Рейтинг@Mail.ru
"Прививка технологиями": как изменятся университеты в результате пандемии - РИА Новости, 22.12.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента - РИА Новости, 1920
Навигатор абитуриента

"Прививка технологиями": как изменятся университеты в результате пандемии

© Фото : Ярославский государственный университет им. П.Г. ДемидоваРектор Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, доктор химических наук, профессор Русаков Александр Ильич
Ректор Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, доктор химических наук, профессор Русаков Александр Ильич - РИА Новости, 1920, 22.12.2020
МОСКВА, 22 дек - РИА Новости. Как пандемия и всеобщий дистант отразятся на очном процессе обучения в будущем? Об этом в интервью РИА Новости рассуждает ректор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, профессор Александр Русаков.
- Что вас, как ректора, особенно впечатляет во всей истории с коронавирусом?
- Больше всего меня впечатляет отношение к этой ситуации преподавательского корпуса и студентов. На университетских преподавателей, как и на учителей общего образования, легла огромная нагрузка. Многие из них совершили над собой неимоверные усилия, чтобы быстро перейти на новую форму работы – новую как в психологическом смысле, так и в содержательном, технологическом.
У наших сотрудников нет ни паники, ни замыкания в четырех стенах, они продолжают делать дело и достигать нужных показателей. Согласитесь, в этом есть определенное мужество. Впечатляет, что люди, которые всегда работали у доски перед большой аудиторией и читали лекции "face to face", под давлением обстоятельств, пусть даже не самых приятных, нашли свое место в новом технологическом укладе. По сути, произошла "Третья преподавательская революция".
Психологический слом и залповое внедрение технологий, на мой взгляд, будут иметь ощутимый эффект долгие годы. Это такая всеобщая "прививка" информационными технологиями.
- У студентов не будет "осложнений" после этой "прививки"?
- Я очень боялся, что произойдет разобщение студентов, особенно тех, кто недавно перешел из школы. Но благодаря тому, что все-таки весь сентябрь была очная учеба, они успели войти в социальный статус "нормального студента".
Сейчас многие ребята занимают в онлайне самую активную позицию. Это не эффект пандемии, а жизненные устремления: если человек хочет учиться, он будет это делать хоть очно, хоть заочно.
Лекции, переведенные в режим онлайн, допускают разное отношение: студент не растворяется в огромной аудитории, а учится сам, он даже может выключить экран и уйти. Я полагаю, что сейчас студенты приобретают очень ценный навык самодисциплины, у них меняется ощущение себя в образовательном процессе. При правильном развитии это многим пойдет на пользу и здорово поможет в дальнейшем очном обучении.
И.О. ректора Ярославского государственного технического университета Елена Степанова - РИА Новости, 1920, 16.11.2020
"Нет ни одной потеряшки": как ярославские студенты зашли в онлайн
- Что изменится в высшем образовании в технологическом плане?
- В будущем, видимо, произойдут сдвиги в планировании программ развития университетов, и технологический блок, о котором раньше говорили как о некой новелле, станет рутиной.
- Пандемия дала толчок к развитию каких-нибудь новых научных знаний и направлений?
- Некоторые наши биологи, обучающиеся в университете, специализируются на ПЦР-диагностике и стажируются на ярославских фармацевтических производствах, часть которых уже совсем скоро начнет выпускать вакцины от нового коронавируса.
Кроме того, в связи с пандемией мы немного перефокусировали наши исследования в психологии: акцент сделан на поведении человека в условиях неопределенности в длительных экстремальных ситуациях, которые не являются следствием производственных катастроф.
В жизни моего поколения такое происходит впервые: возникла глобальная угроза с изменением поведенческих стереотипов, зависящих как от целых сообществ, так и от самого индивидуума и технологий, с которыми он работает. Наука здесь отвечает на многие вопросы, от которых человек может впасть в панику. Наша задача - максимально снизить стрессовую нагрузку как на студентов и преподавателей, так и на общество в целом.
- ЯрГУ участвовал в программе опорных вузов. Что вам дал этот статус?
- Нам повезло. Мы попали в проект во вторую волну, попали с грантом. Были и такие вузы, которые получили статус, но почти не получили денег. Наше преимущество заключалось в том, что мы смогли реально выделить определенные ресурсы именно на развитие, а не на поддержку существующих процессов.
При этом очевидно, что во всех вузах, участвующих в проекте, произошел тектонический сдвиг - перезагрузка взаимодействия с регионом. Сама идея проекта заключается в том, чтобы опорные вузы участвовали в стратегическом развитии территорий РФ. Для нас было принципиальным, что программа развития Демидовского университета была "вписана" в программу социально-экономического развития ярославского региона "10 точек роста".
Вид на Ярославский речной порт - РИА Новости, 1920, 17.12.2020
Ярославцы могут принять участие в обновлении стратегии региона
- В каких еще проектах вы планируете участвовать в будущем?
- Прежде всего, в новом национальном проекте "Наука и университеты", который объединит и вузы-участники Проекта 5-100, и опорные университеты, и отраслевые университеты, и институты РАН. Речь идет о формировании большой группы организаций науки и образования, их партнеров социально-экономического сектора. На них ляжет ответственность за глобальную конкуренцию в науке, образовании и стратегическом развитии территорий России.
Все наши проекты, связанные с физикой, математикой, информатикой, современными компьютерными системами и искусственным интеллектом, гуманитарной и социальной сферами, мы рассматриваем именно в этом преломлении.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала