https://na.ria.ru/20210215/urfu-1597006796.html
"Потратили больше обычного": как университеты выходят из дистанта
"Потратили больше обычного": как университеты выходят из дистанта - Навигатор абитуриента РИА Новости, 15.02.2021
"Потратили больше обычного": как университеты выходят из дистанта
Сколько процентов учебной нагрузки должно приходиться на дистант, а сколько – на очное образование? Об этом в интервью РИА Новости рассказал ректор Уральского... Навигатор абитуриента РИА Новости, 15.02.2021
2021-02-15T09:00
2021-02-15T09:00
2021-02-15T09:00
общество
уральский федеральный университет
виктор кокшаров
навигатор абитуриента
про профобразование. эксклюзивно
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/0b/1596996817_0:114:3071:1842_1920x0_80_0_0_a2c296b03254dfce544cdce052c9ca19.jpg
МОСКВА, 15 фев - РИА Новости. Сколько процентов учебной нагрузки должно приходиться на дистант, а сколько – на очное образование? Об этом в интервью РИА Новости рассказал ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) Виктор Кокшаров.‒ Виктор Анатольевич, вы 10 лет руководите главным вузом Урала, и, наверное, вас уже сложно чем-то удивить. Пандемия и тотальный дистант удивили?‒ Это был огромный стресс для всей страны и для системы высшего образования, в частности. Мы не были готовы к этому психологически, но надо отдать должное, сумели быстро мобилизоваться. Нам помогло то, что УрФУ является одним из лидеров онлайн-образования в России. На платформе открытого образования у нас выложено 55 курсов, которые набрали более 300 тысяч слушателей по всему миру.Единственная сложность заключалась в том, чтобы четко определиться с технологической платформой для образовательного процесса. В итоге остановились на Microsoft Teams, перестроив все свои информационные ресурсы. В это было вложены немалые средства, но сегодня наша система позволяет одномоментно и без сбоев проводить занятия с участием более 5 тысяч человек.Сейчас уже все настолько привыкли в дистанту, что, как показывают наши опросы в социальных сетях, более 60 процентов студентов хотят оставить эту форму обучения. Однако мы считаем, что образование "лицом к лицу" все же необходимо, особенно там, где требуются лабораторные работы и семинары. Студенту нужно общаться с преподавателем, осваивать оборудование, руками создавать продукт.По факту с 15 февраля мы переходим на смешанную форму обучения.‒ Вы выявили для себя идеальную формулу для смешенного обучения? Сколько процентов учебной нагрузки должно приходиться на дистант, а сколько – на очное образование?‒ На мой взгляд, идеальная формула такова: 60 процентов ‒ очное обучение, 40 процентов ‒ дистант, причем дистант, включающий в себя не только онлайн-лекции, но и серьезную работу с электронными ресурсами, виртуальными индивидуальными тренажерами, электронными учебниками и пр. Мы задействуем не только ресурсы нашего университета, но другие образовательные платформы, включая зарубежные. Мало того, что это удобно, это позволяет охватывать большие массы людей и более широко реализовывать индивидуальные образовательные траектории.Пока по такой формуле в экспериментальном режиме у нас работает отдельно взятый институт, где мы даем студентам не только право выбора определенных модулей или уровней сложности, но даже в базовом ядре на первом курсе им предоставляется возможность самим выбирать уровень сложности программы и скорость ее прохождения. Это важно, потому что абитуриенты все разные: кто-то приходит из сельских школ, кто-то из продвинутых лицеев; нельзя всех разом встраивать в единый курс ‒ кто-то не дотянет, а кто-то потеряет интерес.‒ Не будет ли дистанционный формат негативно влиять на качество высшего образования?‒ Если курс построен правильно, то качество обучения будет только выше. На разработку добротного онлайн-курса нужны большие деньги ‒ от 1 до 2 млн рублей. Курс должен быть насыщен серьезным вспомогательным материалом. Зачастую он становится более интересным и результативным, чем живая лабораторная работа.Как можно изучить металлургические процессы, которые происходят в домнах или мартенах? С помощью виртуальных тренажеров это можно сделать, задав самые разные параметры. При этом никакой реальной аварии, естественно, не произойдет. ‒ В УрФУ есть студенты, которые продолжают требовать частичного возврата средств за коммерческое обучение? Как решается этот вопрос?