Ректор БФУ рассказал о новых вызовах высшему образованию
Ректор БФУ рассказал о новых вызовах высшему образованию - Навигатор абитуриента РИА Новости, 28.08.2023
Ректор БФУ рассказал о новых вызовах высшему образованию
Реформа высшего образования – развитие, компенсация или гонка? Что ждать студентам в новом учебном году? Эти вопросы корреспондент РИА Новости адресовал ректору Навигатор абитуриента РИА Новости, 28.08.2023
2023-08-28T09:00:00+03:00
2023-08-28T09:00:00+03:00
2023-08-28T09:17:00+03:00
навигатор абитуриента
общество
россия
калининград
индия
иммануил кант
балтийский федеральный университет
государственная корпорация по атомной энергии "росатом"
МОСКВА, 28 авг – РИА Новости. Реформа высшего образования – развитие, компенсация или гонка? Что ждать студентам в новом учебном году? Эти вопросы корреспондент РИА Новости адресовал ректору Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ) Александру Федорову.– Давайте для начала подведем итоги приемной кампании. Вы довольны тем, как она прошла?– Приемная кампания в этом году внушает оптимизм. Наш университет предложил более 150 образовательных программ. Было выделено 2600 бюджетных мест. В университет зачислены 3500 человек. Из них 40% – из других регионов России и иностранных государств. Наиболее активны сейчас граждане Индии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Китая, Литвы и Латвии.Среди лидеров направлений – бизнес-информатика, IT-специальности, медицина, журналистика, экономика, политология, реклама и связи с общественностью. Порадовало, что 68% абитуриентов подавали свои заявления через суперсервис ("Поступление в вуз онлайн"). Минцифры и Минобрнауки учли трудности прошлого года, и сейчас суперсервис работает достаточно исправно.Полагаю, что через два года он станет основным маршрутом подачи документов во все университеты страны. Очевидно, что онлайн-подача документов способствует и оперативности, и эффективности верификации всех видов подаваемых документов как государственного, так и негосударственного образцов.– В новом учебном году систему российского образования ждут серьезные перемены. С 1 сентября стартует пилотный проект, предполагающий переход от текущих систем бакалавриата и специалитета к базовому высшему образованию, а также от магистратуры к специализированному высшему образованию. БФУ стал одним из шести российских вузов, участвующих в этом эксперименте. Для вас это серьезный вызов?– Мы должны будем в течение 23, 24, 25-го учебных годов создать модельные решения для всеобщего тиражирования, и мы очень позитивно расцениваем такую возможность. Какие бы дискуссии вы не слышали – правильное это решение или неправильное – мы абсолютно уверены в том, что решение необходимое; более того, возможно, принять его надо было раньше.Когда в начале 2000-х мы уходили от остатков советской системы, мы не сделали выбор в пользу собственной модели высшего образования, а сейчас делаем этот шаг, и для нас это представляется именно развитием, а не компенсацией или гонкой за кем-либо.В основе заложено два ядра – качество образовательного процесса и студенто-ориентированность. То есть вся конструкция направлена на то, чтобы максимально эффективно обеспечить достижение высокого качества образования и гарантировать студентам подбор персональных маршрутов обучения.Сейчас мы работаем с тремя пилотными образовательными программами - химия, юриспруденция и педагогика. У каждого из этих направлений есть свои серьезные партнеры. Например, у химии - ООО "Рэнера" (компания-интегратор "Росатома" по системам накопления энергии), которая включилась в процесс глубокой модернизации учебных программ. Мы существенно расширяем блок практики, экспериментов и проектной деятельности. Для всех это актуально, поскольку в Калининграде строится большой завод литийионных батарей.Совместно с РХТУ им. Д.И.Менделеева, а это ведущий вуз в области химического образования, мы радикальным образом "перетрясли" все дисциплины, которые наполняют химическое направление. В итоге 1 сентября будет запущен очень адаптивный к потребностям абитуриентов и работодателей новый дизайн образовательной программы, обеспечивающей высокое качество выпускаемой нами продукции.А продукция в университете создается двумя сторонами – преподавателями и студентами. Иначе просто и быть не может. Хотя рискну добавить, что сейчас появляется третья сторона – нейросеть, которая при нынешнем темпе жизни совсем скоро станет равноправным партнером.