Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Неизвестный факультет: где на самом деле учился Кант
Путь гения Канта: неизвестный факультет, физика Ньютона, Суворов
Одному из самых известных в мире исследователей, имя которого носит российский вуз в Калининграде, скоро исполнится 300 лет. Практически вся его жизнь и мифологемы вокруг нее связаны с Кенигсбергским университетом (Альбертиной). На каком факультете учился Кант? Учил ли он Александра Суворова? Действительно ли преподавал только философию? Об этом и многом другом — в материале МИА "Россия сегодня", подготовленном при поддержке Балтийского федерального университета.
Начало пути. Заметили и рекомендовали
Значительную роль в жизни Канта сыграл доктор теологии Франц Альберт Шульц (1692-1763), который впоследствии также исполнял роль ректора Кенигсбергского университета. Мать Канта вместе со старшими детьми посещала занятия Шульца по Библии и его проповеди. Доктор Шульц часто бывал дома у своей слушательницы, заметил одаренность маленького Иммануила. Он рекомендовал отцу ребенка отправить сына в одну из лучших школ Кенигсберга, латинскую школу "Фридрихс-Коллегиум" (Collegium Fridericianum). Директором "Фридрихс-Коллегиум" был Шульц.
Поступил в университет "по квоте"
Профессор Шульц также содействовал его поступлению в Кенигсбергский университет, опираясь на норматив, предусмотренный основателем Кенигсбергского университета. Согласно этому нормативу, молодые люди из бедных семей, чьи способности внушают на надежду на то, что они принесут большую пользу государству, должны обучаться бесплатно. Став студентом, Иммануил покинул родительский дом, чтобы снять с отца часть материальных забот. Отныне он сам зарабатывал на жизнь уроками латинского языка.
Студенческая любовь. Раз и навсегда
Одним из главных событий студенческой жизни Канта была встреча с профессором Мартином Кнутценом. Мартин Кнутцен (1713-1751) был уроженцем Кенигсберга и выпускником этого университета, физиком и так же, как и Шульц, был учеником Христиана Вольфа, крупнейшего в то время немецкого философа. У Вольфа учился и Михаил Васильевич Ломоносов. Мартин Кнутцен был всего на десять лет старше Канта, но уже слыл известным ученым, который в атмосферу провинциального Кенигсбергского университета внес некоторое оживление. Молодой профессор первым начал преподавать физику Ньютона, познакомил начинающего философа с главным трудом Исаака Ньютона "Математические начала натуральной философии". Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Ньютоновская механика навсегда стала для Канта идеалом науки. Можно сказать, что целью Канта стало дать метафизике столь же прочные научные основания, какие Ньютон создал для точного естествознания. Таким образом, благодаря университетскому преподавателю Кант оказался на переднем крае науки своего времени.
Кант мог погибнуть на дуэли
Это было в молодые года Иммануила Канта. Однажды он прогуливался с друзьями в одном из садов Кенигсберга, и к ним присоединилась еще одна небольшая компания. Разговор зашел о политике, о событиях в Америке. Кант не упускал случая иронично и энергично высказаться о политике Англии. Его слова возмутили Джозефа Грина, который с резкими словами набросился на Канта. Но тот легко парировал замечания собеседника и сказал, что каждый народ имеет право принимать такие законы, которые соответствуют условиям и особенностям его страны. Джозеф Грин оказался вовлечен в мирную дискуссию, которая закончилась рукопожатием. С тех пор английский коммерсант, бывший всего двумя годами младше Канта, стал лучшим другом философа.
Неизвестный факультет. Можно только гадать
Точных данных, на каком высшем факультете учился Кант, не существует. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с малых лет. Для генезиса мировоззрения молодого Канта особенно интересны состояние философии и естественных наук в университете, поскольку именно их изучению Кант уделял наибольшее внимание.
