Рейтинг@Mail.ru
Академик Сойфер: дорога в космос лежит через "Артек" - Навигатор абитуриента РИА Новости, 29.04.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента - РИА Новости, 1920
Навигатор абитуриента

Академик Сойфер: дорога в космос лежит через "Артек"

© Фото : Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. КоролеваАкадемик Российской академии наук, президент Самарского университета им. Королёва Виктор Александрович Сойфер
Академик Российской академии наук, президент Самарского университета им. Королёва Виктор Александрович Сойфер - РИА Новости, 1920, 29.04.2021
МОСКВА, 29 апр — РИА Новости. В Международном детском центре "Артек" проходит финал Всероссийского конкурса юных инженеров-исследователей "Спутник". Каким должен быть университет будущего, чтобы выпустить грамотных специалистов? Что важно для работников науки? Об этом артековцам из медиаотряда детского лагеря "Озерный" рассказал советский и российский ученый, академик РАН, президент Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Виктор Сойфер.
— В "Артеке" стартовал финал Всероссийского конкурса юных инженеров-исследователей с участниками из других стран — "Спутник". Какие возможности открывает этот конкурс для участников проекта?
— Во-первых, проверить свои силы — это самое главное. Еще очень важно выиграть в этом конкурсе. Победа дает определенные бонусы при поступлении в университет, но прежде всего, я назвал бы моральное удовлетворение.
— Университет будущего — каким вы его представляете?
— Вот чего нам не хватает, так это кампусов. Ведь студенческие годы — это не только получение знаний, это годы общения, занятий спортом и видами художественной самодеятельности.
Профессии, зарплаты, вузы: навигатор абитуриента 2021 - РИА Новости, 1920, 07.04.2021
Профессии, зарплаты, вузы: навигатор абитуриента 2021
К сожалению, многие наши университеты грешат тем, что, давая хорошие, прочные знания, они не дают возможности молодым людям проявить себя в спорте, в творчестве, а для этого нужны кампусы. Я считаю, что в каждом университете должен быть студенческий театр, плавательный бассейн, сообщества по интересам. Нужно общаться вживую, а не в интернет-группах.
— Самарский университет занимается исследовательской деятельностью. На ваш взгляд, про науку должны рассказывать педагоги или ученые?
— Есть такое понятие, как научно-педагогический работник. Человек, который перестает заниматься наукой, перестает вызывать интерес, видно, что он остановился. Человек должен развиваться. У меня много учеников, и у каждого из них я чему-то учусь, а также стараюсь заниматься тем, что мне интересно. Это не всегда то, чем я раньше занимался. Когда человек прогрессирует, ищет что-то новое, это всегда заметно для тех, кого учишь. Видно, что глаза горят и дело идет. А просто сухо отчитывать лекцию за лекцией из года в год не надо.
— Какое исследование на базе вашего университета можно считать самым перспективным для будущего России?
— Космос. Наш Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, который был сначала Куйбышевским авиационным институтом, с 1958 года включен в космическую программу, которая раньше была секретной. В ее рамках постепенно появилось очень много направлений, связанных с космосом. Поэтому космос, собственно говоря, то, для чего существует наш университет.
Корабль Союз пристыкованный к МКС - РИА Новости, 1920, 09.12.2019
60 лет - полет нормальный: что делают российские вузы в космосе
— С какими проблемами сталкиваются сегодня инженеры-исследователи?
— Проблема отсутствия оборудования, которое нам необходимо: у нас очень большое отставание по научным приборам в стране, на десять лет практически. Нет в достаточном количестве ни лазеров, ни материалов, ни препаратов, что особенно важно для биологов. Головы у нас хорошие, но эта нехватка толкает исследователей уезжать.
— На ваш взгляд, какая наука в нашей стране наиболее применима в области искусственного интеллекта?
— Математика. Потому что математика — это мать всех наук. Но не будем забывать, что есть еще и физика, физика — это отец.
Откровения молодых ученых: чем сегодня живет российская наука? - РИА Новости, 1920, 05.01.2021
Откровения молодых ученых: чем сегодня живет российская наука?
— Есть ли разница в изучении искусственного интеллекта у российских и зарубежных ученых?
— Смотря в каких направлениях. Наши математики очень много сделали для развития искусственного интеллекта, и база для него часто является достижением российских ученых. В частности, алгебраические основы были созданы академиком Юрием Журавлевым, нейропроцессами занимались Поспеловы — Гермоген Сергеевич и Дмитрий Александрович.
Другое дело, что многие поразъехались. Как всегда, в России с компьютерной техникой, конечно, отстали по политическим соображениям, поскольку в 50-е годы кибернетику объявили лженаукой и стали преследовать всех, кто ей занимается.
— Кто занимает лидирующую позицию в этой научной области?
— Наши первые вычислительные машины БЭСМ были полностью конкурентоспособны западным. Это был конец 40-х. Приведу один пример. В 1949 году, когда проводили испытания ядерной бомбы, наши ученые уже управляли беспилотным самолетом с Земли. Он приземлился и забрал за борт газы, которые образуются при взрыве атомной бомбы. Это было, представьте себе, 70 с лишним лет назад.
Также наш автоматический аппарат "Буран", он взлетел и благополучно приземлился, целиком в исправном состоянии. Это говорит о том, что наши математики даже при достаточно слабом уровне элементной базы, смогли создать такие алгоритмы, которые позволили реализовать грандиозные проекты. Но на сегодняшний день, если мы в чем-то и отстаем, то в области вычислительной техники. Китай больше всего рвется в область высоких технологий, понимает, что искусственный интеллект требует материальных вложений.
— Почему страны не объединяются для изучения искусственного интеллекта?
— Страны тоже объединяются: ведь постоянно проходят конференции по искусственному интеллекту, идет обмен мнениями. У нас уже давно применяется искусственный интеллект, например, в беспилотных летательных аппаратах, покрытии Земли сетью дистанционного зондирования. На конференциях всегда обсуждаются научные вопросы, но обычно на них обсуждается все, кроме ноу-хау.
Авторы: Мария Худошина, Виктория Скрыпник
Интел - РИА Новости, 1920, 19.04.2021
Как искусственный интеллект меняет образование
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала