https://na.ria.ru/20230202/reyting-1849081010.html
Рейтинги потеряли смысл? Эксперты обсудили новые подходы к оценке вузов
Рейтинги потеряли смысл? Эксперты обсудили новые подходы к оценке вузов - Навигатор абитуриента РИА Новости, 02.02.2023
Рейтинги потеряли смысл? Эксперты обсудили новые подходы к оценке вузов
Руководители российских вузов и эксперты в области высшего образования обсудили кризис систем рейтингования университетов и варианты развития систем оценки... Навигатор абитуриента РИА Новости, 02.02.2023
2023-02-02T03:00
2023-02-02T03:00
2023-02-02T12:34
навигатор абитуриента
общество
россия
синергия
южный федеральный университет
москва
рейтинг вузов
уральский федеральный университет
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/02/01/1848942323_0:159:3078:1890_1920x0_80_0_0_26669f2d716943e0ee38fcb86f9a92ec.jpg
МОСКВА, 2 фев — РИА Новости. Руководители российских вузов и эксперты в области высшего образования обсудили кризис систем рейтингования университетов и варианты развития систем оценки вузов в будущем на круглом столе, который прошел в пресс-центре медиагруппы "Россия сегодня".Открывая дискуссию, руководители университета "Синергия" представили вниманию экспертного сообщества результаты научного исследования "Рейтинги университетов: продолжение развития". Ректор университета "Синергия" Артем Васильев рассказал о задачах, которые ставили перед собой авторы исследования."Российская система высшего образования включает в себя очень разные типы университетов — классические и узкоспециализированные, ориентированные на массовое и на элитарное образование, предпринимательские и цифровые. Поэтому формирование подходов к оценке таких университетов — достаточно сложная задача, очень важная, в том числе для развития системы высшего образования в стране", — отметил он.О результатах исследования рассказала его руководитель, проректор по исследовательской деятельности университета "Синергия" Надежда Полихина. По ее словам, ученые проанализировали более 40 рейтингов из различных стран, но основным предметом анализа были не рейтинги как таковые, а лежащие в их основе критерии оценки деятельности вузов."Что заставляет рейтинги развиваться и почему их анализ может быть полезным для выработки подходов к оценке университетов? Прежде всего, развитие рейтинга стимулирует трансформацию самих университетов, их развитие от модели 1.0 к модели 4.0. То есть, чем больше функций у университета, тем требуется больше критериев для оценки развития этих функций", — пояснила она.Полихина отметила, что для развития отечественной системы образования сегодня перед ее руководителями и экспертным сообществом стоят две основные задачи — развитие новых критериев оценки университетов с учетом динамики изменений, которые в них происходят, и формирование новых инструментов оценки в текущих реалиях и международной обстановке."В целом можно говорить о выработке подходов к новым различным моделям университетов. Необходимо оценивать все многообразие наших университетов, разрабатывать новые объективные критерии оценивания, создавать единую, сводную внутрисистемную оценку и развивать альтернативные меры для оценки развития университетов", — рассказала она.Директор направления "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина отметила, что сегодня в обществе сложилась уникальная ситуация с точки зрения взаимодействия вузов и работодателей."Минцифры и Минобрнауки России создают такие условия, чтобы представители экспертного и бизнес-сообщества и вузов "откалибровались" с точки зрения требований друг другу. Мы считаем, что участие работодателя в процессе обучения — это тот критерий, по которому необходимо оценивать вузы, чтобы гарантировать качество образования", — заявила она.Руководитель проекта "Национальный рейтинг университетов" Информационного агентства "Интерфакс" Алексей Чаплыгин также отметил, что оценка вузов работодателями — одна из наиболее адекватных оценок деятельности университетов по всем направлениям подготовки."Рейтинги должны вырастать из потребностей целевых аудиторий. /…/ Оценка образовательных программ совместно с профессиональными сообществами поможет преодолеть наметившийся кризис национальных и в какой-то мере международных академических рейтингов", — сообщил он.Президент Южного федерального университета Марина Боровская подчеркнула, что место в рейтинге для вуза — не самоцель, но важный показатель для принятия и поддержки управленческих решений."Во-первых, место в рейтинге позволяет вузу оттолкнуться от себя вчерашнего. Ты видишь, каким ты был, что произошло и какие усилия ты применил, чтобы поменять стратегию и двинуться с ней дальше. Во-вторых, рейтинг позволяет увидеть, в каком профессиональном сообществе ты находишься и насколько заданные тренды приняты тобой и этим сообществом. Рейтинг позволяет увидеть, насколько ты включен в актуальную повестку, и понять, какой запрос сегодня приходит в вуз от студентов", — рассказала она.Ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Наталья Трухановская предложила при составлении рейтингов соотносить достижения вуза с его утвержденной программой развития."У нас все вузы разные, и унифицировать шкалу их оценивания невозможно. Мы должны оценивать не сам вуз, а виды его деятельности с точки зрения тех задач, которые он должен решать. /…/ Если вуз решает задачи развития своего региона, давайте будем оценивать его с этой точки зрения", — подчеркнула она.Первый проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Даниил Сандлер вновь обратил внимание участников круглого стола на важность сотрудничества вузов с работодателями."На мой взгляд, они должны не просто откалибровать свои отношения, а взаимно проникать друг друга. Часть профессиональных дисциплин в университете должны читать представители работодателей, другого выхода нет. На сегодняшний день, на мой взгляд, наши вузы к этому уже вполне готовы", — заключил он.
