Навигатор абитуриента

Ректор БФУ рассказал о новых вызовах высшему образованию

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 28 авг – РИА Новости. Реформа высшего образования – развитие, компенсация или гонка? Что ждать студентам в новом учебном году? Эти вопросы корреспондент РИА Новости адресовал ректору Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ) Александру Федорову.
– Давайте для начала подведем итоги приемной кампании. Вы довольны тем, как она прошла?
– Приемная кампания в этом году внушает оптимизм. Наш университет предложил более 150 образовательных программ. Было выделено 2600 бюджетных мест. В университет зачислены 3500 человек. Из них 40% – из других регионов России и иностранных государств. Наиболее активны сейчас граждане Индии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Китая, Литвы и Латвии.
Среди лидеров направлений – бизнес-информатика, IT-специальности, медицина, журналистика, экономика, политология, реклама и связи с общественностью. Порадовало, что 68% абитуриентов подавали свои заявления через суперсервис ("Поступление в вуз онлайн"). Минцифры и Минобрнауки учли трудности прошлого года, и сейчас суперсервис работает достаточно исправно.
Пресс-конференция, посвященная приемной кампании — 2023
Полагаю, что через два года он станет основным маршрутом подачи документов во все университеты страны. Очевидно, что онлайн-подача документов способствует и оперативности, и эффективности верификации всех видов подаваемых документов как государственного, так и негосударственного образцов.
– В новом учебном году систему российского образования ждут серьезные перемены. С 1 сентября стартует пилотный проект, предполагающий переход от текущих систем бакалавриата и специалитета к базовому высшему образованию, а также от магистратуры к специализированному высшему образованию. БФУ стал одним из шести российских вузов, участвующих в этом эксперименте. Для вас это серьезный вызов?
– Мы должны будем в течение 23, 24, 25-го учебных годов создать модельные решения для всеобщего тиражирования, и мы очень позитивно расцениваем такую возможность. Какие бы дискуссии вы не слышали – правильное это решение или неправильное – мы абсолютно уверены в том, что решение необходимое; более того, возможно, принять его надо было раньше.
Когда в начале 2000-х мы уходили от остатков советской системы, мы не сделали выбор в пользу собственной модели высшего образования, а сейчас делаем этот шаг, и для нас это представляется именно развитием, а не компенсацией или гонкой за кем-либо.
В России рассчитали, как создать композит для регенеративной медицины
В основе заложено два ядра – качество образовательного процесса и студенто-ориентированность. То есть вся конструкция направлена на то, чтобы максимально эффективно обеспечить достижение высокого качества образования и гарантировать студентам подбор персональных маршрутов обучения.
Сейчас мы работаем с тремя пилотными образовательными программами - химия, юриспруденция и педагогика. У каждого из этих направлений есть свои серьезные партнеры. Например, у химии - ООО "Рэнера" (компания-интегратор "Росатома" по системам накопления энергии), которая включилась в процесс глубокой модернизации учебных программ. Мы существенно расширяем блок практики, экспериментов и проектной деятельности. Для всех это актуально, поскольку в Калининграде строится большой завод литийионных батарей.
Совместно с РХТУ им. Д.И.Менделеева, а это ведущий вуз в области химического образования, мы радикальным образом "перетрясли" все дисциплины, которые наполняют химическое направление. В итоге 1 сентября будет запущен очень адаптивный к потребностям абитуриентов и работодателей новый дизайн образовательной программы, обеспечивающей высокое качество выпускаемой нами продукции.
А продукция в университете создается двумя сторонами – преподавателями и студентами. Иначе просто и быть не может. Хотя рискну добавить, что сейчас появляется третья сторона – нейросеть, которая при нынешнем темпе жизни совсем скоро станет равноправным партнером.
В России научились делать бионефть из водорослей и отходов
– Химия, юриспруденция, педагогика: чем объясняется такой подбор специальностей?
– Это запрос самих работодателей. Юриспруденцию, например, курируют Калининградский областной суд и арбитражный суд Калининградской области. Они заинтересованы в наших выпускниках.
