О важности педагогов-психологов в современных учебных заведениях говорят все эксперты. Однако зачастую в школы и детские сады приходят специалисты, далекие от реальных проблем образования. Корреспондент "Социального навигатора" поговорил с президентом МГППУ, руководителем магистерской программы кафедры ЮНЕСКО "Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании" Виталием Рубцовым о том, как и чему нужно учить современных педагогов-психологов.
— Виталий Владимирович, магистерская программа "Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании" существует с 2014 года. Какие задачи она должна решить?
— Наша программа — ответ на запрос практики. Сегодня специалисты сталкиваются с проблемами, которые требует кардинально новых решений. Мы учим студентов передовым технологиям работы в образовательной и социальной сферах на основе подходов, которые созданы в научной школе выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Мы предлагаем студентам методы, которые позволяют проектировать эффективную и успешную совместную деятельность детей и взрослых.
Сегодня исследование и проектирование становятся основными видами деятельности человека. Они опираются на цифровые информационные технологии. Деятельностный подход и культурно-историческая теория отвечают на вопрос, как построить командную работу, чтобы научить человека проектно-исследовательской деятельности.
— Расскажите о содержании программы. Что изучают магистранты?
— Мы даем нашим магистрантам теорию и методологию, знакомим их с лучшими социальными практиками, которые реализованы в России и за рубежом. Основу курса составляют работы Л. С. Выготского, его учеников и последователей: Леонтьева, Лурии, Божович, Гальперина, Эльконина, Запорожеца, Давыдова.
Выготский решал проблему соотношения обучения и развития. Он показывал, как надо учить, чтобы запустить процессы развития. Эту линию потом подхватили последователи его школы, а сейчас мы показываем ее нашим магистрантам: от теоретических положений к методу и практическим решениям.
— То есть студенты в процессе обучения проходят практику?
— Невозможно подготовить хорошего педагога и психолога, обучая его только в аудитории. Поэтому надо всячески расширять практическую форму образования если не основной, то хотя бы равнозначной частью академической подготовки. В этом и состоит особенность нашего университета. Мы немало сделали в направлении модернизации педагогического образования: разработали и ввели принцип модульного обучения, в котором практическая подготовка занимает половину всего времени обучения. Для наших ребят это является центральной задачей!
— Кто преподает студентам?
— Прежде всего, отечественные специалисты, последователи школы Л. С. Выготского. Основной костяк, который дает теоретическую и методологическую базу, это профессор Николай Николаевич Нечаев, ученик П. Я. Гальперина, профессор Владимир Товиевич Кудрявцев, ученик В. В. Давыдова, и ваш покорный слуга, который был постоянным сотрудником в лаборатории В. В. Давыдова. С методами знакомят уже более широкий круг людей – те, которые владеют соответствующими практиками. Кроме того, мы приглашаем зарубежных профессоров из Греции, Италии, Австралии, которые приезжают, читают свои курсы, участвуют в консультировании и оценке результатов обучающихся. Это ведущие специалисты в области культурно-исторической психологии.
— Есть ли аспирантура по этой программе?
— Сейчас мы преобразуем программу из магистерской в двухступенчатую, чтобы студенты смогли продолжить свои научные исследования и защитить на их основе уже кандидатскую диссертацию. С этого года мы набираем людей, ориентированных на двухэтапный маршрут, а со следующего — откроем такую аспирантуру.
— Первый выпуск был в 2016 году. Как складывается жизнь выпускников после окончания вуза? Кем они работают?
— Приведу два примера. Студент, который готовил магистерскую диссертацию под моим руководством, сейчас работает педагогом-психологом в одной из московских школ. Он закончил у нас магистратуру и стал аспирантом. На практике он столкнулся с трудностями включения в учебный процесс детей с проблемами слуха или зрения. Сейчас он пишет работу про то, как учить детей-инвалидов в обычной школе, ищет методы, связанные с организацией взаимодействий нормативно-развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями.
Другой аспирант пришел к нам в магистратуру из иной области, он математик. Его интересует, как учить детей информатике в начальной школе. Несмотря на широкую цифровизацию, у нас все еще слабо разработаны формы обучения, учитывающие психологические возможности и возрастные особенности детей начальной школы. Он работает над этим.
В основном наши студенты – практикующие педагоги и психологи, люди, которые работают с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Мы показываем им различные практики, например, как работать с детьми с суицидальным поведением, детьми-сиротами, детьми с ограниченными возможностями здоровья.
— Кем смогут работать выпускники после окончания? Какая у них будет специальность?
— Мы их готовим как психологов-исследователей. Согласно нашей статистике, 70% выпускников после окончания нашей программы работают в системе Департамента образования Москвы, в социальную сферу ушли 10% человек и 20% работают в частных образовательных организациях. Мы готовим специалистов, которые могут заниматься реальными исследованиями и хорошо знают эффективные практики. Поскольку выпуск по нашей программе сравнительно небольшой, наших ребят всегда будут готовы принять на работу различные организации и вместе с ними решать самые острые проблемы образования и социальной сферы.