Три диссертации за два года. Заслуженное признание
Все темы для диссертаций Кант выбирал в соответствии с конкурсами, которые объявляла Берлинская академия наук, то есть он выбирал актуальные в то время темы исследований.
Одна из них — на звание магистра — была защищена в июне 1755 года и посвящена проблеме огня. Интересно, что профессор Теске, который курировал исследование молодого Канта, не просто дал работе высокую оценку, но и сделал ее своего рода пособием для студентов. Подобно Гераклиту, у которого огонь был первоначалом, диалектически "одушевляющим" мир, Кант пытается дать трактовку феномену огня в естественнонаучном и одновременно философском ключе. Но эта ранняя работа не оставила большого следа в истории философии и в жизни самого Канта.
В сентябре 1755 год он защищает вторую диссертацию под названием "Новое освещение первых принципов метафизического познания". После этой защиты Кант приобрел право преподавать в университете как приват-доцент. Но приват-доценты вели занятия без регулярной оплаты, полагаясь только на небольшую плату от студентов. Поэтому одновременно с работой в университете нужно было зарабатывать на жизнь. Кант стал работать помощником библиотекаря в Замковой библиотеке. Это была престижная должность, поскольку допускался на нее только преподаватель университета с хорошей репутацией.
В 1756 году им написана третья, "габиталиционная", диссертация — "Физическая монадология". Защитив ее, Кант получил право стать университетским профессором. Но должности профессора еще надо было ждать и добиваться. Для Канта ожидание растянулось на пятнадцать лет. Только в 1770 году он стал профессором Кенигсбергского университета. Положение профессора университета было чрезвычайно почетным и обеспеченным.
Не философией единой. Профессор широкого профиля
В Кенигсбергском университете Кант преподавал много разных дисциплин. Став преподавателем, он читал студентам курсы не только философии, но и математики, медицины, физической географии. В этом не было ничего необычного: университет давал своим выпускникам разностороннюю подготовку и добротные знания.
Спас танцевальные вечера в университете
К 1780-м годам в Кенигсбергском университете студенты увлеклись устройством танцевальных вечеров. Собравшиеся слушали музыку, которую исполнял небольшой приглашенный оркестр, общались, танцевали. Людям старой закалки, помнившим суровые предписания короля Фридриха Вильгельма I, разделявшего искусство на бесполезное (театр) и вредное (музыка), эти студенческие увеселения представлялись весьма неприличными, недостойными будущих правоведов, врачей, а то и священников. Поэтому обратились к руководству университета, а руководство поинтересовалось мнением профессора Канта. И он ответил: "Я присоединяюсь к мнению экстраординарного профессора физики о том, что поведение наших студентов, которые были устроителями балов, заслуживает самой высокой оценки. Контакты с представителями других сословий способствуют известной шлифовке общения, что также может быть причислено к целям университетского образования". Танцевальные вечера были спасены.
Преподавание. Без улыбки, но "с огоньком"
Кант был весьма популярным лектором — его аудитории всегда были заполнены. На лекциях философ часто демонстрировал так называемый "сухой юмор". Его редко видели улыбающимся, даже во время смеха аудитории от его собственных шуток.
Людвиг Боровски, ученик и биограф Канта, отмечал, что Кант вел свои занятия в стиле "свободного рассуждения", часто шутил, но не позволял себе "сальностей, которыми некоторые другие преподаватели пытаются оживить свою речь". "От меня, — неизменно повторял он своим ученикам, — вы должны учиться не философии, но — философствовать; не просто повторять мысли, но думать".
Один из первых идеологов международного права и международных организаций.
В 1784 году Иммануил Кант опубликовал статью "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане", в которой развил мысли о гражданском обществе, о союзе народов. В этом союзе, по убеждению философа, "каждое, даже самое маленькое государство, могло бы ожидать своей безопасности и прав не от собственных сил, а исключительно от великого союза народов".