Педагогика же для нашего университета, который является главным поставщиком педагогических кадров на рынок Калининграда, всегда была предметом особого интереса. Мы уже не первый год стараемся создать новое практико-ориентированное высшее образование в области педагогики, причем действуем совместно с рядом московских университетов и федеральным учебно-методическим объединением в области педагогического образования.
В химическом образовании работодатель сам предложил несколько маркеров. Например, химик-технолог нужен "Рэнере" с 4-летним образованием, химик-аналитик –с 5-летним, а химик-исследователь, который в том числе умеет строить заводы, с 6-летним образованием.
С работодателя снимается задача "доучивания" молодого специалиста. Напротив, молодой специалист придет к ним в таком взрывном состоянии, что он будет готов сам доучивать инженеров старшей формации.
Чернышенко оценил уровень трудоустройства калининградских выпускников
– Студентов не пугает "экспериментальный статус" реформы образования?
– Наоборот, хорошо волнует. Для них привлекательны те приоритеты, которые мы расставили в качестве стратегического ориентира развития этих программ. Да, мы находимся в зоне эксперимента, а значит, нам несколько лет будет многое позволено.
– На стипендии это как-то отразится?
– В этом году мы решили дополнительно поддержать студентов-первокурсников и снять ряд трудностей с мобильностью – ввели частичную компенсацию за проезд и проживание. Единовременно студентам выплачивается сумма до 10 тыс. рублей, частично покрывающая транспортные расходы при переезде в университет.
Кроме того, для иногородних первокурсников, которые по разным причинам не получат сразу место в общежитии, предусмотрен бонус в размере 5 тыс. рублей до момента заселения в общежитие. Я напомню, что университет на 40% комплектуется студентами из других регионов, это и есть одна из миссий федеральных университетов.
Для первокурсников, показавших особые отличия во время сдачи ЕГЭ, и олимпиадников предусмотрена повышенная стипендия – до 25 тыс. рублей в месяц.
У студентов же старших курсов есть свои бонусы: 10–15% студентов получают так называемую чудо-стипендию за достижения в спорте, науке, творчестве, образовании. Кроме того, университет выделяет не менее 20 млн рублей на ставший уже традиционным внутренний грантовый конкурс – от стартапа до экологических, инфраструктурных студенческих инициатив.
Мягкие роботы и стволовые клетки. Чего достиг математический центр БФУ
– Что происходит с новым кампусом? Строительство уже началось?
– У нас развернуто три стройки одновременно, вся центральная локация перестраивается. Задача сдать новый кампус в октябре 2025 года мне кажется вполне реальной. А я напомню масштаб строительства: 29 га, 110 новых учебно-лабораторных и жилых пространств, 2500 дополнительных мест в общежитии. В этой грандиозной локации появится студенческий бизнес-инкубатор, новый инжиниринговый центр, учебный корпус "Медбио" и пр.
Сейчас мы готовимся к закупкам оборудования, подготовка займет четыре месяца, и с февраля следующего года мы начинаем первые закупки на 550 млн рублей.
В ежедневном режиме все заняты наполнением содержания будущего кампуса – что там будет происходить, какова будет его цифровая оболочка… Цифровая стройка метакампуса запускается с сентября и займет два года. Нашими партнерами будут "Яндекс" и "Альфа", которые уже дали на это свое согласие.
Федеральный проект "Строительство сети современных кампусов" реализовывается в рамках нацпроекта "Наука и университеты" Минобрнауки России.
Общий вид на территорию кампуса БФУ им. Канта. Рендер
1 из 6

Вход на территорию кампуса БФУ им. Канта. Рендер

2 из 6

Корпус Медбио БФУ им. Канта. Рендер

3 из 6

Площадь Канта и Высшая школа философии БФУ им. Канта. Рендер

4 из 6

Библиотека БФУ им. Канта. Рендер

5 из 6

Коммерческая улица БФУ им. Канта. Рендер

6 из 6
– Не тяжеловато будет студентам учиться под грохот строительной техники?
– Здесь есть один очень позитивный момент. Ребята, которые придут к нам в этом году, будут оканчивать университет уже в новом кампусе. Как верно подметил один хороший строитель, стройка – это на время, а кампус – навсегда. Наши студенты причастны к формированию пространства: каждый может внести свой вклад в проектирование, все вместе придумывают название аудиторий, дизайн внутренних пространств. У нас появилась идея устроить "коммерческую улицу" и отдать ее студентам под их проекты. Пусть там будут студенческие кафе, продуктовые магазины, магазины интеллектуальных игр, IT-центры и пр.
Вот эта идея, что мы все вместе делаем одно большое дело, поможет преодолеть временные трудности, связанные со стройкой.
Обсудить
Рекомендуем