‒ Таких студентов у нас было 20 человек. Их основной аргумент ‒ университет на нас экономит. Мы собрали этих студентов и буквально на конкретных цифрах показали, что мы не только не экономим, а напротив ‒тратим больше. Так 180 млн рублей было потрачено в прошлом году на совершенствование информационных систем, закупку нового оборудования, новых программ, на дезинфекционные мероприятия.Да, мы сэкономили на коммунальных расходах 9 млн руб, но эта экономия сразу была перекрыта другими тратами. Мы закупили 5 500 литров антисептиков, 600 тысяч медицинских масок, дорогие термометры, позволяющие одномоментно проверять температуру сразу у 20 человек.Плюс ко всему, есть постоянные расходы. Мы не можем разморозить университет и общежития, оставив их без тепла и электричества.‒ Как прошла зимняя сессия? Кого-нибудь отчислили? Или все-таки преподаватели "сделали скидку" на новый формат обучения?‒ Да, после зимней сессии у нас будут отчисленные студенты. У них масса накопленных долгов еще с допандемических времен. У них просто нет желания учиться. Какая здесь может быть скидка? Требования ко всем одинаковые.‒ Каковы главные научные итоги УрФУ 2020 и основные задачи на 2021 год?‒ В 2020 году мы взяли на себя роль интегратора по реализации крупных научно-технологических проектов. С Росатомом мы выполнили два очень крупных проекта по реакторам нового типа (жидко-соляным реакторам) и химическим методам переработки ядерного топлива. Общая сумма ‒ 500 млн рублей. Для того чтобы реализовать эти проекты, мы объединили большое количество соисполнителей, академических институтов, производственных предприятий.В этом году мы выходим на аналогичное сотрудничество с целым рядом других крупных организаций, в частности, в области цифрового инжиниринга. Второе крупное достижение – мы получили право на создание научно-образовательного центра мирового уровня в рамках нацпроекта "Наука и университет". Наш проект "Передовые производственные технологии и материалы" объединяет 58 крупных предприятий Челябинской, Курганской и Свердловской областей.Проект будет развиваться по нескольким направлениям. Одно из основных связано с аэрокосмическим комплексом: фактически речь идет о создании возвращаемой ракеты-носителя и удешевлении в десятки раз стоимости вывода на орбиту грузов (спутников и пр.).Еще одно крупное направление ‒ новые типы реакторов и переработка ядерного топлива. Технологии, которые мы отрабатываем, позволяют в 30 раз уменьшить срок полураспада высокорадиоактивного ядерного топлива и в несколько раз уменьшить срок его переработки. На мой взгляд, это позволит России на века закрепить лидерство в ядерной энергетике.
https://na.ria.ru/20201116/yagtu-1584121934.html
https://na.ria.ru/20201222/yargu-1590230175.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/0b/1596996817_287:0:3018:2048_1920x0_80_0_0_db58a59a2b7e47e4dbcde1e4a53e4d47.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, уральский федеральный университет, виктор кокшаров, навигатор абитуриента, про профобразование. эксклюзивно
Общество, Уральский федеральный университет, Виктор Кокшаров, Навигатор абитуриента, Про профобразование. Эксклюзивно
МОСКВА, 15 фев - РИА Новости. Сколько процентов учебной нагрузки должно приходиться на дистант, а сколько – на очное образование? Об этом в интервью РИА Новости рассказал ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (
УрФУ) Виктор Кокшаров.
‒ Виктор Анатольевич, вы 10 лет руководите главным вузом Урала, и, наверное, вас уже сложно чем-то удивить. Пандемия и тотальный дистант удивили?
‒ Это был огромный стресс для всей страны и для системы высшего образования, в частности. Мы не были готовы к этому психологически, но надо отдать должное, сумели быстро мобилизоваться. Нам помогло то, что УрФУ является одним из лидеров онлайн-образования в России. На платформе открытого образования у нас выложено 55 курсов, которые набрали более 300 тысяч слушателей по всему миру.
Единственная сложность заключалась в том, чтобы четко определиться с технологической платформой для образовательного процесса. В итоге остановились на Microsoft Teams, перестроив все свои информационные ресурсы. В это было вложены немалые средства, но сегодня наша система позволяет одномоментно и без сбоев проводить занятия с участием более 5 тысяч человек.
Сейчас уже все настолько привыкли в дистанту, что, как показывают наши опросы в социальных сетях, более 60 процентов студентов хотят оставить эту форму обучения. Однако мы считаем, что образование "лицом к лицу" все же необходимо, особенно там, где требуются лабораторные работы и семинары. Студенту нужно общаться с преподавателем, осваивать оборудование, руками создавать продукт.
По факту с 15 февраля мы переходим на смешанную форму обучения.
