Новая ИТ-идеология. Цифровые кафедры меняют ход образования
"Перед образованием сейчас стоит важная задача – подготовить специалистов, которые способны решать различные задачи цифровой экономики. Процесс проектирования новых образовательных программ высшего образования, их согласование в различных ведомствах, внедрение в высшую школу, первый набор и первый выпуск студентов проходит длительностью 5–10 лет. В результате, к этому моменту многое кардинально меняется. Технологии уже другие, и у экономики иные задачи"
Дополнительные профессиональные программы, реализуемые в рамках проекта, позволяют за 1–2 года подготовить специалистов, способных решать задачи цифровой экономики.
К тому же там могут обучаться студенты как ИТ-направлений подготовки, так и студенты, чья будущая деятельность напрямую не связана со сферой технологий.
На данный момент более 100 вузов России реализовали у себя такие кафедры. Они формируются учебными заведениями самостоятельно. Так, например, в Саратовском государственном университете им. Н.Г.Чернышевского реализуются семь программ профессиональной переподготовки.
"Наш потенциал, с точки зрения исследовательских и ИТ-компетенций, позволил нам пойти по пути создания и реализации программ, которые не просто дадут студентам дополнительные знания в области цифровых технологий, но в целом повысят их междисциплинарный компетентностный уровень в условиях развития цифровой экономики"
Лекция в рамках проекта Цифровые кафедры в СГУ
"Обязательной частью химического образования является освоение компьютерных технологий. Они решают проблемы разного уровня сложности: от грамотной обработки и представления экспериментальных данных до изучения молекулярных систем методами квантовой химии и динамики. Сейчас методы машинного обучения стали мощным дополнительным инструментом, а иногда и обязательной составляющей исследований в области химии"
Она пояснила, что цифровые кафедры помогают при анализе сложных объектов и контроле на производственных линиях. Машинное обучение дает возможность для глубокого понимания процессов и помогает при планировании эксперимента.
"Акцент обучающей программы – на работе с базами данных и на изучении технологической платформы известной российской компании, используемой для автоматизации учета ресурсов предприятий, организаций и учреждений. Наглядным примером для студентов может стать информационная система нашего вуза"
По словам эксперта, главная задача программы – помощь студентам в освоении цифровых инструментов, необходимых для будущих экономистов, юристов, финансистов, специалистов гостиничного сектора, историков, архивариусов.
В ходе практических занятий студенты в командах моделируют все стадии создания ИТ-компании и коммерциализации продукта от этапа генерации идей, тестирования концепции, разработки финансовой модели, бизнес-плана и стратегического анализа до вывода продукта на рынок.