Обновляйся или умри – название популярной книги иллюстрирует скорость выхода новых трендов, а иногда и законов, которые загоняют в рамки частный бизнес и государственные структуры. О корпоративном образовании в России и важности повышения квалификации сотрудников корреспонденту "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" рассказала декан факультета дистанционного обучения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук Динара Тутаева.
— Динара Рафаиловна, развито ли корпоративное образование в России?
— Рынок корпоративных образовательных услуг в России является достаточно молодым и активно растущим. Если еще 10 лет назад на нем присутствовали только крупные государственные или международные компании, то сейчас вопросами непрерывного образования и развития персонала активно интересуются представители малого и среднего бизнеса. Сегодня крупные компании, как правило, уже имеют в своей структуре корпоративные университеты и ориентированы на построение экосистемы самообучающейся организации. Таким образом, популярность данного направления как вектора стратегического развития бизнеса высока и будет неуклонно расти.
— Кого вы обучаете, и для кого может быть актуально обучение у вас?
— У нас повышают квалификацию аудиторы и профессиональные бухгалтеры, подтверждают свою квалификацию и проходят аттестацию специалисты финансовых рынков, проходят профессиональную переподготовку желающие сменить сферу своей деятельности и строить карьеру в области финансов, маркетинга и HR-менеджмента. Среди наших корпоративных заказчиков "Газпром", РЖД, Роснефть, Сбербанк и многие другие.
Все больше организаций понимают необходимость вложений в человеческий капитал, поэтому направляют на обучение сотрудников. Корпоративный заказчик совместно с факультетом принимает активное участие в разработке самих программ: построение учебного плана, методическое содержание, обновление, подбор преподавателей, адаптация материала к специфике конкретной компании, ее окружению. Это очень важно, так как заказчик хорошо знает свою отрасль и следует современным трендам ее развития.
— Чем отличается корпоративное образование и курсы повышения квалификации от классического образования?
— Дополнительные программы носят направленный характер, делая упор на профессиональное развитие сотрудников в конкретной области и получение актуальных компетенций. Но главное отличие корпоративного образования и повышения квалификации заключается в их высоком уровне гибкости, они способны подстраиваться под быстро меняющиеся условия, что позволяет нам формировать программы для нужд конкретного заказчика. Кроме того, объем и интенсивность корпоративного образования и курсов повышения квалификации гибко подстраивается под потребности заказчиков и рыночные реалии.
— Какие направления востребованы в сфере корпоративного образования и повышения квалификации? Почему они пользуются популярностью?
— Самыми востребованными направлениями остаются те, где требуется ежегодное подтверждение профессиональной квалификации. Чаще всего обращаются с заказом на программы в области управления, экономики, финансов. Другой большой блок запросов формируется направлениями, где происходят значительные изменения в требуемых профессиональных компетенциях.
Например, с переходом государственной кадастровой оценки под управление государства активно начали проходить обучение сотрудники бюджетных учреждений. Еще одно востребованное направление – это короткие программы повышения квалификации в точечных практических задачах. Год назад появилась программа повышения квалификации по допросу судебных экспертов. Она стала реакцией на распространившуюся судебную практику – помогает подготовиться к проведению допроса как самим судебным экспертам, так и профильным специалистам корпоративных заказчиков.
— Возможно ли организовать дистанционное корпоративное обучение или повышение квалификации? Если да, то не проигрывает ли такой формат по продуктивности?
— Дистанционная форма обучения для корпоративных заказчиков является наиболее удобной и востребованной. В эпоху повсеместной цифровизации, удаленных офисов, аутсорсинга, вполне привычной становится картина, когда члены одной команды работают в разных локациях и даже часовых поясах. Если образовательный продукт сделан качественно и задействует разные инструменты взаимодействия с аудиторией (вебинары, интерактивные тесты, геймифицированные задания и др.), вовлеченность и отдача будет не ниже, чем при классическом очном обучении.
Мы активно практикуем и комбинированные форматы, когда лекцию получают в онлайн формате, а на очных сессиях отрабатывают практические навыки. Такой формат не только не проигрывает, но и является более эффективным. Популярным направлением является организация занятий, когда слушатели, имеющие возможность очно присутствовать на занятиях, находятся в аудиториях и взаимодействуют вживую с преподавателем, а другие присутствуют на занятиях онлайн.
— Есть ли недоверие со стороны обучающихся к дистанционному обучению? Как вы работаете с противоречиями?
— Как я уже сказала, для современного человека дистанционная форма обучения становится привычной. Даже в классические очные программы по просьбе обучающихся включаются дистанционные часы. Это дает возможность осваивать программу в удобном режиме, при необходимости возвращаться к уже пройденному материалу в электронно-цифровой форме. Многочисленные положительные отзывы слушателей, уже прошедших обучение, показывают, что мы идем в правильном направлении.