Навигатор абитуриента

Колледжи не для троечников: конкуренция стимулирует развитие системы СПО

Читать на сайте Ria.ru
Среднее профессиональное образование (СПО) в России сегодня активно развивается. Все больше семей выбирают раннюю профессиональную подготовку для своих детей, не отказываясь при этом от планов на продолжение обучения в вузе. Как меняется ситуация с подготовкой кадров для производства? Как влияет на жизнь колледжей развитие чемпионатов профессионального мастерства? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор Сургутского политехнического колледжа, отличник профессионально-технического образования Российской Федерации Вадим Шутов.
- Вадим Николаевич, еще не так давно считалось, что в учреждения среднего профессионального образования идут учиться одни троечники. Можно ли утверждать, что ситуация изменилась в лучшую сторону?
- К сожалению, мнение о том, что колледж – это место для неудачников, которые не могут претендовать на высшее образование, до сих пор распространено.
На самом деле, конечно, это не так. Сегодня многие колледжи по материально-технической базе не уступают вузам, их популярность растет. К нам уже приходят поступать и отличники. К школах про них говорят, что они боятся сдавать ЕГЭ, но чего бояться ученику, у которого средний балл - 4,5 и выше?
Сегодня семьи могут выбирать разные образовательные траектории для детей. Преимущество колледжа в ранней специализации. Молодой человек уже в 15-16 лет начинает приобщаться к профессии. Это не закрывает ему дорогу к получению высшего образования. Вузы с большим удовольствием принимают выпускников СПО, потому что те многое знают и умеют, их проще учить и вести дальше, с ними можно выстраивать партнерские отношения.
С ростом популярности колледжей возникает другая проблема: теперь троечники не могут туда поступить. Родители ожидали, что их ребенок окончит девять классов, получит рабочую профессию и начнет работать, но эта схема перестает работать.
Говорят, что для таких молодых людей будут создаваться центры опережающей профессиональной подготовки, которые за полгода обучат их, дадут им какую-то квалификацию и направят их на производство. Но возьмут ли на производство несовершеннолетнего? Я сомневаюсь. Даже если так, то когда начнется массовый выпуск "краткосрочников", на работу возьмут одного из пяти. Куда же денутся остальные? Это тоже достаточно серьезная проблема.
Система профессионального образования должна быть гибкой, заявил Путин
- Сегодня все большее число учащихся колледжей начинают участвовать в чемпионатах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills. Как вы оцениваете эту тенденцию?
- Движение WorldSkills создает определенную конкурентную среду. Еще пять лет назад в пробном чемпионате было всего пять компетенций, наш колледж в участвовал в четырех из них, и в каждой мы заняли первое место. Тогда было видно, что у участников слишком разный уровень подготовки, и наши ребята даже не слишком радовались победе из-за отсутствия конкуренции.
Сейчас конкуренция между участниками возрастает, и уже в прошлом году она была очень сильной. В то же время, растет и конкуренция внутри колледжей за право участвовать в WorldSkills.
Третья хорошая тенденция – устанавливаются единые стандарты WorldSkills от Калининграда до Владивостока. В каждом регионе будет минимум одна базовая площадка для подготовки участников, оборудованная по мировым стандартам.
Конечно, и здесь есть свои проблемы. Возникла практика, когда для участия в чемпионатах руководители колледжей выбирают двух-трех человек, освобождают их от занятий и начинают натаскивать на результат. Помните, раньше у нас были такие спортсмены-"любители", которые числились слесарями на заводах, а на самом деле целыми днями гоняли мяч?
Конечно, трудно будет сравнить результаты того, кто готовится к чемпионату в свободное от учебы время, и того, кто фактически не учится, а занимается только подготовкой. Но я думаю, эта проблема со временем отпадет, потому что введение демонстрационного экзамена по многим компетенциям WorldSkills, даст реальную оценку уровню квалификации специалиста.
- Что дает учащимся победа в чемпионате?
- Каждый регион решает этот вопрос по-своему. В нашем регионе создается реестр победителей, чтобы работодатели могли их найти. Победителям и призерам выплачивается премия губернатора, часто дополнительные премии выплачивают учебные организации. В прошлом году для победителей и их наставников была организована стажировка в Южной Корее.
Но даже если бы премий и стажировок не было, ребята все равно продолжали бы участвовать в этих соревнованиях, интерес к ним достаточно серьезный.
"Ненужные профессии": кого и как надо готовить в России
- Сургутский политехнический колледж – один из крупнейших в России. Каким из направлений подготовки вы, как руководитель, довольны больше всего?
- Прежде всего, это транспорт, у нас достаточно хорошая учебная база. Еще у нас хорошо обучают всему, что связано с электрикой и автоматизацией технологических процессов производства. Ведь современный электрик должен уметь работать с контроллерами, программировать, знать системы "умный дом", "умный офис" и так далее. Наши ребята уже со второго курса начинают программировать и к четвертому курсу делают действительно интересные вещи.
У нас очень хорошая подготовка для сферы услуг – это общественное питание, все, что связано с торговлей, парикмахерское искусство. Сочетание хорошей базы и опытных кадров дает высокую результативность. Наши учащиеся регулярно становятся победителями и призерами разных конкурсов.
Также у нас тоже хорошая база для обучения IT-технологиям. Единственная проблема – дефицит кадров. Для хороших, квалифицированных специалистов в колледже уровень оплаты труда ниже, чем на производстве, плюс большой объем отчетной бумажной работы. Конечно, хотелось бы решить эту проблему, ведь мы должны готовить специалистов для цифровой экономики.
- Работодатели помогают вам в подготовке специалистов?
- За последние 7-8 лет работодатели повернулись к колледжу лицом. Раньше, в 1990-е годы, приходилось слышать: "Зачем вы нам нужны? Лучше я еще один самолет с вахтовиками закажу и решу все проблемы".
Но сегодня квалифицированные работники стали находить себе работу по месту жительства, а неквалифицированных возить нет смысла. Кроме того, на постоянного работника можно рассчитывать. Закончив рабочий день в пятницу, он знает, что в понедельник вернется и продолжит работу, чего не скажешь о тех, кто работает вахтами.
Еще один важный момент – недостаток людей на производстве молодого и среднего возраста, почти все токари и фрезеровщики – люди предпенсионного или пенсионного возраста. Предприятиям нужны молодые кадры, но, к сожалению, нет государственной политики, которая реально стимулировала бы их подготовку.
"Все профессии важны": а компьютерщики и сварщики еще и нужны
- Предприятия заказывают вашему колледжу подготовку сотрудников?
- Бывает, что предприятие помогает колледжу, берет на практику ребят и трудоустраивает их. Но нет механизма закрепления кадров. Выпускник колледжа прошел на предприятии хорошую практику, стал специалистом, пришел туда на работу, осмотрелся, увидел, что "за забором" заработная плата больше, уволился и работает на новом месте. Разумеется, после этого работодатели не хотят возиться с подготовкой кадров.
Раньше была система работы по распределению - не менее двух лет для выпускника системы СПО и трех лет – для выпускника вуза. Сейчас этого нет, и у работодателей нет серьезной заинтересованности в подготовке квалифицированных кадров.
Во многих странах предприятия, независимо от формы собственности, часть прибыли направляют в фонды, которые финансируют подготовку кадров. А когда подготовленных кадров много, возникает дефицит рабочих мест, и тогда уже специалисты стремятся к работодателям. Надеюсь, эта проблема со временем будет решена и у нас.
Обсудить
Рекомендуем