Интересный факт:
Известный кантовед Арсений Гулыга предположил, что слушателями Канта (когда он давал частные уроки русским офицерам во время Семилетней войны в 1758-1762 годах) могли быть Григорий Орлов и молодой подполковник Суворов, но историческими документами это предположение не подтверждается. Во время Семилетней войны в 1758 году русские войска вошли в Кенигсберг, жители города присягнули на верность императрице Елизавете. Кант был беден и читал частным порядком русским офицерам лекции по математике, фортификации и пиротехнике. Но Александр Суворов был в Кенигсберге только три дня и Канта, конечно, не слушал. А свидетельства об интересе Григория Орлова к лекциям отсутствуют. Однако, по-видимому, знакомство двух великих людей — Канта и Суворова — было не шапочным. Об этом говорит тот факт, что Кант рекомендовал студента-немца на службу в русскую армию. Письмо, направленное А. В. Суворову, не только возымело действие, но молодой человек стал адъютантом самого Суворова. Трудно представить, что Кант написал письмо незнакомому человеку, а тот вдруг взял чужестранца к себе в адъютанты, ведь многие русские офицеров мечтали служить рядом с Суворовым.
Наследие. Кант в наши дни
Во всем мире Кант наиболее обсуждаемый философ — и его значение далеко не только историческое. Ни один другой философ так основательно не размышлял о теме, которая находится и должна находиться в центре человеческого самовыражения, — о разуме.
В апреле 2024 года в Калининграде на базе БФУ им. Канта пройдет XIV Международный Кантовский конгресс. В столетней истории Кантовских конгрессов этот будет первым, который состоится в России. Его название — "Мировое понятие философии. Иммануил Кант 1724–2024".
Как объяснял сам ученый, философия — это не завершенная доктрина, а рациональная деятельность, которая всегда должна начинаться заново, руководствуясь интересом к тому, какие из положений можно отстаивать как истинные и важные, а в чем концепции нуждаются в критике или исправлении.
Источники:
История философии. Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. —. М.: Академический Проект: 2008.
Круглов А.Н. Философия Канта в России в конце XVIII — первой половине XIX веков. М.: "Канон +" РООИ "Реабилитация", 2009.
Кузнецова, И. С. Иммануил Кант. — 2-е изд., доп. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013.
Мотрошилова Н.В. - История философии: Запад—Россия—Восток. Книга вторая: Философия XV-XIX вв. М.: "Греко-латинский кабинет" Ю. А. Шичалина, 1996
https://kantiana-old.kantiana.ru/university/univ-filosofiya-kanta/zhizn-kanta/zhizn-kanta.php
Фотографии предоставлены пресс-службой Балтийского федерального университета
МИА "Россия сегодня", 2021 год
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
В Минобрнауки рассказали о международном студенческом кибертурниреВ НИЯУ МИФИ открылся студенческий чемпионат Future Skills Team ChallengeЭксперты обсудят вопросы лингвистического образования в РУДНМинобрнауки обновит перечень специальностей высшего образованияФинал V Межвузовского чемпионата "Молодые профессионалы" стартует в декабреРоссия-2030. В Москве обсудили задачи конкурса лучших молодых инженеров"Учим русский, поем Пугачеву": иностранные студенты о российских вузахОнлайн-конференция иностранных студентов российских вузовВсероссийский инженерный конкурс – взгляд за горизонт 2030Шмелева: абитуриенты должны иметь равные условия подачи документов в вузыНовые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта"Дневник ученого в карантине" стал финалистом конкурса "За верность науке"Чернышенко заявил об увеличении бюджетных мест в вузах по направлениям ИИВ России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 годЧернышенко: вузы, получившие мегагранты, будут вводить новые специальностиФальков: отказ от программ бакалавриата и магистратуры пока не планируетсяМГУ возглавил репутационный рейтинг RUR по РоссииСвобода выбора. Зачем вузы развивают индивидуальное обучениеТысяча студентов поборются за победу в конкурсе "Твой Ход"Техника на грани искусства: омское образование ищет новые пути развития