МОСКВА, 28 фев – РИА Новости. "Умная" шапочка для восстановления мозга новорожденных после родовых микротравм. Фотоакустический цитометр, способный за несколько минут "просмотреть" огромный объем крови и обнаружить раковые клетки. Новые эффективные методы диагностики воспалений через химический анализ биомаркеров. Каких еще научных открытий ждать от Саратовского государственного университета (СГУ), рассказывает ректор Алексей Чумаченко.
- Прошло несколько месяцев с тех пор, как вы приступили к реализации программы Приоритет 2030. Алексей Николаевич, уже есть понимание, дает ли она что-то прорывное для университета и российской науки?
- Мы уже больше 10 лет участвуем в федеральных программах поддержки университетов. Программы меняются, изменяется их начинка, но все уже давно поняли главный итог этого десятилетия – мы привыкли работать на высоком уровне. Коллектив это прочувствовал.
В 2021 году мы показали максимальный уровень доходов от науки – более полумиллиарда рублей, причем существенная часть грантов получена молодыми учеными (их доля в числе ППС составляет 26 процентов).
Для нас очень важно, что СГУ стал одним из 32 российских вузов, участвующих в Программе подготовки кадров для радиоэлектронной промышленности. Это позволит качественно обновить образовательную инженерную базу. На эти цели мы уже получили 50 млн рублей, и программа успешно заработала.
Кроме того, мы, пройдя непростой конкурсный отбор, вошли в пул вузов Газпромнефти. Это, безусловно, продвижение наших научных разработок в реальные производственные процессы.
В университете начал работу факультет фундаментальной медицины и медицинских технологий. Кстати, благодаря "Приоритету" мы закупили для этого факультета уникальное оборудование, например, интерактивный анатомический комплекс "Пирогов", который позволяет изучать 3D модели органов тела как в масштабе 1:1, так и с необходимым уменьшением и увеличением.
- Не могли бы Вы подробнее остановиться на технологиях персонализированной медицины. Каких конкретных результатов Вы ждете в этой научной сфере?
- Мы открыли Научный медицинский центр не потому, что это модно и красиво, а потому что всегда связывали себя с этой тематикой. Более 40 процентов всех исследований в университете – работы в области медицинских технологий.
Современно оснащенная научная лаборатория "Умного сна" занимается изучением поведения мозга во время сна. Здесь есть специальные помещения для работы с культурами клеток, виварий с животными без патогенных микробов, хирургический блок. Сейчас научный коллектив сфокусирован на изучении прозрачных церебральных лимфососудов, которые во время сна помогают мозгу избавиться от накопленных за день токсинов, и технологиях их стимуляции.
Это крайне важно при лечении болезни Альцгеймера. В других случаях эти технологии помогут вывести кровь из мозга, поскольку при аневризме или инсульте она начинает выходить именно по лимфососудам. Еще одна серьезная задача – восстановление мозга новорожденных после родовых микротравм. Наши ученые занимаются разработкой портативных гаджетов – шапочек и наушников, стимулирующих работу лимфососудов во время сна. Когда у младенца наступает фаза глубокого сна, световоды в шапочке автоматически подают стимулирующие сигналы церебральным лимфососудам, запускается процесс очистки тканей от метаболитов и вредных веществ. Клинические испытания этой разработки начнутся в ближайшее время.
Еще одна гордость – лаборатории дистанционно управляемых систем для тераностики и биомедицинской фотоакустики. Ученые продолжают разрабатывать эффективные технологии противораковой диагностики и терапии. Дело в том, что на ранней стадии заболевания анализ крови может просто не распознать патологические клетки, циркулирующие в крови. Сейчас научные группы работают над созданием фотоакустического цитометра, который может неинвазивно "просмотреть" значительный объем крови пациента и обнаружить раковые клетки на начальной стадии заболевания.
Кроме того, молодые ученые развивают новые технологии доставки капсулированных лекарств. Сейчас они тестируют новые композитные составы для капсул, доставляющих лекарство в необходимых терапевтических дозах непосредственно к пораженным органам. Уже получено три патента на новые методики лечения дерматозов. Эти методики существенно повысят успешность лечения дерматологических заболеваний. Это работа мирового уровня.
- Химия и новые материалы – еще одно направление в рамках Приоритета 2030. Какие здесь наиболее амбициозные ожидания?
- Здесь я, пожалуй, выделю два направления. Первое – это развитие пионерских подходов хемоинформатики и хемометрики. Второе – многофункциональные наноматериалы и наноплатформы для терапевтического лекарственного мониторинга и определения маркеров заболеваний. Наши ученые уже придумали новый метод диагностики воспалений – информативный, быстрый и недорогой. Он строится на новых подходах к синтезу меток для определения биомаркеров, например, С-реактивного белка в плазме крови человека. В области развития новых химических технологий мы будем работать над созданием новых ресурсосберегающих материалов и технологий, например, вяжущих дорожно-строительных материалов нового поколения.
- Все-таки здесь речь больше идет о поддержке целых научных групп. А что ждать отдельно взятому ученому?
- Сама по себе программа направлена на решение стратегических научных задач. Конечно, когда мы говорим о серьезных инновационных прикладных исследованиях, всегда речь идет о междисциплинарных группах, коллективах ученых.
С другой стороны, вот это все – цифровизация, закупка оборудования, создание лабораторий мирового уровня – как раз и создает условия для комфортной работы каждого ученого. Приведу простой пример.
У нас уже запущен вычислительный кластер с ускорителями NVIDIA A100, конфигурация которого аналогична аппаратным платформам суперкомпьютеров Яндекса и Сбербанка, а его производительность составляет примерно 1/500 от производительности самого мощного на сегодня в России компьютера "Червоненкис", принадлежащего Яндексу. Понятно, что вычислительные мощности этого кластера будут доступны каждому сотруднику университета.
- Если смотреть в более глобальном масштабе, по Вашим прогнозам, что даст Приоритет 2030 для развития не только вуза и региона, но и страны?
- Мы должны решить определенные научные задачи, разработать технологии, предъявить конкретный продукт, и все российские вузы претендуют на то, чтобы этот продукт был высокого качества. Где-то это будет мировой уровень, где-то – федеральный. Плюс всегда важна опора на региональные возможности и потребности. Например, для Саратова это всегда была ставка на электронику, микроэлектронику, наноэлектронику. Мы понимаем, что промышленные предприятия региона ждут от нас и специалистов, и открытий, и новых разработок.