Рейтинг@Mail.ru
Новая ИТ-идеология. Цифровые кафедры меняют ход образования - РИА Новости, 30.11.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Слияние квантовых и IT-технологий произведет революцию в цифровом мире
Ноутбук
Девушка работает за компьютером

Новая ИТ-идеология. Цифровые кафедры меняют ход образования

"Ищем сотрудника со знанием ИТ-технологий". Еще несколько лет назад такое требование редко встречалось в вакансиях, а сейчас оно подразумевается фактически по умолчанию. Отвечая вызовам времени меняется и высшее образование. Теперь ИТ можно дополнительно изучать в вузе на особых цифровых кафедрах. В том, как работает эта инновация, разбирались РИА Новости с сотрудниками Саратовского государственного университета.
Не кафедра в прямом понимании
"Цифровые кафедры" – это федеральный проект по реализации программ переподготовки в области информационных технологий. Проект реализуется вузами-участниками программы Минобрнауки России "Приоритет-2030". Он направлен на получение студентами дополнительной квалификации по ИТ-профилю параллельно с освоением основной специальности. Обучаясь на программах цифровых кафедр, студенты осваивают сквозные компетенции в области программирования и создания ИТ-продуктов, искусственного интеллекта и машинного обучения, стратегического управления, основанного на данных веб-дизайна и многое другое.

"Перед образованием сейчас стоит важная задача – подготовить специалистов, которые способны решать различные задачи цифровой экономики. Процесс проектирования новых образовательных программ высшего образования, их согласование в различных ведомствах, внедрение в высшую школу, первый набор и первый выпуск студентов проходит длительностью 5–10 лет. В результате, к этому моменту многое кардинально меняется. Технологии уже другие, и у экономики иные задачи"

Руководитель проекта Цифровая кафедра СГУ, доцент кафедры информатики и программирования Елена Кудрина
Елена Кудрина
руководитель проекта "Цифровая кафедра" СГУ, доцент кафедры информатики и программирования

Дополнительные профессиональные программы, реализуемые в рамках проекта, позволяют за 1–2 года подготовить специалистов, способных решать задачи цифровой экономики.

К тому же там могут обучаться студенты как ИТ-направлений подготовки, так и студенты, чья будущая деятельность напрямую не связана со сферой технологий.

Профессионально понимая предметную область, такие студенты способны обеспечить автоматизацию производственных процессов и повысить эффективность работы предприятий, организаций и учреждений, а также минимизировать их риски и выстроить новые траектории развития.
"Таким образом, проект "Цифровые кафедры" – это новая глобальная идеология подготовки специалистов. У нас нет возможностей медлить, мы должны совершать высокотехнологический прорыв уже сейчас", – сообщила Кудрина.
Развитие во всех сферах

На данный момент более 100 вузов России реализовали у себя такие кафедры. Они формируются учебными заведениями самостоятельно. Так, например, в Саратовском государственном университете им. Н.Г.Чернышевского реализуются семь программ профессиональной переподготовки.

"Наш потенциал, с точки зрения исследовательских и ИТ-компетенций, позволил нам пойти по пути создания и реализации программ, которые не просто дадут студентам дополнительные знания в области цифровых технологий, но в целом повысят их междисциплинарный компетентностный уровень в условиях развития цифровой экономики"

Куратор цифровых кафедр СГУ Сергей Удалов
Сергей Удалов
Куратор цифровых кафедр СГУ, начальник Учебного управления СГУ
Как отмечают эксперты СГУ, знания в сфере современных технологий актуальны для многих профессий.
Например, изучение возможностей технологических платформ по автоматизации производства будет полезно специалистам по кадровому учету и бухгалтерам, специалистам по делопроизводству и архивному делу, специалистам по учету ресурсов предприятий и менеджерам, экономистам и финансистам, специалистам налоговых органов и юристам, то есть людям любой профессии, которая связана со структурированием больших объемов информации, ее визуализацией или подготовкой отчетов.
При этом ИТ-отрасли нужны не только программисты, но и специалисты по финансовому и стратегическому планированию и управлению проектами, которые связаны с разработкой нового программного обеспечения цифровых сервисов и информационных ресурсов. Востребованы специалисты, которые были бы готовы реализовать все стадии коммерциализации ИТ-продукта от генерации идей, тестирования концепции, бизнеса и стратегического анализа до тестового маркетинга и вывода продукта на рынок.
Синтез Python и химии
По мнению специалистов и студентов Саратовского государственного университета, инновация уже оказала значительное влияние на образование.

