Российские вузы готовятся к приему абитуриентов, проводят дни открытых дверей и анонсируют образовательные программы. Как в 2019 году изменился целевой прием? На что опираться при выборе между академическим бакалавриатом, прикладным бакалавриатом или колледжем? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала проректор по учебно-методической работе Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ) Елена Весна.
- Елена Борисовна, какие вы видите тренды в предпочтениях абитуриентов и как эти тренды, на ваш взгляд, будут меняться в ближайшие годы?
- Ещё несколько лет назад для абитуриентов одним из определяющих факторов при выборе направления обучения была гарантия быстрого устройства на высокооплачиваемую работу.
Сегодня молодые люди предпочитают ориентироваться на более длительную жизненную перспективу, возможности профессионального роста и самореализации, значимые профессиональные результаты, обеспечивающие не только финансовую стабильность, но и личный вклад в развитие научных направлений, технологий, общества в целом. Словом, абитуриенты стали более амбициозными.
В ближайшие годы эта тенденция, скорее всего, сохранится, и спрос на направления и специальности, связанные с высокими технологиями, будет только расти.
- Какие есть возможности для призеров олимпиад? Иностранцев?
- Победители и призеры олимпиад школьников, входящих в утвержденный министерством перечень, как известно, при поступлении в вузы пользуются особыми правами: в случае успешной сдачи ЕГЭ по предмету олимпиады (не менее 75 баллов) вузы могут принять их без экзаменов или засчитать 100 баллов по предмету олимпиады.
Какие олимпиады засчитывать, а какие нет – каждый вуз определяет самостоятельно, со списками можно ознакомиться на сайтах приемных комиссий. Иностранные абитуриенты - победители и призеры олимпиад также имеют преимущества при поступлении.
- Изменится ли в этом году целевой прием?
- Инициаторами и заказчиками целевого приема выступают предприятия и организации. Роль вузов – дать качественное образование по необходимым для заказчика направлениям и специальностям.
Важно отметить, что с этого года существенно меняется нормативная база и регламент целевого приема. Прежде всего, с 2019 года перечень направлений, по которым может осуществляться целевой прием, определяется не вузом и предприятием, а утверждается Правительством РФ. Повышается финансовая ответственность как студента за невыполнение учебного плана (отчисление) или отказ трудоустроиться после окончания вуза на предприятие заказчика, так и предприятия - в случае отказа трудоустроить выпускника.
На наш взгляд, наиболее перспективным и эффективным можно считать не столько целевой прием, сколько целевое обучение, когда организация заключает договор со студентом 3 или 4 курса на основании продемонстрированных им в ходе обучения профессиональных интересов и учебных результатов.
- Чем прикладной бакалавриат отличается от академического и что лучше выбрать абитуриенту?
- Прикладной и академический бакалавриат совершенно равноправны с точки зрения получения качественного образования. Если абитуриент планирует после окончания обучения сразу начать производственную деятельность, ему, видимо, имеет смысл идти на программы прикладного бакалавриата. Это позволит ему максимально быстро адаптироваться на рабочем месте.
Если он планирует продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре, заняться научной или преподавательской деятельностью, то ему следует выбрать академический бакалавриат.
Наш университет, НИЯУ МИФИ, предлагает и те и другие программы (как на головной площадке, так и в филиалах). Совместно с предприятиями Госкорпорации "Росатом", на региональных площадках НИЯУ МИФИ реализуются программы "дуального" образования, в рамках которых практические компетенции будущих молодых специалистов формируются прямо на предприятии.
- Чем, на ваш взгляд, приемная кампания НИЯУ МИФИ этого года будет отличаться от предыдущих? Есть ли новые льготы для абитуриентов?
- В 2019 году мы ожидаем увеличение количества абитуриентов, которые прошли предпрофессиональную инженерную подготовку: окончили инженерные классы, проходили инженерную (проектную) практику на базе МИФИ, в том числе, в центре компетенций Wordskills, готовились и успешно сдали предпрофессиональный экзамен, приняли результативное участие в инженерных олимпиадах и конкурсах, проектах на базе портала "ПроеКТОрия", в центре "Сириус", Кванториумах и так далее.
Наш университет поддерживает школьников, которые занимаются инженерной подготовкой, и предоставляет им определенные преференции при поступлении в рамках существующего порядка приема в вузы.
Год от года абитуриенты, имеющие реальные достижения в инженерной и проектной деятельности, получают все больше возможностей успешно пройти конкурс в наш университет. Так например, в 2019 году в портфолио абитуриента НИЯУ МИФИ впервые будут учитываться достижения во Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов Siemens, в Олимпиаде школьников "Технокубок", во Всероссийском конкурсе "IT ШКОЛА выбирает сильнейших".
Кроме того, с этого года дополнительные баллы в портфолио будут начисляться за прохождение демонстрационного экзамена, успешное окончание IT школы Samsung с защитой индивидуального проекта и другие достижения.
- Вы вводите новые программы бакалавриата и специалитета?
- Спектр новых программ довольно широкий. В 2019 году появились программы, ориентированные на новые тренды развития отраслей ("Мехатроника и робототехника", "Интеллектуальные информационные измерительные системы атомной отрасли", "Аддитивные технологии", "Информационная безопасность инженерии данных"), а также перспективные междисциплинарные научные направления ("Инновационные технологии ядерной медицины", "Нанотероностика").
В IT-направлениях новые программы, конечно же, связаны с цифровизацией всех секторов экономики: от ядерной отрасли до банковского сектора. Как правило, эти программы нацелены на подготовку к "профессиям будущего", то есть профессиям, которых сегодня еще нет, но они точно будут востребованы в ближайшей перспективе. Например, "проектировщик умного города", "архитектор дополненной реальности", "IT-криминалист", "специалист по альтернативным валютам" и другие.
- В структуру НИЯУ МИФИ входят не только институты, но и колледжи. Кому бы вы посоветовали туда поступать?
- Колледжи НИЯУ МИФИ входят в состав обособленных структурных подразделений (филиалов), находятся в городах расположения предприятий атомной отрасли и проводят подготовку специалистов, в основном, именно для этих предприятий.
Поступать в наши колледжи можно посоветовать тем ребятам, которые планируют в дальнейшем связать свою жизнь с атомной отраслью и работать на конкретном предприятии по профессии, требующей прикладных компетенций.
Уровень подготовки в колледжах при университете достаточно высокий. Студенты колледжей ежегодно становятся призерами и победителями соревнований WorldSkills отраслевого и всероссийского уровня. Выпускники делают блестящую карьеру на предприятиях.
Многие из них продолжают обучение в тех же филиалах, но уже на программах высшего образования. В этом случае они становятся уникальными и очень востребованными специалистами, сочетающими хорошую практическую и теоретическую подготовку.