Навигатор абитуриента

Победители олимпиад: нас никто не готовил, кроме родителей

Читать на сайте Ria.ru
Бессонные ночи, кипы прочитанных учебников и километры исписанных черновиков – цена заветного диплома победителя олимпиады школьников. Долгий и кропотливый процесс подготовки труден не только для ребят, но и для их родителей. А какова роль школы, органов управления образованием в развитии юных талантов? По мнению самих талантливых учеников, с которыми поговорил корреспондент "Социального навигатора", она близка к нулю.
Еще учась в десятом классе, Татьяна Резанова (г. Новочеркасск) победила на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Будущая призер этой олимпиады, ныне студентка МГИМО МИД России говорит: "Проблема заключалась в том, что во всем регионе я была одна".
Татьяна Резанова с дедушкой, Александром Ивановичем Резановым
Таких понятий как "сборы", "сборная региона" еще не было. Ее преподаватель по биологии выехать в Смоленск не могла: у неё был маленький ребенок на руках. Выручил школьницу дед, согласившийся стать сопровождающим. "Он поддерживал меня и настраивал на продуктивный лад", – делится студентка, вспоминая, как с утра "мы ходили на завтрак и покупали книжки в смоленском магазине".
Вновь именно дед, а не профессиональный тьютор или штатный ассистент, помогал ей уже на другой олимпиаде готовить исследовательский проект. Вместе снимали показатели с зеленых насаждений в черте города, определяли видовой состав.
Не надеясь на воспитателей и учителей, отец Регины Мухамадиевой (г. Уфа) начал заниматься кругозором дочери задолго до ее поступления в школу.
Это не выглядело как занятия. "Мы просто гуляли, и папа рассказывал обо всем: от истории до физики", – делится Регина.
На девочку, по ее словам, градом сыпались головоломки по типу классической задачи про козу, капусту и волка, которых Мазай собирается перевезти на двухместной лодке через реку. Основным стремлением отца, как она понимает сегодня, было пробудить в ней драйв к учебе.
Регина Мухамадиева с папой, Шамилем Мавлитовичем Мухамадиевым
"У него это хорошо получилось, потому что я до сих пор до одури люблю историю, а с математикой и физикой связала жизнь", – отмечает победительница олимпиад по математике, студентка НИУ "Высшая школа экономики".
Победитель олимпиад по физике, математике и информатике, студент МФТИ Глеб Лисененков из города Гусь-Хрустальный Владимирской области ценит в своих родителях, прежде всего, коммуникативные способности и умение быть полезными.
"Они всегда интересовались, как у меня дела и успехи, но чуть-чуть", – поясняет Глеб, подчеркивая значение чувства меры в отношениях между людьми. Именно поддержка родителей, по его признанию, не позволяла ЧСВ ("чувству собственной важности") амбициозного юноши взлетать до небес.
Глеб Лисененков (слева)
По словам выдающихся учеников, члены семьи не просто помогали им добрыми советами, умением разделить их тяготы и радости, но и деятельно организовывали их жизнь. Именно отец, по словам уроженки Уфы Регины Мухамадиевой, настоял на переводе четвероклассницы в другую школу, где у нее будет "все самое лучшее".
"Он поддержал перевод в СУНЦ МГУ (московскую школу-интернат имени А. Н. Колмогорова), оказывал гигантскую финансовую поддержку моих увлечений", – сообщила олимпиадница. Она добавила, что именно отец давал ей "необходимые душевные силы, которые помогли не бросить все и не вернуться домой".
Родители призёра Всероссийской олимпиады школьников по истории, студента МГИМО МИД России Виктора Кошель из Воронежа помогли 17-летнему парню прийти в себя после поражения на одном из интеллектуальных поединков.
Поворот не туда: почему олимпиадникам сложно выбрать профессию
"После этого потерял любое желание, и маме с папой пришлось возвращать меня в форму почти что в принудительном порядке", – говорит Виктор.
Вместе с отцом они составляли план подготовки к новым испытаниям, обсуждали задания. "Он покупал мне книги, водил на конференции, предлагал конкурсы, где я мог бы участвовать", – сообщает Виктор, прибавляя, что "мама тоже всячески мотивировала и поддерживала, разрешала даже школу пропускать, если это было необходимо".
В результате призёр олимпиады школьников "Ломоносов" (МГУ), "Высшая проба" (НИУ ВШЭ) и олимпиады МГИМО безгранично благодарен родителям за веру в успех, которую сын унаследовал от них.
Обсудить