"Обязательной частью химического образования является освоение компьютерных технологий. Они решают проблемы разного уровня сложности: от грамотной обработки и представления экспериментальных данных до изучения молекулярных систем методами квантовой химии и динамики. Сейчас методы машинного обучения стали мощным дополнительным инструментом, а иногда и обязательной составляющей исследований в области химии"

Профессор СГУ Наталия Бурмистрова
Наталия Бурмистрова
руководитель программы "Ведение профессиональной деятельности на основе данных: программирование на Python в области химии", профессор кафедры общей и неорганической химии СГУ

Она пояснила, что цифровые кафедры помогают при анализе сложных объектов и контроле на производственных линиях. Машинное обучение дает возможность для глубокого понимания процессов и помогает при планировании эксперимента.

Изучение структуры вещества
Изучение структуры вещества
По словам эксперта, студенты изучали Python и машинное обучение не только в теории, но и на практике.
"Для некоторых студентов машинное обучение является частью научной работы, ребята проявляют интерес и стараются максимально полно применять новые знания. Кроме того, интерес студентов обусловлен и значительным влиянием систем искусственного интеллекта на нашу жизнь. В связи с этим понимание возможностей и рисков, связанных с повсеместным использованием машинного обучения, также является немаловажным", – подчеркнула Бурмистрова.
Есть положительные результаты: студенты первого выпуска цифровой кафедры СГУ уже трудоустроены по профилю.
Детективная химия
Одной из трудоустроенных выпускниц кафедры стала Кристина Мусина, которая работает судебным экспертом в лаборатории судебной экспертизы.
"Достаточно часто моей задачей является расследование дорожно-транспортных происшествий. Как правило, определение скрывшегося с места происшествия участника ДТП. Для этого требуется идентифицировать лакокрасочные материалы с помощью инфракрасной спектроскопии и выявить отличия визуально. Иногда этого недостаточно, и мы используем как раз методы машинного обучения, которые базируются на математических основах и исключают субъективную оценку эксперта", – поделилась опытом использования ИТ в профессии Мусина.
Машинное изучение процессов
Машинное изучение процессов
Она положительно отозвалась о программе и порекомендовала студентам не упускать возможность применить свои знания на практике.
"Я бы рекомендовала всем студентам пройти обучение на цифровых кафедрах, так как в настоящее время идет внедрение технологий в различные сферы жизни. Кадры, владеющие такими навыками, более востребованы для работодателей", – дополнила она.
Мир данных
О технологиях в СГУ рассказывают и будущим специалистам по бухгалтерскому, налоговому и кадровому учетам. Их обучают программированию и конфигурированию корпоративных информационных систем.

"Акцент обучающей программы – на работе с базами данных и на изучении технологической платформы известной российской компании, используемой для автоматизации учета ресурсов предприятий, организаций и учреждений. Наглядным примером для студентов может стать информационная система нашего вуза"

Доцент кафедры информатики и программирования Любовь Кабанова
Любовь Кабанова
руководитель программы "Программирование и конфигурирование корпоративных информационных систем", доцент кафедры информатики и программирования СГУ

По словам эксперта, главная задача программы – помощь студентам в освоении цифровых инструментов, необходимых для будущих экономистов, юристов, финансистов, специалистов гостиничного сектора, историков, архивариусов.

Войти в айти
В мире динамично развивающихся технологий студентам ИТ-профиля важно проявить в работе навык ведения проектов. В СГУ в этом им помогает программа "Финансы и стратегическое управление ИТ-проектами".
"Главная цель – получение студентами дополнительных к основному образованию профессиональных компетенций для ведения проектно-технологической деятельности в сфере финансового и стратегического планирования в отрасли", – сообщила руководитель программы "Финансы и стратегическое управление ИТ-проектами" Анна Фирсова.

В ходе практических занятий студенты в командах моделируют все стадии создания ИТ-компании и коммерциализации продукта от этапа генерации идей, тестирования концепции, разработки финансовой модели, бизнес-плана и стратегического анализа до вывода продукта на рынок.

Студент на занятии в Умном классе СГУ
Студент на занятии в "Умном" классе СГУ
В вузе реализуются "деловые игры" с представителями разных ИТ-компаний, на которых студенты могут более подробно изучить, как устроена работа изнутри.
"Обучение по программе позволит студентам познакомиться с актуальными подходами к управлению проектами и овладеть навыками реализации финансовых и стратегических инициатив. Этот опыт усилит полученные компетенции и позволит студентам стать более конкурентоспособными в условиях информационной экономики", – подытожила Фирсова.
СГУ – участник российской государственной программы поддержки университетов "Приоритет-2030" национального проекта "Наука и университеты".
Исследование на компьютере
IT-технологии в исследовании структуры металлов и сплавов
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала