Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Предметный рейтинг QS: российские вузы усиливаются за счет науки

© РИА НовостиРейтинг QS по направлениям подготовки: движение российских вузов
Рейтинг QS по направлениям подготовки: движение российских вузов
Ректоры связали успех российских вузов в предметном рейтинге QS с интеграцией образования в науку.

МОСКВА, 29 апреля – РИА Новости. В Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" прошел видеомост Лондон — Москва — Новосибирск на тему "Рейтинг QS по направлениям подготовки: движение российских вузов", в ходе которого состоялась презентация русскоязычной версии данного рейтинга. Представители ведущих российских вузов и британской компании Quacquarelli Symonds (QS) обсудили динамику продвижения российских университетов, их сильные и слабые стороны, рассмотрели  способы улучшения результатов, а также проанализировали тренды мирового рынка образования.

Российские вузы в рейтинге QS по направлениям подготовки
Российские вузы в рейтинге QS по направлениям подготовкиДесять российских университетов вошли в опубликованный в среду рейтинг Quacquarelli Symonds (QS), в котором представлены лучшие вузы мира по 36 направлениям подготовки специалистов.
Напомним, что десять российских университетов вошли в рейтинг Quacquarelli Symonds (QS), в котором представлены лучшие вузы по 36 направлениям подготовки специалистов; лидерство в большинстве предметных дисциплин сохранили вузы США, свидетельствуют данные, представленные "Социальным навигатором" МИА "Россия сегодня" в рамках сотрудничества с Quacquarelli Symonds.

В топ-100 (в группе с местами 51-100) вошли Санкт-Петербургский государственный университет (по направлению "Лингвистика"), Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (физика и астрономия) и НИУ "Высшая школа экономики" (изучение социально-экономического и политического развития). Помимо них Россию представляют в рейтингах по различным дисциплинам также Московский государственный технический университет им. Баумана, Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет. 

Комментируя итоги рейтинга, региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS Ltd. Зоя Зайцева поздравила российские вузы с существенным улучшением своих позиций. "МГУ и СПбГУ фигурировали в рейтинге и раньше, однако в этом году к ним присоединились еще восемь российских университетов", — отметила она, связав это с тем, что QS накопил достаточный объем данных для расширения опубликованных списков за пределы топ-200, увеличив охват вузов, попадающих в топ-400. Кроме того, по ее словам, "улучшение позиций российских вузов связано с тем, что "во многом подтягивается наука, российские ученые становятся более дисциплинированными, правильно атрибутируют свои научные статьи".

Официальный представитель QS по международным исследованиям Дарья Карзунина напомнила, что ключевое отличие предметного рейтинга от глобального заключается в иных индикаторах и критериях. Вузы оценивались по четырем критериям: мнение академического сообщества, работодателей, индекс цитирования на статью и индекс Хирша, который оценивает вклад ученого в науку. Причем, по словам эксперта, в этом году репутационные показатели рассматривались за последние пять лет, а не три года, как это было раньше.

Ректор Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Михаил Стриханов высказал мнение, что Россия сильна в естественных науках, и предметные рейтинги для российских вузов более конкурентны, чем рейтинги глобальные. 

Напомним, что МИФИ вошел в топ-100 по направлению "физика и астрономия". "Экспертная оценка для предметных рейтингов составляет 60 процентов, то есть, фактически мы находимся в руках объективных и строгих международных экспертов", — отметил ректор, призвав российское экспертное сообщество к более активной работе. "Российское экспертное сообщество должно понимать, что оно тоже является участником глобального образовательного процесса, и от его мнения зависит позиция наших вузов в мировых рейтингах", — добавил ректор.

Во время прямого включения из Новосибирска ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук обратил внимание экспертов на том, что подобные рейтинги "дисциплинируют российское образование и позволяют вузам сверить дорожные карты". Говоря о своем вузе, он отметил, что НГУ вошел в рейтинг по 6 направлениям, связав это с высокой степенью интеграции вуза в Российскую Академию наук и удачным расположением в крупнейшем научном кластере России.

Проректор по международной деятельности Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана Иван Архаров подчеркнул, что участие в рейтинге – нормализующий и стимулирующий фактор, позволяющий понять расстановку сил. "Предметный рейтинг позволяет ответить на ключевой вопрос: "кто и в чем силен в российском образовании", — сказал ректор, добавив, что "работодатели смотрят, кто может подготовить наиболее адаптированного к рынку труда специалиста".

Анализируя подобные исследования, специалисты МГТУ им. Баумана пришли к выводу, что в России следует уходить от традиционной модели  дистанцирования науки от образования, двигаясь в сторону международной системы, где наблюдается теснейшая интеграция науки в образовательный процесс. При этом Иван Архаров рассказал, что "решением ученого совета в вузе был закреплен "кодекс бауманца", который обязывает всех преподавателей ежегодно писать 3 научные статьи в международные журналы, тем самым увеличивая публикационную активность".

Ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев подчеркнул, что рейтинг позволяет взглянуть на себя со стороны. "Наш конек – физика, математика, естественные науки и инженерия", — сказал ректор, добавив, что анализ показывает, что по этим четырем направлениям растут репутационные показатели, однако есть проблемы с показателями научных публикаций. 

Директор по ключевым клиентам компании ELSEVIER в России Евгений Крюков рассказал о том, что компания вот уже 10 лет работает с QS, предоставляя информацию из базы данных "Scopus". При этом он обратил внимание на то, что последние годы в российском образовании резко увеличился фокус на публикационную активность, причем это касается как количества, так и качества публикуемых научных материалов. "Мы оптимистично смотрим на динамику по предметным областям российских вузов, хотя по некоторым позициям по-прежнему уступаем вузам стран БРИКС", — добавил эксперт.

Начальник Управления проектов в области образования МИА "Россия сегодня" Дмитрий Гужеля отметил, что предметный рейтинг ориентирован не только на профессиональное сообщество, но и на аудиторию потенциальных студентов. "Подобные исследования позволяют любому слушателю выбрать себе университет, и в рамках "Социального навигатора" выстроить свою образовательную траекторию", — добавил он. 


 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Чернышенко заявил об увеличении бюджетных мест в вузах по направлениям ИИВ России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 годЧернышенко: вузы, получившие мегагранты, будут вводить новые специальностиФальков: отказ от программ бакалавриата и магистратуры пока не планируетсяМГУ возглавил репутационный рейтинг RUR по РоссииСвобода выбора. Зачем вузы развивают индивидуальное обучениеТысяча студентов поборются за победу в конкурсе "Твой Ход"Техника на грани искусства: омское образование ищет новые пути развитияВ России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентомРЭУ им. Г.В. Плеханова возглавил рейтинг медийной активности вузовРейтинг медийной активности высших учебных заведенийВ Сибири будут готовить менеджеров в сфере здравоохраненияКоличество квот для обучения иностранных студентов увеличится в РоссииУрФУ переходит на дистанционное обучение с 15 ноября до конца годаМГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятийФальков подписал приказ об установлении Дня преподавателя высшей школыМинпросвещения: "Профессионалитет" восполнит дефицит кадров в строительстве"Полет на Марс не отменяли": МИФИ открыл новые магистерские программыФальков заявил о преимуществе участия вузов в олимпиаде "Я – профессионал"Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду "Я — профессионал"