Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в заключительный школьный этап: выпускники оказались заперты в своих домах, сроки экзаменов подвинули и наступило томительное ожидание. Аттестаты выдали по итогам года, но несмотря на это, ученица из Улан-Удэ, поступающая за границу, сдала все экзамены. Зачем выпускнику ЕГЭ, если он не планирует учиться в России, специальному корреспонденту "Социального навигатора" рассказала Полина Халтурина.
В мае я закончила одиннадцатый класс, однако не подала документы для поступления в российский вуз. У меня этот учебный год пройдет в языковом центре за изучением чешского и подготовкой к поступлению в государственный университет Чехии.
Уже в начале учебного года я знала, что не буду учиться в России, однако ЕГЭ все-таки сдавала. Он был мне нужен, ведь в течение нескольких последующих лет придется жить в том же темпе: регулярная учеба, самостоятельный поиск нужной информации, стресс из-за экзаменов. В моем понимании "умение учиться" – это мышца, и я поддерживаю ее в тонусе.
Из дополнительных предметов у меня были профильная математика, обществознание и английский – этот же набор предметов будет при поступлении в чешский вуз. Сам экзамен не принес тех результатов, на которые я рассчитывала, но это нисколько не обесценило подготовку, в процессе которой я стала терпеливее и грамотнее в некоторых вопросах.
Да, мне хотелось, чтобы это быстрее закончилось, а мой труд и ожидания близких людей оправдались. Я переживала за баллы. Невозможно не переживать, а некоторые выпускники и вовсе верят, что от результатов "зависит вся их оставшаяся жизнь". Это, конечно же, не так.
Из-за карантина появилось больше времени на подготовку, но ЕГЭ не настолько разнообразен, чтобы вызывать интерес к заданиям на протяжении года – в четырех стенах подготовка быстро превратилась в рутину. К тому же неизвестность порождала еще большее напряжение и стресс: сроки сдачи, уровень сложности экзаменов.
Пандемия сдвинула не только ЕГЭ: получить визу и выехать из страны тоже стало сложнее. Я начну обучаться в языковом центре в режиме онлайн, а в Прагу уеду только через пару месяцев. Это расстраивает, но в то же время я чувствую, что ситуация с карантином только укрепила желание учиться в Чехии. Точнее всего это можно описать цитатой из романа Харпер Ли "Убить пересмешника": "Пока я не испугалась, что мне это запретят, я вовсе не любила читать. Дышать ведь не любишь, а попробуй не дышать…"
Это решение не было принято спонтанно, идея поступить туда появилась еще два года назад, и быстро из мечты стала целью. Больше всего меня привлекает возможность бесплатно получать высшее образование в государственном вузе и во время учебы стажироваться в международных компаниях – в первую очередь я еду туда за знаниями и опытом.
Кроме того, расположение Чехии позволяет свободно перемещаться по Европе: практиковать иностранные языки, знакомиться с менталитетом и культурой других стран. Студенты без проблем находят part-time/full-time работу или подработку, а цены здесь ниже, чем в других странах Европейского союза. И конечно, радует учеба в Праге – волшебном городе, где вместе с каменными соборами XIII века гармонично уживается современная застройка и повсеместно встречаются памятники искусства.
Будущим выпускникам я пожелала бы "полноценный" одиннадцатый класс: насладитесь прелестями последнего года в реальности, а не в зуме. Важно, чтобы воспоминания о последнем учебном годе не заканчивались подготовкой к экзаменам. В этом году вы прощаетесь с учителями, одноклассниками, друзьями, а некоторые даже с родным городом. Удовлетворение от баллов быстро проходит, а разочарование от несостоявшихся встреч и знакомств, упущенных эмоций и ценных моментов останется. А если мы все-таки говорим о подготовке, то здесь я процитирую Стива Джобса: "Работать нужно не двенадцать часов, а головой!"
У каждого, кто готов к чему-то стремиться, все обязательно получится.