МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Опыт работы российских университетов на "удаленке" показал, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна, а также продемонстрировал не только возможности цифровых технологий, но и их ограничения, говорится в аналитическом докладе "Уроки "стресс-теста": вузы в условиях пандемии и после нее", подготовленном по инициативе Минобрнауки РФ.
«
"Опыт последних месяцев показал широкие возможности использования форматов и технологий дистанционной работы для решения не только традиционных, но и новых задач университетов. Опыт работы университетов "на удаленке" также показал не только возможности цифровых технологий, но и их ограничения", - говорится в докладе, представленном на заседании Общественного совета Минобрнауки.
Отмечается, что стало понятно, что эффективное использование дистанционных технологий требует особых компетенций преподавателей, управленцев, студентов, а также эффективных и удобных технологических решений, особой организации образовательного процесса. Кроме того, согласно докладу, ситуация подтвердила, что ряд важнейших процессов университетской жизни слабо поддается цифровизации, переносу в виртуальное пространство.
"На практике было показано, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна... Будущее за широким использованием цифровых технологий и дистанционного формата в сочетании с совместной деятельностью преподавателей и студентов в общем физическом пространстве", - добавляется в документе.
Отмечается, что осознание новых возможностей и технологических ограничений высшего образования, возникающее из анализа этого сложного периода, должно позволить сделать новый шаг к повышению конкурентоспособности высшего образования России.
Над докладом работала группа из руководителей 12 российских вузов, а также аналитики ВШЭ, МГПУ, Московской школы управления "Сколково".
Доклад основан на двух опросах студентов университетов РФ (первая волна – конец марта: 10 983 человек; вторая волна – конец мая: 24 428 человек), мониторинге цифровой инфраструктуры 580 вузов, интервью со 130 преподавателями в апреле-мае, опросе преподавателей российских университетов (33 987 человек) по поводу отношения к развитию онлайн-среды в условия коронавируса, опросе студентов о дистанционном обучении в университетах РФ, проведенном АСИ, интервью с 45 ректорами российских университетов, анализе более 2,7 миллионов сообщений в социальных сетях, анализе кейсов российских и зарубежных университетов.