Каким должен быть современный университет, и как показать его преимущества обществу? Что важнее для бренда вуза – научные исследования, дизайн помещений или коммуникации с внешней аудиторией? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко.
— Игорь Михайлович, в последнее время российские вузы стали уделять большое внимание развитию своего бренда. Зачем это нужно, на ваш взгляд?
— Бренд – это комплексное понятие. Оно включает в себя знаковую фиксацию смыслов, которые исповедует организация. Важно, чтобы эти смыслы видели те люди, с которыми эта организация взаимодействует.
Чем компактнее и яснее организация предъявляет свои смыслы, тем успешнее проходит ее контакт с партнерами и заинтересованными лицами. Бренд – это элемент визуальной культуры, который нельзя игнорировать.
— Из чего состоит бренд вуза, и какими средствами можно его создать и укрепить?
— В каждом вузе протекают три базовых процесса, влияющих на его медийное позиционирование.
Во-первых, это образовательная деятельность. В бренд входит представление о том, какие преподаватели работают в вузе; насколько качественно или некачественно они учат; каким образом вуз заботится о том, чтобы всё было честно и не было коррупции; вызывает ли учеба воодушевление у студентов; востребовано ли в жизни то, чему их учат, и так далее.
Во-вторых, это научные исследования. Мне кажется, на эту составляющую бренда нужно обращать главное внимание. Сегодня все больше публикаций в прессе посвящено открытиям, которые сделали ученые вуза, и уже в меньшей степени студенческой жизни или учебному процессу. Что ученые открыли, какие важные связи они обнаружили, какие технологические разработки связываются с вузом? Сегодня это приобретает все большее значение.
Нам в МГПУ также приходится думать, в какой форме представить обществу весь объем наших научно-исследовательских работ. Мы организуем круглые столы, готовим специальные публикации, участвуем в съемках для телевидения – все это плановая работа.
— Есть и третья составляющая бренда вуза?
— Да, она только начинает возникать – это инновационная деятельность, кооперация вузов с реальным сектором экономики. Она проявляется через создание вузовских стартапов и предприятий, разработку новых технологий.
МФТИ гордится своими выпускниками, создавшими компании 1С и Skyeng. Наш вуз гордится студентами, которые разработали метки на одежду для слепых людей или мобильное приложение-трекер для молодых мам, гуляющих с детьми. Ну и, естественно, хорошие методические разработки для Московской электронной школы – тоже предмет гордости.
Каждый вуз задумывается об инновациях, о том, чтобы научные разработки и образовательные программы давали результат в виде технологических решений, способных завоевать место на рынке.
Помимо перечисленных направлений развития бренда есть, конечно, такая вещь, как бытовая организация студенческой жизни – столовые, питание, места для курения (если они есть, и должны ли они быть). Это сфера для вуза так же важна, как для любой другой организации, которая должна обеспечивать комфортное пребывание людей.
— Считаете ли вы работу по выстраиванию коммуникации с внешней аудиторией важной для развития бренда?
— Да. Для нас одинаково важны традиционные каналы коммуникации и более современные. Понятно, что студенты и внешняя молодежная аудитория, во многом, находятся во ВКонтакте, Facebook и других социальных сетях, и мы ведем там целенаправленную работу.
© Пресс-служба МГПУ
Студенты МГПУ
— Что вы думаете о разработке визуальных образов, брендбука, создании единого стиля?
— Конечно, мы уделяем внимание и этой работе. Приложение к уставу МГПУ фиксирует визуальный стиль (брендбук) университета, мы рассматриваем его на ученом совете.
Долгое время мы подбирали стиль, сначала у нас были неудачные решения, затем более удачные. От каких-то мы отказывались, какие-то уточняли. Это непрерывная работа, которая связана не только с логотипом университета, но и с элементами внешнего декора, дизайна, с проведением ремонтных работ, закупкой мебели, установкой оборудования – здесь все надо решать в комплексе.
— Тем не менее, вы делаете акцент на содержательную часть бренда, а не на его внешнюю сторону. Наверное, это снижает риски того, что абитуриенты, привлеченные в вуз красивой картинкой, испытают разочарование?
— Да, мы действительно считаем, что сначала нужно создать интересное содержание, а потом встраивать его в красивую упаковку. Есть такая имитационная компьютерная игра "Как построить университет". Несколько наших команд как-то в нее играли. Игра длится два или три дня, и за это время нужно делать вклады в различные составляющие строительства университета.
Есть команды, которые начинают с постройки и оформления здания, закупают библиотеки. А есть команды, которые начинают с налаживания исследовательской работы: привлекают ученых, формируют научную повестку, стараются накапливать новые знания. Вторые команды, как правило, оказываются более успешными, поскольку они ближе подходят к сущности университета, продуцирующего новые знания.
Университет – это всегда сомнения, всегда поиск, всегда попытка критического взгляда на действительность. В отличие от учреждения, которое заботится о комфорте и легком времяпровождении.
Некоторые вузы, на мой взгляд, сосредоточились более на внешней стороне своего бренда. Но нам бы не хотелось, чтобы о нас так думали, и мы стараемся выглядеть иначе.
За последние годы мы старались развивать исследовательскую повестку: у нас появилось несколько принципиально новых направлений работы и публикаций, обновились научные школы, установились международные контакты. И только после этого мы начали заниматься обеспечением комфорта – общежитием, столовой и так далее.
— Тема развития брендов вузов в этом году впервые прозвучала на конференции "Тенденции развития образования". Можно ли считать, что интерес к этой теме среди педагогов и управленцев растет?
— Я думаю, да. Есть федеральный мониторинг вузов, есть рейтинги вузов, с которыми за последние 10 лет все уже смирились. Сейчас сравнение различных показателей успешности в рейтингах стало совершенно обыденной реальностью для каждого вуза.
Можно сказать, что занимаясь развитием бренда, мы "встали на лыжню", по которой дальше придётся ехать. По этому поводу будет еще много обсуждений, публикаций и дополнительных исследований.
Материал подготовлен в преддверии XVI Международной научно-практической конференции "Тенденции развития образования", которая пройдет в Москве с 14 по 16 февраля.