– Химия, юриспруденция, педагогика: чем объясняется такой подбор специальностей?– Это запрос самих работодателей. Юриспруденцию, например, курируют Калининградский областной суд и арбитражный суд Калининградской области. Они заинтересованы в наших выпускниках.Педагогика же для нашего университета, который является главным поставщиком педагогических кадров на рынок Калининграда, всегда была предметом особого интереса. Мы уже не первый год стараемся создать новое практико-ориентированное высшее образование в области педагогики, причем действуем совместно с рядом московских университетов и федеральным учебно-методическим объединением в области педагогического образования.В химическом образовании работодатель сам предложил несколько маркеров. Например, химик-технолог нужен "Рэнере" с 4-летним образованием, химик-аналитик –с 5-летним, а химик-исследователь, который в том числе умеет строить заводы, с 6-летним образованием.С работодателя снимается задача "доучивания" молодого специалиста. Напротив, молодой специалист придет к ним в таком взрывном состоянии, что он будет готов сам доучивать инженеров старшей формации.– Студентов не пугает "экспериментальный статус" реформы образования?– Наоборот, хорошо волнует. Для них привлекательны те приоритеты, которые мы расставили в качестве стратегического ориентира развития этих программ. Да, мы находимся в зоне эксперимента, а значит, нам несколько лет будет многое позволено.– На стипендии это как-то отразится?– В этом году мы решили дополнительно поддержать студентов-первокурсников и снять ряд трудностей с мобильностью – ввели частичную компенсацию за проезд и проживание. Единовременно студентам выплачивается сумма до 10 тыс. рублей, частично покрывающая транспортные расходы при переезде в университет.Кроме того, для иногородних первокурсников, которые по разным причинам не получат сразу место в общежитии, предусмотрен бонус в размере 5 тыс. рублей до момента заселения в общежитие. Я напомню, что университет на 40% комплектуется студентами из других регионов, это и есть одна из миссий федеральных университетов.Для первокурсников, показавших особые отличия во время сдачи ЕГЭ, и олимпиадников предусмотрена повышенная стипендия – до 25 тыс. рублей в месяц.У студентов же старших курсов есть свои бонусы: 10–15% студентов получают так называемую чудо-стипендию за достижения в спорте, науке, творчестве, образовании. Кроме того, университет выделяет не менее 20 млн рублей на ставший уже традиционным внутренний грантовый конкурс – от стартапа до экологических, инфраструктурных студенческих инициатив.– Что происходит с новым кампусом? Строительство уже началось?– У нас развернуто три стройки одновременно, вся центральная локация перестраивается. Задача сдать новый кампус в октябре 2025 года мне кажется вполне реальной. А я напомню масштаб строительства: 29 га, 110 новых учебно-лабораторных и жилых пространств, 2500 дополнительных мест в общежитии. В этой грандиозной локации появится студенческий бизнес-инкубатор, новый инжиниринговый центр, учебный корпус "Медбио" и пр.Сейчас мы готовимся к закупкам оборудования, подготовка займет четыре месяца, и с февраля следующего года мы начинаем первые закупки на 550 млн рублей.В ежедневном режиме все заняты наполнением содержания будущего кампуса – что там будет происходить, какова будет его цифровая оболочка… Цифровая стройка метакампуса запускается с сентября и займет два года. Нашими партнерами будут "Яндекс" и "Альфа", которые уже дали на это свое согласие.Федеральный проект "Строительство сети современных кампусов" реализовывается в рамках нацпроекта "Наука и университеты" Минобрнауки России.– Не тяжеловато будет студентам учиться под грохот строительной техники?– Здесь есть один очень позитивный момент. Ребята, которые придут к нам в этом году, будут оканчивать университет уже в новом кампусе. Как верно подметил один хороший строитель, стройка – это на время, а кампус – навсегда. Наши студенты причастны к формированию пространства: каждый может внести свой вклад в проектирование, все вместе придумывают название аудиторий, дизайн внутренних пространств. У нас появилась идея устроить "коммерческую улицу" и отдать ее студентам под их проекты. Пусть там будут студенческие кафе, продуктовые магазины, магазины интеллектуальных игр, IT-центры и пр.Вот эта идея, что мы все вместе делаем одно большое дело, поможет преодолеть временные трудности, связанные со стройкой.
навигатор абитуриента, общество, россия, калининград, индия, иммануил кант, балтийский федеральный университет, государственная корпорация по атомной энергии "росатом", про профобразование. эксклюзивно
Навигатор абитуриента, Общество, Россия, Калининград, Индия, Иммануил Кант, Балтийский федеральный университет, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Про профобразование. Эксклюзивно
Ректор БФУ рассказал о новых вызовах высшему образованию
МОСКВА, 28 авг – РИА Новости. Реформа высшего образования – развитие, компенсация или гонка? Что ждать студентам в новом учебном году? Эти вопросы корреспондент РИА Новости адресовал ректору Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ) Александру Федорову.
– Давайте для начала подведем итоги приемной кампании. Вы довольны тем, как она прошла?
– Приемная кампания в этом году внушает оптимизм. Наш университет предложил более 150 образовательных программ. Было выделено 2600 бюджетных мест. В университет зачислены 3500 человек. Из них 40% – из других регионов России и иностранных государств. Наиболее активны сейчас граждане Индии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Китая, Литвы и Латвии.
Среди лидеров направлений – бизнес-информатика, IT-специальности, медицина, журналистика, экономика, политология, реклама и связи с общественностью. Порадовало, что 68% абитуриентов подавали свои заявления через суперсервис ("Поступление в вуз онлайн"). Минцифры и Минобрнауки учли трудности прошлого года, и сейчас суперсервис работает достаточно исправно.
Полагаю, что через два года он станет основным маршрутом подачи документов во все университеты страны. Очевидно, что онлайн-подача документов способствует и оперативности, и эффективности верификации всех видов подаваемых документов как государственного, так и негосударственного образцов.
– В новом учебном году систему российского образования ждут серьезные перемены. С 1 сентября стартует пилотный проект, предполагающий переход от текущих систем бакалавриата и специалитета к базовому высшему образованию, а также от магистратуры к специализированному высшему образованию. БФУ стал одним из шести российских вузов, участвующих в этом эксперименте. Для вас это серьезный вызов?
– Мы должны будем в течение 23, 24, 25-го учебных годов создать модельные решения для всеобщего тиражирования, и мы очень позитивно расцениваем такую возможность. Какие бы дискуссии вы не слышали – правильное это решение или неправильное – мы абсолютно уверены в том, что решение необходимое; более того, возможно, принять его надо было раньше.
Когда в начале 2000-х мы уходили от остатков советской системы, мы не сделали выбор в пользу собственной модели высшего образования, а сейчас делаем этот шаг, и для нас это представляется именно развитием, а не компенсацией или гонкой за кем-либо.
В основе заложено два ядра – качество образовательного процесса и студенто-ориентированность. То есть вся конструкция направлена на то, чтобы максимально эффективно обеспечить достижение высокого качества образования и гарантировать студентам подбор персональных маршрутов обучения.
Сейчас мы работаем с тремя пилотными образовательными программами - химия, юриспруденция и педагогика. У каждого из этих направлений есть свои серьезные партнеры. Например, у химии - ООО "Рэнера" (компания-интегратор "Росатома" по системам накопления энергии), которая включилась в процесс глубокой модернизации учебных программ. Мы существенно расширяем блок практики, экспериментов и проектной деятельности. Для всех это актуально, поскольку в Калининграде строится большой завод литийионных батарей.
Совместно с РХТУ им. Д.И.Менделеева, а это ведущий вуз в области химического образования, мы радикальным образом "перетрясли" все дисциплины, которые наполняют химическое направление. В итоге 1 сентября будет запущен очень адаптивный к потребностям абитуриентов и работодателей новый дизайн образовательной программы, обеспечивающей высокое качество выпускаемой нами продукции.
А продукция в университете создается двумя сторонами – преподавателями и студентами. Иначе просто и быть не может. Хотя рискну добавить, что сейчас появляется третья сторона – нейросеть, которая при нынешнем темпе жизни совсем скоро станет равноправным партнером.
– Химия, юриспруденция, педагогика: чем объясняется такой подбор специальностей?
