Навигатор абитуриента

Новый институт будет готовить команды инженеров для машиностроения

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 20 дек - РИА Новости. В Ростове-на-Дону создана Передовая инженерная школа, которая займется подготовкой инженерных команд для отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Как будет проходить процесс обучения? На чем будут сделаны акценты? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал и.о. директора Института перспективного машиностроения "Ростсельмаш" ДГТУ Юрий Алексаков.
– Юрий Федорович, чем будет заниматься новая образовательная структура в ДГТУ?
– Федеральный проект "Передовые инженерные школы" стартовал в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ. Он направлен на опережающую подготовку инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Донской государственный технический университет (ДГТУ), наряду с другими 29 вузами страны, успешно участвует в этом проекте. Вуз создал новое структурное подразделение – Институт перспективного машиностроения "Ростсельмаш", в рамках которого развивается Передовая инженерная школа.
Основная задача Института – подготовка инженеров нового поколения. При этом речь идет об обучении не отдельных инженеров, а целых инженерных команд.
Мы хотим, чтобы наши студенты были привлечены к непосредственной работе в компании и занимались решением задач, связанных с развитием предприятия. Выпускники будут готовыми специалистами, которые способны создавать интеллектуальные сельхозмашины. Работодателю не придется тратить нескольких лет на развитие у них необходимых навыков, и это ускорит им построение карьеры.
Создание передовых инженерных школ в России – своевременное решение. Раньше небольшая часть ключевой компонентной базы для машин, которой мы пользовались, импортировалась из-за рубежа. На основную массу нашей продукции и продукции наших конкурентов, к примеру, поставлялись одни и те же гидравлические компоненты. Сейчас, в связи с потребностью в импортозамещении, нам необходимо в сжатые сроки самим перепроектировать эти узлы. И для этого нам нужны инженерные ресурсы.
Проект "Передовые инженерные школы" начинает работу в российских вузах
Это касается не только области сельскохозяйственного машиностроения, сравнимая ситуация сложилась и в других сегментах промышленности. Нам предстоит за один год пройти путь, на который обычно уходит десятилетие. Сейчас у нас очень много работы по проектированию новых агрегатов и их системной интеграции: необходимо разработать машины, провести их испытания и валидацию.
– Каким образом взаимодействие индустриального партнера с вузом поможет решить эти задачи?
– Мы ищем эффективные формы сотрудничества и, чтобы получить синергию от нашего взаимодействия, создали Институт перспективного машиностроения. Я вижу его в качестве центра распределения компетенций между университетом и компанией. Лабораторно-стендовая база также будет распределена между учреждениями, так как это крайне дорогостоящее приобретение.
Наша программа развития построена таким образом, что университет и завод не дублируют, а дополняют друг друга. Такая же ситуация и с компетенциями: одни специалисты нужны ДГТУ, другие – компании. Наибольший объем работ будет выполняться совместными усилиями.
Что касается автоматизации работы машин нашего производства, то они уже работают в поле автономно. Мы реализуем картирование урожайности и другие сервисы автоматизации сельского хозяйства, но это только начало нашего пути.
Между цифрой и энергетикой. Почему инженеров нужно готовить командами
Мы строим наш Институт не на пустом месте – ДГТУ возвращает статус базового университета для "Ростсельмаша" и сельхозмашиностроения России в целом. Вместе мы способны вывести на принципиально новый уровень те компетенции, которые уже есть в компании и в ДГТУ, на основе этих знаний мы планируем выстроить и учебную программу.
– Что вы имеете в виду, когда говорите про подготовку инженерных команд?
– Мы соблюдаем принцип межфункциональных команд – гидравлики, механики, электрики, расчетчики работают в одной команде над общей задачей. В дальнейшем им также придется работать в различных функциональных конструкторских блоках над созданием новой или модернизацией действующей сельхозтехники.
Мы хотим приучить наших студентов к совместной командной работе. Современную сельскохозяйственную технику невозможно спроектировать в одиночку. В нашем подразделении более 600 одних только инженеров-конструкторов. У каждого участника команды своя специализация, и он работает над своей частью общей задачи.
– Как будет устроено обучение в ПИШ?
– Мы планируем разбить шестилетнее обучение на три этапа: первые два года будут посвящены изучению фундаментальной инженерной базы "сопромат, математика, механика". Последующие два года специализации на предметах профильного блока будут основаны на этой базе. Еще два года – технологическая магистратура с приоритетом решения "боевых" проектов.
В результате это будут шесть лет непрерывного инженерного образования, наполненные проектной деятельностью и работой над актуальными задачами. Наши выпускники будут уже готовыми высококвалифицированными специалистами с полным набором профессиональных компетенций.
Маршрут построен. Путь настоящего инженера
Мы постоянно проводим встречи с профессорско-преподавательским составом ДГТУ, а также со студентами, уже обучающимися по экспериментальной программе, прислушиваемся к их мнению относительно образовательного процесса. Привлекаем каждого заинтересованного к работе нашей инженерной школы.
Кроме того, у нас будут работать и приглашенные преподаватели из других вузов, городов, стран. Сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве с двумя профессорами из Южной Кореи, приглашаем их провести для наших обучающихся свой авторский курс по трансмиссиям.
– Где будет располагаться передовая инженерная школа?
– Основной площадкой обучения станет учебно-лабораторный корпус Донского государственного технического университета, где сегодня расположен Институт опережающих технологий "Школа Икс", там будет находиться и наша лабораторная и научно-производственная база. В главном кампусе вуза расположится наш инжиниринговый центр на базе Донского инжинирингового центра ДГТУ.
Значительное количество времени студенты нашей передовой инженерной школы будут проводить непосредственно в Техническом центре компании "Ростсельмаш". Уже со студенческой скамьи ребята смогут принять участие в инженерных коммерческих проектах.
Обсудить
Рекомендуем