https://na.ria.ru/20230201/reytingi-1848940456.html
https://ria.ru/20230125/obrazovanie-1847230560.html
https://ria.ru/20221124/vuz-1833985499.html
https://ria.ru/20230124/reytingi-1846904660.html
россия
москва
ростов-на-дону
екатеринбург
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/02/01/1848942323_174:0:2905:2048_1920x0_80_0_0_ce8ed3c5a44f8a0f93ee71d29cc5494d.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
навигатор абитуриента, общество, россия, синергия, южный федеральный университет, москва, рейтинг вузов, уральский федеральный университет, ростов-на-дону, екатеринбург, государственный институт русского языка им. а.с. пушкина, интерфакс
Навигатор абитуриента, Общество, Россия, Синергия, Южный федеральный университет, Москва, Рейтинг вузов, Уральский федеральный университет, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Интерфакс
МОСКВА, 2 фев — РИА Новости. Руководители российских вузов и эксперты в области высшего образования обсудили кризис систем рейтингования университетов и варианты развития систем оценки вузов в будущем на круглом столе, который прошел в пресс-центре медиагруппы "Россия сегодня".
Открывая дискуссию, руководители университета "Синергия" представили вниманию экспертного сообщества результаты научного исследования "Рейтинги университетов: продолжение развития". Ректор университета "Синергия" Артем Васильев рассказал о задачах, которые ставили перед собой авторы исследования.
"Российская система высшего образования включает в себя очень разные типы университетов — классические и узкоспециализированные, ориентированные на массовое и на элитарное образование, предпринимательские и цифровые. Поэтому формирование подходов к оценке таких университетов — достаточно сложная задача, очень важная, в том числе для развития системы высшего образования в стране", — отметил он.
О результатах исследования рассказала его руководитель, проректор по исследовательской деятельности университета "Синергия" Надежда Полихина. По ее словам, ученые проанализировали более 40 рейтингов из различных стран, но основным предметом анализа были не рейтинги как таковые, а лежащие в их основе критерии оценки деятельности вузов.
"Что заставляет рейтинги развиваться и почему их анализ может быть полезным для выработки подходов к оценке университетов? Прежде всего, развитие рейтинга стимулирует трансформацию самих университетов, их развитие от модели 1.0 к модели 4.0. То есть, чем больше функций у университета, тем требуется больше критериев для оценки развития этих функций", — пояснила она.
Полихина отметила, что для развития отечественной системы образования сегодня перед ее руководителями и экспертным сообществом стоят две основные задачи — развитие новых критериев оценки университетов с учетом динамики изменений, которые в них происходят, и формирование новых инструментов оценки в текущих реалиях и международной обстановке.
«
"В целом можно говорить о выработке подходов к новым различным моделям университетов. Необходимо оценивать все многообразие наших университетов, разрабатывать новые объективные критерии оценивания, создавать единую, сводную внутрисистемную оценку и развивать альтернативные меры для оценки развития университетов", — рассказала она.
Директор направления "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина отметила, что сегодня в обществе сложилась уникальная ситуация с точки зрения взаимодействия вузов и работодателей.
"Минцифры и Минобрнауки России создают такие условия, чтобы представители экспертного и бизнес-сообщества и вузов "откалибровались" с точки зрения требований друг другу. Мы считаем, что участие работодателя в процессе обучения — это тот критерий, по которому необходимо оценивать вузы, чтобы гарантировать качество образования", — заявила она.
Руководитель проекта "Национальный рейтинг университетов" Информационного агентства "Интерфакс" Алексей Чаплыгин также отметил, что оценка вузов работодателями — одна из наиболее адекватных оценок деятельности университетов по всем направлениям подготовки.
"Рейтинги должны вырастать из потребностей целевых аудиторий. /…/ Оценка образовательных программ совместно с профессиональными сообществами поможет преодолеть наметившийся кризис национальных и в какой-то мере международных академических рейтингов", — сообщил он.
Президент Южного федерального университета Марина Боровская подчеркнула, что место в рейтинге для вуза — не самоцель, но важный показатель для принятия и поддержки управленческих решений.
"Во-первых, место в рейтинге позволяет вузу оттолкнуться от себя вчерашнего. Ты видишь, каким ты был, что произошло и какие усилия ты применил, чтобы поменять стратегию и двинуться с ней дальше. Во-вторых, рейтинг позволяет увидеть, в каком профессиональном сообществе ты находишься и насколько заданные тренды приняты тобой и этим сообществом. Рейтинг позволяет увидеть, насколько ты включен в актуальную повестку, и понять, какой запрос сегодня приходит в вуз от студентов", — рассказала она.
Ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Наталья Трухановская предложила при составлении рейтингов соотносить достижения вуза с его утвержденной программой развития.
"У нас все вузы разные, и унифицировать шкалу их оценивания невозможно. Мы должны оценивать не сам вуз, а виды его деятельности с точки зрения тех задач, которые он должен решать. /…/ Если вуз решает задачи развития своего региона, давайте будем оценивать его с этой точки зрения", — подчеркнула она.
Первый проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Даниил Сандлер вновь обратил внимание участников круглого стола на важность сотрудничества вузов с работодателями.
"На мой взгляд, они должны не просто откалибровать свои отношения, а взаимно проникать друг друга. Часть профессиональных дисциплин в университете должны читать представители работодателей, другого выхода нет. На сегодняшний день, на мой взгляд, наши вузы к этому уже вполне готовы", — заключил он.