– Это запрос самих работодателей. Юриспруденцию, например, курируют Калининградский областной суд и арбитражный суд Калининградской области. Они заинтересованы в наших выпускниках.
Педагогика же для нашего университета, который является главным поставщиком педагогических кадров на рынок Калининграда, всегда была предметом особого интереса. Мы уже не первый год стараемся создать новое практико-ориентированное высшее образование в области педагогики, причем действуем совместно с рядом московских университетов и федеральным учебно-методическим объединением в области педагогического образования.
В химическом образовании работодатель сам предложил несколько маркеров. Например, химик-технолог нужен "Рэнере" с 4-летним образованием, химик-аналитик –с 5-летним, а химик-исследователь, который в том числе умеет строить заводы, с 6-летним образованием.
С работодателя снимается задача "доучивания" молодого специалиста. Напротив, молодой специалист придет к ним в таком взрывном состоянии, что он будет готов сам доучивать инженеров старшей формации.
– Студентов не пугает "экспериментальный статус" реформы образования?
– Наоборот, хорошо волнует. Для них привлекательны те приоритеты, которые мы расставили в качестве стратегического ориентира развития этих программ. Да, мы находимся в зоне эксперимента, а значит, нам несколько лет будет многое позволено.
– На стипендии это как-то отразится?
– В этом году мы решили дополнительно поддержать студентов-первокурсников и снять ряд трудностей с мобильностью – ввели частичную компенсацию за проезд и проживание. Единовременно студентам выплачивается сумма до 10 тыс. рублей, частично покрывающая транспортные расходы при переезде в университет.
Кроме того, для иногородних первокурсников, которые по разным причинам не получат сразу место в общежитии, предусмотрен бонус в размере 5 тыс. рублей до момента заселения в общежитие. Я напомню, что университет на 40% комплектуется студентами из других регионов, это и есть одна из миссий федеральных университетов.
Для первокурсников, показавших особые отличия во время сдачи ЕГЭ, и олимпиадников предусмотрена повышенная стипендия – до 25 тыс. рублей в месяц.
У студентов же старших курсов есть свои бонусы: 10–15% студентов получают так называемую чудо-стипендию за достижения в спорте, науке, творчестве, образовании. Кроме того, университет выделяет не менее 20 млн рублей на ставший уже традиционным внутренний грантовый конкурс – от стартапа до экологических, инфраструктурных студенческих инициатив.
– Что происходит с новым кампусом? Строительство уже началось?
– У нас развернуто три стройки одновременно, вся центральная локация перестраивается. Задача сдать новый кампус в октябре 2025 года мне кажется вполне реальной. А я напомню масштаб строительства: 29 га, 110 новых учебно-лабораторных и жилых пространств, 2500 дополнительных мест в общежитии. В этой грандиозной локации появится студенческий бизнес-инкубатор, новый инжиниринговый центр, учебный корпус "Медбио" и пр.
Сейчас мы готовимся к закупкам оборудования, подготовка займет четыре месяца, и с февраля следующего года мы начинаем первые закупки на 550 млн рублей.
В ежедневном режиме все заняты наполнением содержания будущего кампуса – что там будет происходить, какова будет его цифровая оболочка… Цифровая стройка метакампуса запускается с сентября и займет два года. Нашими партнерами будут "Яндекс" и "Альфа", которые уже дали на это свое согласие.
Федеральный проект "Строительство сети современных кампусов" реализовывается в рамках нацпроекта "Наука и университеты" Минобрнауки России.
– Не тяжеловато будет студентам учиться под грохот строительной техники?
– Здесь есть один очень позитивный момент. Ребята, которые придут к нам в этом году, будут оканчивать университет уже в новом кампусе. Как верно подметил один хороший строитель, стройка – это на время, а кампус – навсегда. Наши студенты причастны к формированию пространства: каждый может внести свой вклад в проектирование, все вместе придумывают название аудиторий, дизайн внутренних пространств. У нас появилась идея устроить "коммерческую улицу" и отдать ее студентам под их проекты. Пусть там будут студенческие кафе, продуктовые магазины, магазины интеллектуальных игр, IT-центры и пр.
Вот эта идея, что мы все вместе делаем одно большое дело, поможет преодолеть временные трудности, связанные со стройкой.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.