Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Эксперт: на профориентацию – как на медобследование

© Фото : А. ТужилкинЕлена Пряжникова, доктор психологических наук, профессор кафедры организационной и экономической психологии МГППУ
Елена Пряжникова, доктор психологических наук, профессор кафедры организационной и экономической психологии МГППУ
Как отличить свои профессиональные склонности от желаний, навеянных модой, как надо и не надо выбирать работу, рассказала доктор психологических наук Елена Пряжникова.

Почти половина россиян,46,7%, работает не по профессии (данные опроса исследовательского центра "Эксперты рынка труда"). О том, как надо и не надо выбирать специальность, как отличить свои профессиональные склонности от навеянных модой, корреспонденту РИА  Новости Анастасии Напалковой рассказала Елена Пряжникова, доктор психологических наук, профессор кафедры организационной и экономической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, автор учебных пособий по психологии труда и профориентации.

- Как человек может разобраться, хочет ли он работать по выбранной специальности?

В рамках профориентационной работы школьников обычно водят с экскурсиями на предприятия. Они смотрят со стороны на работу специалистов и уходят. Поэтому у молодых людей не формируется понимание, что представляет собой профессиональная деятельность, и выбирают неподходящую для себя работу. Помимо экскурсий надо знакомиться с так называемой профессиограммой профессии, где указано, какой у работника будет функционал и какие нужно выполнить профессиональные задачи, какие требования к личности предъявляет профессия. Профессиональная деятельность состоит и из конфликтов, и из стрессов, и из работы с документами, переговоров с заказчиками, подписания трудовых договоров. Когда я показываю своим студентам профессиограмму психолога, многие пугаются! Некоторые сразу понимают, что не смогут работать в этой профессии.

- Чем, например, информация о профессии может так напугать человека?

— Ко мне пришел молодой человек, который учился в МГТУ им. Баумана и собирался конструировать космические корабли. Я спрашиваю, ты представляешь, как выглядит Ракетно-космическая корпорация "Энергия" в городе Королеве или комплекс "Байконур"? Там огромные помещения – не каждый выдерживает работу в таких масштабных нестандартных цехах. Монотонность работы, очень медленный темп. На Байконуре я наблюдала  такую сцену: один человек что-то закручивает, а десяток наблюдает. Я спрашиваю, у вас всегда так – один работает, остальные смотрят? Оказалось, что они не просто смотрят, а контролируют. Вот какая ответственность! И несмотря на это все равно происходят крушения аппаратов. Работа с военными заказчиками тоже специфична. Более того, сама местность, где находится Байконур – это минус 52 градуса зимой, плюс 52 летом. Это песок, это ветра. Возможности отдыха ограничены — там достаточно однообразная инфраструктура. Мальчишка растерялся: как это так – я и верблюды. А ведь при поступлении была сплошная романтика, сформированная фильмами — идея, патриотизм, первый полет Гагарина.

- Свои сложности есть в любой работе.

— Это не значит, что надо выбирать легкие пути, но надо выбрать работу в соответствии со своими желаниями и возможностями. Кто-то знакомится с профессиограммой и для него, наоборот, все становится на свои места: с этим я справлюсь, с этим я поработаю, с этим мне нужны будут помощники.

У каждого свои мотивы выбора профессии. Я показываю студентам видео с Обнинской АЭС. Они удивляются — целый день сидеть перед пультом, это же скучно! Но я предлагаю обратить внимание, какие счастливые у этих людей лица, они получают удовольствие от своей работы. Кому-то важно чувство ответственности – жизнь десятков тысяч людей зависит от твоей работы. Кого-то привлекает работа с самой современной техникой, системами кодирования. Другие выбирают эту работу из-за ее экстремальности, а кому-то нравится носить униформу, иметь особый статус.

- Как отличить настоящие склонности человека от желаний, навеянных чужим мнением или модой?

— Человек растет, меняются его интересы, меняются его ценности. Прошло лето – где-то побывал, с кем-то познакомился и уже ответит на те же вопросы по-другому. Что-то будет меняться, но будет сохраняться определенная константа. Сохраняется темперамент, способ мышления, сохраняются виды внимания — это психические процессы, которые даны с детства. К чему у меня склонность – к индивидуальной работе или к групповой? Готов ли я к длительным переговорам с коллегами или партнерами, с заказчиками? Или я хочу получить задание, а где я буду его выполнять – вас не должно интересовать. Многих интересует возможность достичь карьерных высот. Мечтать мы можем, но попробуй сесть в кресло руководителя, начальника, бригадира и справиться с объемом управленческой деятельности. Есть ли у тебя возможность уйти от точной, пунктуальной, педантичной и монотонной работы? Это вечное соотношение возможностей и желаний. Нужно хорошо знать особенности своего "я".

Поэтому диагностика должна проводиться регулярно начиная с 6 класса – как мы ведем медицинскую книжку, так же надо записывать результаты профориентации. В школах же часто профдиагностика проводится один раз в 11 классе.

- Как быть, если у школьника нет ярко выраженных склонностей к той или иной профессии?

— Часто сталкиваюсь с рыдающими родителями дети которых говорят: мы ничего не хотим, мы ни на что не способны. А откуда у вас такая информация? Ответ: нам так в школе сказали.  Часто педагоги навешивают на школьников ярлыки: хорошисты, двоечники, отличники. С этой позиции педагог и формируются сознание ребенка: ну что тебе, двоечнику, мечтать о каких-то высотах, на что ты способен! К счастью, в системе образования есть хороший блок – дополнительное образование. Кружки, секции, дома творчества, мастер-классы. Двоечник ли он, троечник – на нем не написано, он приходит с чистого листа. Эти центры не ставят задачу сформировать высокопрофессиональных художников или спортсменов. Главное, человек может попробовать себя в новой среде.

Однако последний год перед окончанием школы всецело посвящен ЕГЭ. Школьники стараются сдать ЕГЭ получше и разослать результаты в разные ВУЗы в надежде, что хоть куда-то их  примут. Они уже не вчитывается в особенность профессии – а подхожу ли я? Интересно ли мне это? Смогу ли я этим заниматься? Каковы этапы моей профессиональной карьеры? Получается, что они выбирают путь попроще. Это катастрофа. Они пытаются "пристроиться" к профессиональной деятельности.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
В Минобрнауки рассказали о международном студенческом кибертурниреВ НИЯУ МИФИ открылся студенческий чемпионат Future Skills Team ChallengeЭксперты обсудят вопросы лингвистического образования в РУДНМинобрнауки обновит перечень специальностей высшего образованияФинал V Межвузовского чемпионата "Молодые профессионалы" стартует в декабреРоссия-2030. В Москве обсудили задачи конкурса лучших молодых инженеров"Учим русский, поем Пугачеву": иностранные студенты о российских вузахОнлайн-конференция иностранных студентов российских вузовВсероссийский инженерный конкурс – взгляд за горизонт 2030Шмелева: абитуриенты должны иметь равные условия подачи документов в вузыНовые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта"Дневник ученого в карантине" стал финалистом конкурса "За верность науке"Чернышенко заявил об увеличении бюджетных мест в вузах по направлениям ИИВ России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 годЧернышенко: вузы, получившие мегагранты, будут вводить новые специальностиФальков: отказ от программ бакалавриата и магистратуры пока не планируетсяМГУ возглавил репутационный рейтинг RUR по РоссииСвобода выбора. Зачем вузы развивают индивидуальное обучениеТысяча студентов поборются за победу в конкурсе "Твой Ход"Техника на грани искусства: омское образование ищет новые пути развития