МОСКВА, 29 апреля – РИА Новости. В Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" прошел видеомост Лондон — Москва — Новосибирск на тему "Рейтинг QS по направлениям подготовки: движение российских вузов", в ходе которого состоялась презентация русскоязычной версии данного рейтинга. Представители ведущих российских вузов и британской компании Quacquarelli Symonds (QS) обсудили динамику продвижения российских университетов, их сильные и слабые стороны, рассмотрели способы улучшения результатов, а также проанализировали тренды мирового рынка образования.
В топ-100 (в группе с местами 51-100) вошли Санкт-Петербургский государственный университет (по направлению "Лингвистика"), Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (физика и астрономия) и НИУ "Высшая школа экономики" (изучение социально-экономического и политического развития). Помимо них Россию представляют в рейтингах по различным дисциплинам также Московский государственный технический университет им. Баумана, Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Комментируя итоги рейтинга, региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS Ltd. Зоя Зайцева поздравила российские вузы с существенным улучшением своих позиций. "МГУ и СПбГУ фигурировали в рейтинге и раньше, однако в этом году к ним присоединились еще восемь российских университетов", — отметила она, связав это с тем, что QS накопил достаточный объем данных для расширения опубликованных списков за пределы топ-200, увеличив охват вузов, попадающих в топ-400. Кроме того, по ее словам, "улучшение позиций российских вузов связано с тем, что "во многом подтягивается наука, российские ученые становятся более дисциплинированными, правильно атрибутируют свои научные статьи".
Ректор Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Михаил Стриханов высказал мнение, что Россия сильна в естественных науках, и предметные рейтинги для российских вузов более конкурентны, чем рейтинги глобальные.
Напомним, что МИФИ вошел в топ-100 по направлению "физика и астрономия". "Экспертная оценка для предметных рейтингов составляет 60 процентов, то есть, фактически мы находимся в руках объективных и строгих международных экспертов", — отметил ректор, призвав российское экспертное сообщество к более активной работе. "Российское экспертное сообщество должно понимать, что оно тоже является участником глобального образовательного процесса, и от его мнения зависит позиция наших вузов в мировых рейтингах", — добавил ректор.
Во время прямого включения из Новосибирска ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук обратил внимание экспертов на том, что подобные рейтинги "дисциплинируют российское образование и позволяют вузам сверить дорожные карты". Говоря о своем вузе, он отметил, что НГУ вошел в рейтинг по 6 направлениям, связав это с высокой степенью интеграции вуза в Российскую Академию наук и удачным расположением в крупнейшем научном кластере России.
Проректор по международной деятельности Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана Иван Архаров подчеркнул, что участие в рейтинге – нормализующий и стимулирующий фактор, позволяющий понять расстановку сил. "Предметный рейтинг позволяет ответить на ключевой вопрос: "кто и в чем силен в российском образовании", — сказал ректор, добавив, что "работодатели смотрят, кто может подготовить наиболее адаптированного к рынку труда специалиста".
Анализируя подобные исследования, специалисты МГТУ им. Баумана пришли к выводу, что в России следует уходить от традиционной модели дистанцирования науки от образования, двигаясь в сторону международной системы, где наблюдается теснейшая интеграция науки в образовательный процесс. При этом Иван Архаров рассказал, что "решением ученого совета в вузе был закреплен "кодекс бауманца", который обязывает всех преподавателей ежегодно писать 3 научные статьи в международные журналы, тем самым увеличивая публикационную активность".
Ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев подчеркнул, что рейтинг позволяет взглянуть на себя со стороны. "Наш конек – физика, математика, естественные науки и инженерия", — сказал ректор, добавив, что анализ показывает, что по этим четырем направлениям растут репутационные показатели, однако есть проблемы с показателями научных публикаций.
Директор по ключевым клиентам компании ELSEVIER в России Евгений Крюков рассказал о том, что компания вот уже 10 лет работает с QS, предоставляя информацию из базы данных "Scopus". При этом он обратил внимание на то, что последние годы в российском образовании резко увеличился фокус на публикационную активность, причем это касается как количества, так и качества публикуемых научных материалов. "Мы оптимистично смотрим на динамику по предметным областям российских вузов, хотя по некоторым позициям по-прежнему уступаем вузам стран БРИКС", — добавил эксперт.
Начальник Управления проектов в области образования МИА "Россия сегодня" Дмитрий Гужеля отметил, что предметный рейтинг ориентирован не только на профессиональное сообщество, но и на аудиторию потенциальных студентов. "Подобные исследования позволяют любому слушателю выбрать себе университет, и в рамках "Социального навигатора" выстроить свою образовательную траекторию", — добавил он.