Навигатор абитуриента

"Наука – это модно". Ректоры вузов дали советы сомневающимся абитуриентам

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 19 апр – РИА Новости. Научные исследования и работа в высокотехнологичных компаниях – два основных преимущества, которые может получить молодой человек благодаря высшему образованию. К такому выводу пришли ректоры российских университетов, принявшие участие в круглом столе, посвященном старту приемной кампании - 2024.
В настоящее время растет доля абитуриентов, выбирающих именно среднее профессиональное, а не высшее образование: в 2023 году количество студентов, поступивших на программы СПО, достигло 1,2 млн. По оценкам экспертов, в этом году тенденция сохранится.
"Мы видим, как старшеклассники разрываются между поступлением в колледжи и университеты, многие колеблются. И на этом фоне встает вопрос, зачем сегодня получать высшее образование, кем работать после университета", – отметила начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере медиагруппы "Россия сегодня" Наталья Тюрина, адресовав эти вопросы ректорам некоторых ведущих российских университетов.
«
"Действительно, мы заметили возросший интерес к колледжам, поскольку рабочие специальности дают хорошие рабочие места и приличные зарплаты. Но угроза для высшего образования, на мой взгляд, немного преувеличена", – полагает ректор Саратовского государственного университета Алексей Чумаченко.
Ректор Саратовского государственного университета Алексей Чумаченко во время круглого стола на тему: "Кем работать после университета, или Зачем сегодня получать высшее образование?"
По его мнению, университеты ориентируются на заказчика, а в большинстве случаев заказчик хочет видеть выпускника, который не только обладает практическими навыками, но и способен мыслить на перспективу.
"Выпускники университетов сейчас могут сделать сильную научную карьеру. Если в начале 2000-х гг. у нас не было молодежи среди научных работников, то сейчас в СГУ 80 процентов научных работников это люди до 39 лет; 50 процентов руководителей грантов – молодые ученые", – подчеркнул ректор.
При этом он добавил, что вуз участвует в крупных федеральных программах, и молодым ученым предоставляется возможность проводить исследования мирового уровня, а у научных разработок есть конкретные заказчики в лице государства и бизнес-партнеров.
Мысль о том, что наука становится модной, продолжил ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук. "Если в стране не будет науки, не будет ни экономики, ни новых технологий", – отметил он, добавив, что сейчас остро встает вопрос технологического суверенитета страны, и университет готовит под эту задачу исследователей для фундаментальной науки и высокотехнологичного бизнеса.
Кем работать после университета, или зачем получать высшее образование?
По его словам, молодых людей привлекают широкие возможности для работы не только в научных коллективах Новосибирского Академгородка, но и в высокотехнологичных компаниях, включая IT-индустрию. Ректор привел данные, согласно которым более 50 процентов работников IT-индустрии Новосибирска – выпускники вуза.
О специфике высшего медицинского образования рассказал ректор Сибирского государственного медицинского университета Евгений Куликов, который призвал всех абитуриентов, мечтающих связать свою жизнь с медициной, выбирать именно университеты. Он объяснил это "вариативностью будущих карьерных траекторий": поступая в университет на "лечебное дело", студент может в процессе обучения выбрать абсолютно любую специальность, не зафиксировав свой выбор на этапе поступления.
Кроме того, по его словам, современный медицинский университет сам разрабатывает и модернизирует образовательные программы, отвечая на вызовы отрасли. "В частности, сегодня мы полностью пересматриваем программу направлений подготовки с позиции пациентоориентированности, делаем это сквозной компетенцией через всю образовательную программу", – сообщил ректор, добавив, что "за последние 10-15 лет пациент сильно изменился, и сегодня врач должен уметь убеждать и доказывать".
Ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук во время круглого стола на тему: "Кем работать после университета, или Зачем сегодня получать высшее образование?"
1 из 5
Декан филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Анастасия Соломонова во время круглого стола на тему: "Кем работать после университета, или Зачем сегодня получать высшее образование?"
2 из 5
Ректор Сибирского государственного медицинского университета Евгений Куликов во время круглого стола на тему: "Кем работать после университета, или Зачем сегодня получать высшее образование?"
3 из 5
Участники круглого стола на тему: "Кем работать после университета, или Зачем сегодня получать высшее образование?"
4 из 5
Начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере Международной медиагруппы "Россия сегодня" Наталья Тюрина во время круглого стола на тему: "Кем работать после университета, или Зачем сегодня получать высшее образование?"
5 из 5
Вместе с тем ректор призвал не противопоставлять систему высшего медицинского образования системе профобразования. "Врача невозможно представить без медицинской сестры – все работают в одной команде", – подчеркнул Куликов.
Декан филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Анастасия Соломонова обратила внимание на изменения, которые произошли в сознании старшеклассников.
«
"Современные абитуриенты более мотивированные и осознанные. При выборе образовательных траекторий они ориентируются на собственные интересы, скрупулезно подходят к выбору профессии", – отметила она, добавив, что сейчас уже нет такого "я иду на филологию, но не знаю, что это такое".
По ее словам, студенты бакалавриата понимают, кем хотят работать в дальнейшем. В частности, для выпускников филологических направлений речь идет о широкой профессиональной развилке (учитель русского языка и литературы, преподаватель иностранных языков, копирайтер, редактор, SMM-менеджер, пресс-секретарь и др).
"Даже в IT-специальностях есть потребность в филологах: искусственный интеллект нужно научить говорить и понимать естественный язык человека", – резюмировала она.
Обсудить
Рекомендуем