‒ Вы выявили для себя идеальную формулу для смешенного обучения? Сколько процентов учебной нагрузки должно приходиться на дистант, а сколько – на очное образование?
‒ На мой взгляд, идеальная формула такова: 60 процентов ‒ очное обучение, 40 процентов ‒ дистант, причем дистант, включающий в себя не только онлайн-лекции, но и серьезную работу с электронными ресурсами, виртуальными индивидуальными тренажерами, электронными учебниками и пр. Мы задействуем не только ресурсы нашего университета, но другие образовательные платформы, включая зарубежные. Мало того, что это удобно, это позволяет охватывать большие массы людей и более широко реализовывать индивидуальные образовательные траектории.
Пока по такой формуле в экспериментальном режиме у нас работает отдельно взятый институт, где мы даем студентам не только право выбора определенных модулей или уровней сложности, но даже в базовом ядре на первом курсе им предоставляется возможность самим выбирать уровень сложности программы и скорость ее прохождения. Это важно, потому что абитуриенты все разные: кто-то приходит из сельских школ, кто-то из продвинутых лицеев; нельзя всех разом встраивать в единый курс ‒ кто-то не дотянет, а кто-то потеряет интерес.
‒ Не будет ли дистанционный формат негативно влиять на качество высшего образования?
‒ Если курс построен правильно, то качество обучения будет только выше. На разработку добротного онлайн-курса нужны большие деньги ‒ от 1 до 2 млн рублей. Курс должен быть насыщен серьезным вспомогательным материалом. Зачастую он становится более интересным и результативным, чем живая лабораторная работа.
Как можно изучить металлургические процессы, которые происходят в домнах или мартенах? С помощью виртуальных тренажеров это можно сделать, задав самые разные параметры. При этом никакой реальной аварии, естественно, не произойдет.
‒ В УрФУ есть студенты, которые продолжают требовать частичного возврата средств за коммерческое обучение? Как решается этот вопрос?
‒ Таких студентов у нас было 20 человек. Их основной аргумент ‒ университет на нас экономит. Мы собрали этих студентов и буквально на конкретных цифрах показали, что мы не только не экономим, а напротив ‒тратим больше. Так 180 млн рублей было потрачено в прошлом году на совершенствование информационных систем, закупку нового оборудования, новых программ, на дезинфекционные мероприятия.
Да, мы сэкономили на коммунальных расходах 9 млн руб, но эта экономия сразу была перекрыта другими тратами. Мы закупили 5 500 литров антисептиков, 600 тысяч медицинских масок, дорогие термометры, позволяющие одномоментно проверять температуру сразу у 20 человек.
Плюс ко всему, есть постоянные расходы. Мы не можем разморозить университет и общежития, оставив их без тепла и электричества.
‒ Как прошла зимняя сессия? Кого-нибудь отчислили? Или все-таки преподаватели "сделали скидку" на новый формат обучения?
‒ Да, после зимней сессии у нас будут отчисленные студенты. У них масса накопленных долгов еще с допандемических времен. У них просто нет желания учиться. Какая здесь может быть скидка? Требования ко всем одинаковые.
‒ Каковы главные научные итоги УрФУ 2020 и основные задачи на 2021 год?
‒ В 2020 году мы взяли на себя роль интегратора по реализации крупных научно-технологических проектов. С Росатомом мы выполнили два очень крупных проекта по реакторам нового типа (жидко-соляным реакторам) и химическим методам переработки ядерного топлива. Общая сумма ‒ 500 млн рублей. Для того чтобы реализовать эти проекты, мы объединили большое количество соисполнителей, академических институтов, производственных предприятий.
В этом году мы выходим на аналогичное сотрудничество с целым рядом других крупных организаций, в частности, в области цифрового инжиниринга.
Второе крупное достижение – мы получили право на создание научно-образовательного центра мирового уровня в рамках нацпроекта "Наука и университет". Наш проект "Передовые производственные технологии и материалы" объединяет 58 крупных предприятий Челябинской, Курганской и Свердловской областей.
Проект будет развиваться по нескольким направлениям. Одно из основных связано с аэрокосмическим комплексом: фактически речь идет о создании возвращаемой ракеты-носителя и удешевлении в десятки раз стоимости вывода на орбиту грузов (спутников и пр.).
Еще одно крупное направление ‒ новые типы реакторов и переработка ядерного топлива. Технологии, которые мы отрабатываем, позволяют в 30 раз уменьшить срок полураспада высокорадиоактивного ядерного топлива и в несколько раз уменьшить срок его переработки. На мой взгляд, это позволит России на века закрепить лидерство в ядерной энергетике.