Рейтинг@Mail.ru
Большие данные помогут исследовать культурную жизнь российских городов - РИА Новости, 29.11.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Большие данные помогут исследовать культурную жизнь российских городов

Современные методы анализа больших данных пришли и в область культурных исследований. Как сегодня меняется жизнь в небольших городах? Как методы работы с big data помогают анализировать актуальные культурные тенденции? Об этом корреспонденту "Социального навигатора" рассказал создатель теории культурной аналитики, руководитель Лаборатории культурных трендов Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Лев Манович.
— Лев Захарович, что такое культурные тренды и как они появляются?
— Под "культурными трендами" я понимаю идеи, которые популярны в данный момент в дизайне, архитектуре, питании и других областях культуры и образа жизни. Например, новые типы и дизайн городских пространств, коворкинг-пространства, творческие кластеры.
Есть компании, которые отслеживают возникающие тенденции в некоторых областях, таких как технологии, мода, путешествия (иногда это называется "coolhunting"). Их анализ доступен только компаниям и людям, подписавшимся на их отчеты, и это не дешево. Oни не делятся публично данными, которые собирают.
Девочки за фортепиано
Ученые выяснили, как музыкальное образование влияет на человека
Вопрос возникновения и развития мировых тенденций пока не подвергался серьезному анализу ученых и исследователей. Я думаю, что есть много разных возможных механизмов. Но поскольку все тенденции проявляются в виде публикаций в социальных сетях, в Wikipedia, на сайтах компаний, можно отслеживать, когда и где они появляются, как они распространяются.
Цели нашего исследовательского проекта в Тюменском государственном университете включают сбор таких данных для многих областей культуры, их визуализацию во времени и географии. Мы также хотим сделать данные анализа общедоступными, чтобы другие исследователи тоже могли их использовать.
— Что дает big data при изучении городской культуры? Как в принципе изучать культуру количественно?
— "Большие данные" позволяют нам "видеть" городскую жизнь во всем мире в масштабе, недоступном с помощью других методов, таких как обычная статистика, опросы или личные поездки. Например, я могу посетить 20 городов за один год, и я увижу много различий и уникальных особенностей каждого города. Но я не могу посетить 500. Имейте в виду, что сегодня многие города меняются очень быстро, поэтому то, что вы видели три года назад, сегодня уже неверно.
Например, между моими визитами в Санкт-Петербург в 2016 и 2019 годах город, похоже, сильно изменился: открылись бесконечные новые кафе, город стал по-настоящему "гурманским". А четыре года назад вам необходимо было заранее бронировать столик в одном из немногих лучших ресторанов города.
Психиатр Иосиф Зислин
Война и стресс, метро и страх: ученый рассказал о природе современных фобий
Исследование КБ Стрелка показало, что для достижения экономического уровня Москвы среднему городу-миллионнику нужно примерно 100 лет. Существует ли подобный разрыв в отношении культуры?
— Конечно, ответ будет зависеть от того, что мы понимаем под "культурой" и как ее измеряем. Одна из целей нашего проекта — узнать о различиях в культурных предложениях в городах разного размера, а также разных географических регионах мира.
Мы собрали данные о шести с лишним миллионах событий в тысячах городов мира за период с 2005 по 2018 годы и будем анализировать отношения между размером города и количеством культурных событий.
Один из наших источников — открытые данные из Министерства культуры, которые включают в себя информацию о 310 тысячах событий. В этом источнике данных количество событий в Воронеже составляет 27% от всех событий в Москве, а в Самаре — 14,7%. Другой источник данных, который мы используем, — это данные Timepad для 450 тысяч событий. На основании этих цифр мы видим большой разрыв между Москвой и другими городами России.
Поскольку у нас также есть названия и описания всех событий в наших данных, мы можем проверить, существуют ли определенные актуальные темы везде, или только в крупнейших городах.
— Чем ваши методы исследования отличаются от других способов анализировать и визуализировать большие данные в сфере культуры?
— Наш исследовательский проект Elsewhere в Тюменском государственном университете предлагает новый метод изучения культурных тенденций. Мы проводим анализ типов "больших культурных данных", которые до сих пор не были собраны и проанализированы вместе.
Что это за данные и почему они новы? С 2006 года были опубликованы сотни тысяч научных статей, в которых анализируются аспекты социальной и культурной жизни с использованием больших данных, собранных в интернете и социальных сетях — например, миллионы постов в инстаграме, твиттере и т.д. Однако исследователи и СМИ не заметили одно очень важное новое явление — очень быстрый рост культурных пространств и культурных мероприятий (музеи современного искусства, кинофестивали, городские праздники, общественные лекции и семинары, и так далее).
Девушка с телефоном на пляже
Ученые поняли, как предсказать место отдыха туристов по данным соцсетей
Число этих мест и событий в мире сегодня настолько велико, что мы можем рассматривать их как "большие данные" и использовать соответствующие количественные методы для их анализа. Это позволит нам создавать гораздо более подробные карты современной культуры, чем в существующих исследованиях или списках учреждений культуры.
— Вы планируете составить карту культурного развития регионов? Это будет описательная модель или дорожная карта будущих изменений?
— Мы хотим, прежде всего, понять нашу недавнюю историю — как развивалась культура во всем мире в 21 веке. Мы создадим карты, которые покажут рост многих областей современной культуры за последние 10 — 15 лет, а этот рост оказался сильнее, чем я ожидал до начала исследования. На некоторых платформах число событий, объявленных в 2018 году, в 10 раз больше, чем в 2008 году.
Мы обнаружили, что количество событий в Восточной Европе, появляющихся на платформах, которые мы изучаем, постепенно приближается к их количеству в Западной Европе. Их разрыв становится меньше и, в конце концов, может исчезнуть.
— Какая роль в вашем проекте отводится Тюменскому государственному университету (ТюмГУ) и магистратуре "Цифровая культура и медийное производство" (SAS)?
— Город Тюмень выступает в качестве исследовательской базы для проекта — исследования динамики культуры в городах меньшего размера, а не в горстке мировых столиц.
Во время моих многочисленных визитов в город, с 2017 года, я посещал местные культурные мероприятия, и это сыграло ключевую роль в разработке и совершенствовании идеи и методов проекта. Я также работал со студентами в программе магистратуры: у нас был практический семинар, где группа должна была идти в город, наблюдать и создавать новые типы "городских гидов".
Результаты были интересными, студенты учились видеть свой город по-новому, замечать уникальные и необычные вещи и экспериментировать с преобразованием своих выводов в визуальные проекты, использующие фото, видео, карты и данные.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала