраивается в первый же год после окончания вуза?

— Центр по работе с выпускниками нужен, хотя практически все наши выпускники работают уже на старших курсах. Этот центр изучает развитие тех предприятий, на которые пошли работать наши специалисты. Мы обязаны держать руку на пульсе современной промышленности, понимать, куда развиваются наши стратегические партнеры. Мы должны иметь возможность адекватно и своевременно корректировать учебные планы, подстраиваясь под нужды потенциальных работодателей.

- Отдельно хочу спросить об объединении университета с НИИ технической эстетики — научной организацией, ответственной за отечественный дизайн и экспертизу по присуждению "знака качества" промышленным товарам. Это как-то отразилось на образовательных программах университета? 

— Да, сегодня мы приступили к интеграции образовательного и научно-исследовательского процесса в этом НИИ, что, безусловно, позволит не только вести подготовку студентов по соответствующим направлениям, но и привлекать их к научно-исследовательской деятельности. Наша принципиальная позиция — привлекать студентов на ранних стадиях обучения к выполнению НИР и ОКР. Уверен, что это позволит максимально эффективно использовать промышленный и научный потенциал для реализации учебного процесса.

- Образ современного молодого инженера сильно отличается от образа советского инженера 70-х годов?

— Каждое десятилетие выдвигает перед инженерами свои требования. В каждом десятилетии выпускник серьезного вуза обязан понимать современные требования и им соответствовать. Чем серьезнее вуз, тем больше в нем должны задумываться о передовых технологиях, ведь постоянно появляются новые вызовы, которые диктует научно-технический прогресс.

Если говорить об инженерах 70-х годов, то можно сказать, что в этот период не было этой атмосферы быстро меняющихся и постоянно растущих требований к инженерным специализациям. Конечно, были серьезные требования к навыкам, но они остаются и сейчас. Были пульманы – известная декорация для инженерной специализации, на которых люди должны были уметь работать. Сейчас же существует огромное количество специализированного программного обеспечения: для одних работ нужны одни программы, для других – другие.

База же осталась прежней: если инженер не умеет проектировать, ему будет тяжело овладеть любыми программами. Этот общий инженерный навык связывает поколения инженеров всех времен. Отличает же их то, что современные выпускники способны быстро учиться новому и успевать за прогрессом. Наши выпускники просто обязаны быть максимально мобильными и легкими на подъем, уметь смотреть в будущее, иметь живой и постоянно растущий интерес к техническому прогрессу. 


 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Эксперты обсудят вопросы лингвистического образования в РУДНМинобрнауки обновит перечень специальностей высшего образованияФинал V Межвузовского чемпионата "Молодые профессионалы" стартует в декабреРоссия-2030. В Москве обсудили задачи конкурса лучших молодых инженеров"Учим русский, поем Пугачеву": иностранные студенты о российских вузахОнлайн-конференция иностранных студентов российских вузовВсероссийский инженерный конкурс – взгляд за горизонт 2030Шмелева: абитуриенты должны иметь равные условия подачи документов в вузыНовые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта"Дневник ученого в карантине" стал финалистом конкурса "За верность науке"Чернышенко заявил об увеличении бюджетных мест в вузах по направлениям ИИВ России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 годЧернышенко: вузы, получившие мегагранты, будут вводить новые специальностиФальков: отказ от программ бакалавриата и магистратуры пока не планируетсяМГУ возглавил репутационный рейтинг RUR по РоссииСвобода выбора. Зачем вузы развивают индивидуальное обучениеТысяча студентов поборются за победу в конкурсе "Твой Ход"Техника на грани искусства: омское образование ищет новые пути развитияВ России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентомРЭУ им. Г.В. Плеханова возглавил рейтинг медийной активности вузов