Как сделать обучение студентов полноценным, но безопасным с эпидемиологической точки зрения? Об этом в интервью РИА Новости рассказал ректор Донского государственного технического университета (ДГТУ) Бесарион Месхи.
‒ Бесарион Чохоевич, московские вузы частично переходят на "дистанционку". Как с этим обстоят дела в Ростове-на-Дону?
‒ С 1 сентября мы начали учебный процесс и ни разу его не приостановили. Каждый день проводим в университете масштабную санитарную обработку специальными хлорсодержащими средствами. Всем без исключения на входе измеряем температуру, четко соблюдаем масочный режим, нарушителей наказываем.
Пока у нас нет вспышек COVID-19. Из более чем 45 тысяч обучающихся болеет 83 человек (по состоянию на 23.10.2020). Согласитесь, такие показатели - не повод прекращать очный учебный процесс. При этом, в случае необходимости мы готовы оперативно перейти на дистант: уже подготовили соответствующий график, параллельно ведем запись всех лекционных курсов.
К сожалению, у нас нет выбора. К нам пришла общемировая беда, и надо с минимальными потерями выходить из этой ситуации.
‒ Как настроены сами студенты?
‒ По моим наблюдениям, требуют перевода на "дистанционку" только двоечники и лентяи. В основном же студенты хотят учиться очно, и их можно понять. У нас новые лаборатории по всем научным направлениям – физика, химия, роботы, станки, электротехника… Старого оборудования осталось процентов 20, не больше.
Хотя, я должен признать, что для отдельных категорий дистант оказался очень даже удобен и эффективен. Например, заочники: люди, которые получают второе или третье образование, параллельно работают, теперь могут спокойно в режиме онлайн ознакомиться с учебным материалом в полном объеме.
‒ Как преподаватели реагируют на дистанционный формат обучения? Вы сами не устали постоянно лавировать между тем, чтобы сделать обучение полноценным, но безопасным с эпидемиологической точки зрения?
‒ Преподаватели испытывают жуткий дискомфорт. Они переживают, что не видят своего студента глаза в глаза. Многим тяжело сидеть возле экрана весь день, у некоторых портится зрение. Я выделил 10 миллионов рублей на выплату премий преподавателям во время пандемии.
Чтобы не потерять преподавательский костяк, мы начали оказывать помощь возрастным профессорам. Для этого создали волонтерские группы из числа магистрантов. Кстати, многие пожилые преподаватели написали заявление об отказе от дистанционной работы, они хотят быть в университете. Так что, дух университетского образования из наших аудиторий не исчез!
‒ Вы сказали, что в ДГТУ обучается более 45 тысяч человек – по сути, население небольшого города. Согласитесь, что обучение в университете ‒ это не только лекции, семинары, но и досуг, живое общение. Не кажется ли вам, что в будущем мы можем столкнуться с волной психологических проблем, связанных с изоляцией студентов?
‒ Это уже началось, у студентов и преподавателей чувствуется нервозность и несдержанность. Страха – меньше. У нас менталитет такой: в постсоветском пространстве живут непуганые люди, мы ничего не боимся. Но сейчас мы все должны стать "немного китайцами", самодисциплинироваться и самоорганизоваться, чтобы прервать пандемию.
Недавно видел кашляющего и чихающего студента… Спрашивается: "Зачем ты пришел в вуз? Ты же принес с собой "гранату"!
Думаю, что в этом смысле наш менталитет претерпит серьезные изменения. Мы будем гораздо внимательней относиться не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих людей. Это обязательно войдет в повестку воспитательной работы.
‒ Очевидно, что пандемия сформировала запрос на новые научные знания. Университет это как-то учитывает?
‒ Мы открыли новый факультет "Биоинженерия и ветеринарная медицина". Сегодня очень важно сформировать именно биоинженерный подход в подготовке инженерных кадров, которые могли бы "врезаться" в проблему распространения инфекций с самых разных точек зрения.
Факультет уже выиграл грант на 6 млн рублей для изучения потенциальных возбудителей новых инфекционных заболеваний среди животных. Ученые выдвинули гипотезу, что ежи и крысы могут являться потенциальными переносчиками коронавирусной инфекции к человеку.
На мой взгляд, результатом пандемии станет пересмотр отношения человечества к природе. У каждого человека возникнет "экологическая тревога". Зачем мы создали химическое оружие? Сколько порошка и мыла смываем в раковину? Разве земля может выдержать такую нагрузку? Человек создает слишком много опасностей для планеты, для собственного существования. Нам нужно остановиться и подумать о сохранении жизни.