Навигатор абитуриента

Большие данные помогут исследовать культурную жизнь российских городов

Читать на сайте Ria.ru
Современные методы анализа больших данных пришли и в область культурных исследований. Как сегодня меняется жизнь в небольших городах? Как методы работы с big data помогают анализировать актуальные культурные тенденции? Об этом корреспонденту "Социального навигатора" рассказал создатель теории культурной аналитики, руководитель Лаборатории культурных трендов Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Лев Манович.
— Лев Захарович, что такое культурные тренды и как они появляются?
— Под "культурными трендами" я понимаю идеи, которые популярны в данный момент в дизайне, архитектуре, питании и других областях культуры и образа жизни. Например, новые типы и дизайн городских пространств, коворкинг-пространства, творческие кластеры.
Есть компании, которые отслеживают возникающие тенденции в некоторых областях, таких как технологии, мода, путешествия (иногда это называется "coolhunting"). Их анализ доступен только компаниям и людям, подписавшимся на их отчеты, и это не дешево. Oни не делятся публично данными, которые собирают.
Ученые выяснили, как музыкальное образование влияет на человека
Вопрос возникновения и развития мировых тенденций пока не подвергался серьезному анализу ученых и исследователей. Я думаю, что есть много разных возможных механизмов. Но поскольку все тенденции проявляются в виде публикаций в социальных сетях, в Wikipedia, на сайтах компаний, можно отслеживать, когда и где они появляются, как они распространяются.
Цели нашего исследовательского проекта в Тюменском государственном университете включают сбор таких данных для многих областей культуры, их визуализацию во времени и географии. Мы также хотим сделать данные анализа общедоступными, чтобы другие исследователи тоже могли их использовать.
— Что дает big data при изучении городской культуры? Как в принципе изучать культуру количественно?
— "Большие данные" позволяют нам "видеть" городскую жизнь во всем мире в масштабе, недоступном с помощью других методов, таких как обычная статистика, опросы или личные поездки. Например, я могу посетить 20 городов за один год, и я увижу много различий и уникальных особенностей каждого города. Но я не могу посетить 500. Имейте в виду, что сегодня многие города меняются очень быстро, поэтому то, что вы видели три года назад, сегодня уже неверно.
Например, между моими визитами в Санкт-Петербург в 2016 и 2019 годах город, похоже, сильно изменился: открылись бесконечные новые кафе, город стал по-настоящему "гурманским". А четыре года назад вам необходимо было заранее бронировать столик в одном из немногих лучших ресторанов города.
Война и стресс, метро и страх: ученый рассказал о природе современных фобий
Исследование КБ Стрелка показало, что для достижения экономического уровня Москвы среднему городу-миллионнику нужно примерно 100 лет. Существует ли подобный разрыв в отношении культуры?
— Конечно, ответ будет зависеть от того, что мы понимаем под "культурой" и как ее измеряем. Одна из целей нашего проекта — узнать о различиях в культурных предложениях в городах разного размера, а также разных географических регионах мира.
Мы собрали данные о шести с лишним миллионах событий в тысячах городов мира за период с 2005 по 2018 годы и будем анализировать отношения между размером города и количеством культурных событий.
Один из наших источников — открытые данные из Министерства культуры, которые включают в себя информацию о 310 тысячах событий. В этом источнике данных количество событий в Воронеже составляет 27% от всех событий в Москве, а в Самаре — 14,7%. Другой источник данных, который мы используем, — это данные Timepad для 450 тысяч событий. На основании этих цифр мы видим большой разрыв между Москвой и другими городами России.
Поскольку у нас также есть названия и описания всех событий в наших данных, мы можем проверить, существуют ли определенные актуальные темы везде, или только в крупнейших городах.
— Чем ваши методы исследования отличаются от других способов анализировать и визуализировать большие данные в сфере культуры?
— Наш исследовательский проект Elsewhere в Тюменском государственном университете предлагает новый метод изучения культурных тенденций. Мы проводим анализ типов "больших культурных данных", которые до сих пор не были собраны и проанализированы вместе.
Что это за данные и почему они новы? С 2006 года были опубликованы сотни тысяч научных статей, в которых анализируются аспекты социальной и культурной жизни с использованием больших данных, собранных в интернете и социальных сетях — например, миллионы постов в инстаграме, твиттере и т.д. Однако исследователи и СМИ не заметили одно очень важное новое явление — очень быстрый рост культурных пространств и культурных мероприятий (музеи современного искусства, кинофестивали, городские праздники, общественные лекции и семинары, и так далее).
Ученые поняли, как предсказать место отдыха туристов по данным соцсетей
Число этих мест и событий в мире сегодня настолько велико, что мы можем рассматривать их как "большие данные" и использовать соответствующие количественные методы для их анализа. Это позволит нам создавать гораздо более подробные карты современной культуры, чем в существующих исследованиях или списках учреждений культуры.
— Вы планируете составить карту культурного развития регионов? Это будет описательная модель или дорожная карта будущих изменений?
— Мы хотим, прежде всего, понять нашу недавнюю историю — как развивалась культура во всем мире в 21 веке. Мы создадим карты, которые покажут рост многих областей современной культуры за последние 10 — 15 лет, а этот рост оказался сильнее, чем я ожидал до начала исследования. На некоторых платформах число событий, объявленных в 2018 году, в 10 раз больше, чем в 2008 году.
Мы обнаружили, что количество событий в Восточной Европе, появляющихся на платформах, которые мы изучаем, постепенно приближается к их количеству в Западной Европе. Их разрыв становится меньше и, в конце концов, может исчезнуть.
— Какая роль в вашем проекте отводится Тюменскому государственному университету (ТюмГУ) и магистратуре "Цифровая культура и медийное производство" (SAS)?
— Город Тюмень выступает в качестве исследовательской базы для проекта — исследования динамики культуры в городах меньшего размера, а не в горстке мировых столиц.
Во время моих многочисленных визитов в город, с 2017 года, я посещал местные культурные мероприятия, и это сыграло ключевую роль в разработке и совершенствовании идеи и методов проекта. Я также работал со студентами в программе магистратуры: у нас был практический семинар, где группа должна была идти в город, наблюдать и создавать новые типы "городских гидов".
Результаты были интересными, студенты учились видеть свой город по-новому, замечать уникальные и необычные вещи и экспериментировать с преобразованием своих выводов в визуальные проекты, использующие фото, видео, карты и данные.
Обсудить