Рейтинг@Mail.ru
Карданова: Санкт-Петербург стал лидером образовательной миграции в РФ - Навигатор абитуриента РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Карданова: Санкт-Петербург стал лидером образовательной миграции в РФ

Кто и откуда сегодня приезжает учиться в столичные города и в региональные центры? Какие вузы пользуются популярностью у наиболее успешных иногородних абитуриентов? Об этом рассказала директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Елена Карданова.

В середине января были подведены итоги исследования качества приема в государственные вузы России, проведенного Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» и "Социальным навигатором" МИА "Россия сегодня" по заказу Министерства образования и науки РФ. Кто и откуда сегодня приезжает учиться в столичные города и в региональные центры? Какие вузы пользуются популярностью у наиболее успешных иногородних абитуриентов? Об этом корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказала руководитель исследования, директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Елена Карданова.

- Елена Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о Вашем исследовании.

Мы проводили наше исследование в 2014 году в первый раз благодаря тому, что нам впервые была предоставлена  база данных по приему абитуриентов в российские вузы. В базу вошли данные по всем студентам, зачисленным на первый курс бакалавриата и специалитета всех вузов России. 

При проведении исследования мы исключили из рассмотрения всех студентов заочного и очно-заочного отделений, поскольку многие вузы принимали этих студентов не по результатам ЕГЭ или внесли в систему неполные данные. Таким образом, мы рассматривали только студентов, поступивших учиться очно. В базе их примерно 450 тысяч человек. 

К сожалению, пока наша база несовершенна: некоторые весьма именитые вузы не смогли корректно загрузить в нее свои данные. Поэтому мы не стали бы сегодня делать из собранной информации какие-то глобальные выводы.

- Какие тренды Вам удалось выявить?

— Мы попытались выделить группы вузов, которые имеют схожие характеристики, и сформировать из них образовательные кластеры. В качестве переменных для выделения кластеров мы использовали размер вуза, долю студентов, зачисленных на внебюджетную форму обучения, традиционный средний балл ЕГЭ, а также предложенные нами специальные коэффициенты качества приема. 

Все вузы мы разделили согласно их профилю, например, техническому, социально-экономическому, классическому, гуманитарному, педагогическому и т.д. Для каждого профиля мы выделили кластеры и их интерпретировали. В каждом профиле мы определили вузы-флагманы с самыми высокими показателями качества приема. 

- Какие еще темы Вы исследовали при помощи этой уникальной базы данных?

— Мы изучали эффективность образовательной миграции. Зная, в каком регионе тот или иной абитуриент сдавал ЕГЭ, и куда и с какими баллами он потом поступил, мы смогли узнать доли абитуриентов, которые приехали учиться в каждый регион или покинули его. Мы построили карту образовательной миграции, и выделили наиболее и наименее эффективные с этой точки зрения регионы. 

Например, у нас самым эффективным регионом по миграции получился Санкт-Петербург. На втором месте – Москва. Из этих регионов выбывает не более 2% абитуриентов, а прибывает более половины, причем приезжие зачастую имеют более высокие баллы ЕГЭ, чем местные жители. Например, оказалось, что те 2 % абитуриентов, кто уезжают на учебу из Москвы, слабее тех, кто приезжают или остаются.  Также весьма привлекательными для абитуриентов оказались Томская, Тюменская и Новосибирская области. 

- Неужели кто-то уезжает учиться из Москвы?

— Да, конечно. И мы проанализировали, куда они уезжают. Более половины – поступают в вузы Московской области, еще часть – в Санкт-Петербург и Тверь. 

Из Санкт-Петербурга, в основном, уезжают учиться в Москву и Ленинградскую область. Причем, в Санкт-Петербурге выбывающие имеют примерно тот же уровень знаний, что и те, кто остается учиться в городе и приезжает туда. 

Мы проанализировали, откуда абитуриенты приезжают в Москву и в Санкт-Петербург. У нас получилось (хотя повторю, что наша база неполная), что в Москву приезжают более 30 тысяч студентов, из них 12,5 тысяч из Московской области. Эти студенты очень хорошо подготовлены, их средний балл ЕГЭ – 68, и это высокий показатель. 

Также в «лидерах» по числу уехавших в Москву абитуриентов оказались Краснодарский край, Владимирская, Калужская, Тульская области.

Из 173 московских вузов мы выделили несколько вузов-флагманов, у которых самый высокий индекс образовательной миграции, то есть к ним приезжает много студентов, при этом весьма сильных. Среди них РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина, МИФИ, Физтех и РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Что касается Санкт-Петербурга, то туда больше всего приезжают молодых людей на учебу из Ленинградской области и Краснодарского края, из соседних регионов Северо-Запада. Еще туда едут абитуриенты из Ханты-Мансийского округа, Башкортостана, Якутии, Татарстана, ЯНАО… В общем, молодежь из богатых регионов предпочитает ехать учиться в Питер, а не в Москву. 

Лидерами по образовательной миграции в Северной столице оказались Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» и местный филиал Высшей школы экономики.

- По Вашим словам выходит, что абитуриенты из Краснодарского края вносят высокий вклад в столичные вузы не только по числу, но и по качеству подготовки. Следовательно, в школах там учат хорошо, но при этом почему-то в местные вузы выпускники не сильно хотят идти. Как это можно объяснить?

— Да, вы правы. Например, выпускники из Краснодарского края составляют около 5% приехавших в Питер студентов-очников. Я могу предположить, что в Краснодарском крае достаточно высокая плотность населения и, соответственно, достаточно большое число выпускников. Регион этот не способен такое большое количество выпускников переварить, поэтому молодежь уезжает оттуда учиться в большие города – в Москву и Санкт-Петербург. 

- Вы будете продолжать исследования в будущем году? Какие новые задачи планируете поставить перед собой?

— Да, мы хотели бы продолжить исследование. В некотором роде это исследование было пилотным, т.к. проводилось впервые и методология исследования только разрабатывается. 

Какие ставим задачи? Их много. Например, важно изучать образовательную миграцию в разрезе отдельных направлений подготовки. Откуда приезжают абитуриенты, которые поступают, к примеру, на инженерные или педагогические специальности? А откуда не приезжают? 

Каково качество подготовки в различных регионах? Может быть, нам удастся определить вузы или регионы, которые по каким-то причинам пока не слишком привлекают абитуриентов, и определить для них «точки роста». Кроме того, говоря о миграции, стоило бы учитывать не только тех, кто прибыл в регион, но и тех, кто из него выбыл. 

Также правильнее было бы учитывать средний балл не по всем предметам, а только по профильным. Например, для инженеров гораздо важнее знать результаты ЕГЭ по физике и математике, чем по русскому языку. К сожалению, пока понятие профильных экзаменов у нас нормативно не закреплено. 

Мы попробуем сделать интерпретацию образовательных кластеров более ясной и полезной для принятия управленческих решений.

- Как могут результаты Ваших исследований влиять на принятие решений?

— Приведу только один пример. Если мы выделяем группу вузов, которые имеют схожие характеристики и общие проблемы, то они должны и развиваться в едином направлении, мы понимаем, что и стратегия их развития должна быть общей. Поэтому эти вузы могут объединиться, им есть смысл собраться и обсудить стратегию развития и общие проблемы. А мы эти проблемы можем помочь для них определить. 

И главное, конечно, — это совершенствование базы данных. Все вузы должны очень ответственно к этой задаче относиться. И Министерство образования и науки должно этому содействовать.


 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала